Interfax-Russia.ru – Заложен первый камень дороги, которая соединит трассу М-25 с Керченским мостом. Подготовка к его стройке идет по графику, при этом стоимость объекта может снизиться.
Строительство 40-километровой четырехполосной дороги, которая соединит трассу М-25 Новороссийск – Керченский пролив с будущим мостом через Керченский пролив, началось 1 октября.
Во время церемонии закладки первого камня будущей трассы заместитель начальника федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Дмитрий Горб рассказал, что дорога спроектирована с расчетом на проезд 36 тыс. автомобилей в сутки, а расчетная скорость движения по ней составляет 120 км/ч.
Предполагается, что на дороге будут построены пять транспортных развязок. "Развязки спроектированы в два уровня, это исключает пересечение потоков транспорта и, соответственно, приводит к повышению безопасности", - сказал Дмитрий Горб.
Вместе с этим, проект будущей дороги создан с учетом снижения негативного воздействия на археологические памятники Таманского полуострова.
В будущем есть планы на строительство и железной дороги длиной в 42 км от уже существующих на Таманском полуострове железнодорожных путей до Керченского моста. Автомобильные и железнодорожные подходы к мосту на Крымском берегу пролива сейчас проектируются.
Протяженность четырехполосной трассы к мосту, по проекту, составит около 8 км, а двухпутной железной дороги - около 17,5 км.
Подрядчиком по строительству трассы, ведущей к мосту, выбрали ООО "Дорожная строительная компания" (ДСК, Тверская область). Компания предложила заключить контракт по цене 15,283 млрд рублей при начальной (максимальной) цене 15 млрд 359,88 млн рублей.
На строительство дороги в этом году компания должна, согласно контракту, освоить 887,5 млн рублей, в 2016 году - 1,583 млрд рублей, в 2017 году - 4,843 млрд рублей, в 2018 году - 8,046 млрд рублей.
Напомним, что строительство Керченского моста, как и дороги к нему, ведется за счет федерального бюджета в рамках ФЦП развития Крыма и Севастополя до 2020 года.
Закончить трассу должны к 2018 году, после этого будет открыто в рабочем режиме и движение по мосту.
Снизить цену
Стоимость самой масштабной стройки в РФ может оказаться ниже заявленной. Как заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак, присутствовавший на закладке первого камня дороги, те затраты, которые фигурируют в решениях правительства России, являются максимальными, а фактическая же стоимость моста может быть меньше.
"Правительство Российской Федерации не принимает решений о начале строительства без предельных цен. Это предельные цены, окончательная цена будет определена по результатам проведения технологической экспертизы проектной документации", - сказал Дмитрий Козак журналистам.
Как сообщалось в августе этого года, финансирование строительства в 2015 году сокращено с 54,4 до 48,9 млрд руб., но в 2016 году увеличено с 60 до 65,4 млрд руб. При этом, объемы финансирования на 2017-2019 годы не меняются и составят в 2017 году 60 млрд руб., в 2018 году - 40,8 млрд руб., в 2019 году - 13 млрд руб.
Директор управления федеральных автомобильных дорог "Тамань" Роман Новиков ранее отмечал, что общая длина моста через Керченский пролив, отделяющий Крымский полуостров от других регионов России, составит 19 км, часть перехода пойдет по дамбам. Для строительства моста потребуется около 250 тыс. тонн металлоконструкций. Общая стоимость проекта - около 247 млрд руб.
Строительством перехода занимается ООО "Стройгазмонтаж". Компания группы СГМ Аркадия Ротенберга получила контракт в феврале этого года.
Инженерные изыскания и конструктивные решения проекта моста в конце июня передали на рассмотрение в Главгосэкспертизу РФ. Сейчас на месте строительства со стороны Керчи и Тамани идут подготовительные работы.
О том, что проект моста может быть дешевле на 10-20%, говорят и ученые. Исследования в зоне строительства на предмет сейсмических угроз в последние два года доказали, что мост можно строить с меньшими рисками и, соответственно, затратами, заявил замдиректора Института физики Земли РАН, профессор Евгений Рогожин.
С докладом о результатах исследований он выступил в сентябре на конференции МЧС "Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций".
Детальное изучение, по словам Евгения Рогожина, потребовалось по той причине, что на общей сейсмической карте район предполагаемого строительства отмечен как крайне неблагоприятный, угрожающий 9-10-балльным сейсмическим воздействием.
"Транспортный переход оказывается в зоне сразу нескольких активных разломов. Все они должны были быть изучены, чтобы понять степень активности. Мы траншеями вскрыли основные разломы, определили возраст - примерно тысяча лет. Изучили основные зоны разломов методом микросейсмического зондирования", - рассказал ученый.
Эксперты выявили в районе Керченского пролива ряд сейсмоактивных зон с высоким потенциалом, магнитудой до 7 баллов, и описали их характеристики с учетом расстояния до объекта строительства. Были обследованы даже памятники древнего зодчества со следами старых землетрясений. Все это дало возможность рассчитать возможные воздействия в случае землетрясения на участках транспортного перехода, пояснил Евгений Рогожин.
"При сейсмической опасности 10 баллов строить такие сооружения нельзя. Но мы получили иные характеристики, понизили уровень опасности. Снижение, которое мы рассчитали, позволяет строительство, и даже удешевляет проект примерно на 10%, а то и на 20%", - рассказал замдиректора института.
Сооружение, безусловно, нужно будет укреплять, отметил ученый. Необходимо использовать специальные технологии, но проектировщики "будут рассчитывать не под 10, а под 8,5 баллов опасности. Такие сооружения строятся в других странах, это преодолимо", считает ученый.
По его словам, в ходе исследования было выявлено еще несколько сопутствующих проблем, которые должны быть обязательно учтены в проекте, например, сложный для строительства грунт или грязевые вулканы.
"Выяснилось, что они есть на выходах на Таманский и на Керченский полуостров. Там можно скорректировать трассу и обойти активные вулканы. Опасность также представляют оползни, они тоже обследованы, большой угрозы мы не обнаружили - влияние их может быть минимизировано", - сообщил профессор.
Первый пошел
К октябрю строители завершили возведение первого участка вспомогательного моста через Керченский пролив, который будет функционировать во время строительства постоянного моста. Первый небольшой мост протяженностью 1,2 км связал кавказский берег пролива и остров Тузла, сообщила пресс-служба ООО "Стройгазмонтаж".
"Для строительства моста было установлено 58 опор, сваи погружены (в дно пролива - ИФ) на глубину до 56 метров. Проезд по мосту на грузовом автомобиле занимает не более пяти минут, пешком - 15 минут", - говорится в сообщении подрядчика.
В целом подготовка к строительству Керченского моста идет по графику, сказал вице-премьер Дмитрий Козак.
"Все идет по графику, несмотря на то, что здесь в узком коридоре, фактически на одной площадке работают различные подрядные организации, различные заказчики. Все объекты запланированы - и силовой энергокабель, и газопровод, и мост - все они будут построены в любом случае", - сообщил вице-премьер.
Проект Керченского моста представили премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву на Международном инвестиционном форуме "Сочи-2015". Министр транспорта Максим Соколов показал главе правительства на объемном макете, каким образом будет устроена судоходная арка.
По его словам, ее высота будет 35 м. В этом месте мост будет разделен на железнодорожную и автомобильную ветки.
Согласно данным презентации проекта, общая протяженность моста составит 19 км, наибольшая глубина погружения свай - 70 м. Опоры моста будут установлены вне зоны тектонического разлома. По проекту, мост обходит зоны вулканической активности.
К 2019 году через Керченский мост, как ожидается, ежедневно будут проезжать около 12,8 тыс. автомобилей, к 2025 году - 21 тыс., к 2040 году - 40 тыс. По железной дороге будут ходить 47 пар поездов в день в 2019 году, и этот поток будет увеличится с 50 до 65 пар с 2025 по 2040 годы.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook