Профессиональное покушение

Interfax-Russia.ru - Министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров расстрелян снайперами.

То, что случилось в пятницу 5 июня в Махачкале - не просто громкое преступление. Даже не "запредельное по своей дерзости", как оценил его замруководителя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. Запредельно дерзким можно считать и ограбление банка в центре Москвы в час пик. Мы же имеем дело с убийством знаковым, можно сказать, ритуальным, сравнимым разве что с уничтожением первого президента Чечни Ахмада Кадырова 9 мая 2004 года.

Генерал-лейтенант милиции Адильгерей Магомедович Магомедтагиров, занимавший пост министра внутренних дел Дагестана с мая 1998 года, считался самым непримиримым и яростным борцом против бандитизма и религиозного экстремизма в республике. Его имя боевики внесли в верхние строки своего черного списка. По свидетельству главы российского МВД Рашида Нургалиева, за последние годы на Магомедтагирова было совершено семь покушений. Широкой общественности известно о некоторых из них. 29 декабря 2005 года попытку покушения на министра предпринял террорист-смертник, однако Магомедтагиров не пострадал. 8 августа 2006 года, когда глава дагестанского МВД мчался со своим кортежем к месту покушения на прокурора Буйнакска Битара Битарова, на трассе Махачкала-Буйнакск сработали два взрывных устройства, погибли два милиционера. В ночь на 4 февраля 2007 года в Махачкале обстрелян автомобиль следователя Максуда Магомедова, сына близкого друга главы МВД, Магомедов погиб. Джип министра, который выехал на место гибели следователя, взлетел на воздух. Погибли водитель и начальник охраны главы МВД, но сам главный милиционер республики прибыл раньше и на другой машине.

Адильгерей Магомедович был опытным силовиком, не боялся бандитов и расправлялся с ними безжалостно. Зная об охоте, объявленной на него, он предпринял все возможные действия, чтобы себя защитить. Обычно министр выезжал в сопровождении двух бронированных автомобилей УАЗ с бойцами спецназа, которые были вооружены гранатометами, пулеметами, а также специальным бесшумным оружием. И все же смертельная пуля настигла генерал-лейтенанта.

Произошло это на южной окраине дагестанской столицы, у входа в роскошный банкетный зал "Марракеш", расположенный на улице имени дважды Героя Советского Союза Аметхана Султанова. Глава МВД прибыл сюда на свадьбу дочери начальника Управления по налоговым преступлениям МВД Дагестана Абдулжапара Магомедова. По некоторым данным, Магомедтагиров, проведя в свадебном зале чуть более 40 минут, вышел из "Марракеша" вместе с отцом невесты - и попал под массированный обстрел. Однако это не соответствует действительности. "Он на эту свадьбу даже не собирался, - заявил глава республики Муху Алиев. - В два часа ночи он ушел из моего кабинета в тот день, в 9 часов утра мы с ним проводили совещание. Полпервого разговаривали по телефону. Каждый человек к своему сотруднику может поехать или пойти на свадьбу. Но его туда буквально заманили".

Преступление было совершено примерно в 13.05, то есть за полчаса до убийства Магомедтагиров не думал отправляться в "Марракеш" и не мог находиться на свадьбе 40 минут. Говорили, что, согласно местным обычаям, министр вместе с отцом невесты готовился встречать гостей. Однако в момент убийства свадьба уже началась и в зале звучала громкая музыка. Скорее всего, в генерал-лейтенанта стреляли тогда, когда он направлялся в банкетный зал (по словам очевидцев, пуля попала Магомедтагирову в спину).

Как бы то ни было, убийцы заранее знали о том, о чем за полчаса до трагического события не догадывалась сама жертва: министр на свадьбу прибудет. Все было подготовлено к кровавой встрече. И можно полностью согласиться с мнением, высказанным президентом Дагестана: покушение на Магомедтагирова готовилось с участием работников правоохранительных органов - не исключено, что из ближайшего окружения министра.

Такая версия стала для следствия одной из основных после того, как выяснилось, что глава республиканского МВД убит нетрадиционным для местных экстремистов способом. Впервые в практике боевиков покушение совершено с применением высокоточного специального оружия. До сих пор бандиты обходились привычными "калашами" и тротилом, о чем свидетельствуют хотя бы предыдущие покушения на министра. Однако в этот раз кавказские криминалисты поначалу оказались в тупике. "В нашей пулегильзотеке нет пуль и гильз, аналогичных изъятым с места преступления. Мы будем направлять изъятые вещественные доказательства на экспертизу в Москву", - заявил руководитель экспертно-криминалистического центра при МВД Дагестана Наби Ахадов. А уже в субботу вечером заместитель начальника экспертно-криминалистического центра МВД республики Дауд Абдулаев сообщил: министр внутренних дел Дагестана застрелен из снайперской винтовки "Винторез" либо автомата "Вал" или ВСК-94. Этим оружием оснащены спецподразделения Минобороны, ФСБ и МВД. Убийцы использовали особые патроны ПАБ-6, которые применяются для уничтожения живой силы, находящейся в укрытиях или прикрытой легкой броней. Пуля от этого патрона легко пробивает стандартный бронежилет.

Для справки: снайперская винтовка "Винторез" разработана еще в конце 1981 года. При общей длине 815 мм она весила всего 2,2 кг. К винтовке сразу приклеилось прозвище "игрушка". Принята на вооружение в 1987 году, с использованием патрона повышенной пробиваемости - СП-6. Автомат "Вал" создан в ЦНИИ Точного Машиностроения во второй половине 1980х годов на основе "Винтореза" и предназначался для вооружения подразделений специального назначения Минобороны и МВД СССР. ВСК-94 разработана в тульском КБ Приборостроения как альтернатива "Винторезу" и поступила на вооружение в начале 1990-х годов. Может использоваться для малошумной стрельбы на дальностях до 400 метров.

Другими словами, это - оружие элитных частей. Предстоит выяснить, каким образом оно попало к боевикам, как и кем произведено. Ведь подобного рода снайперские автоматы и винтовки выпускаются на Тульском оружейном заводе и подлежат строгому учету, а оружие, из которого убит министр, "бесхозное". "По результатам экспертизы выяснилось, что "ствол", из которого был убит министр, в региональной базе данных не числится", - отметил Дауд Абдуллаев.

Настораживает и то, что исполнители преступления являются профессионалами высокого класса - возможно, бывшими или даже действующими бойцами спецподразделений. По словам главного врача республиканского ортопедотравматологического центра Магомеда Омарова, об этом свидетельствует характер ранений: "Навылет прошло десятка полтора пуль. По опыту своей работы могу сделать предварительный вывод, что работал снайпер - попасть в сердце с первого раза не каждому дано".

Следует уточнить: судя по всему, речь идет не об одном, а о нескольких снайперах. Правоохранительные органы предполагают, что в главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова стреляли с двух точек. Стрельба началась из девятиэтажного дома в 500 метров от "Маракеша". Именно в этом направлении охрана открыла ответный огонь. Перестрелка длилась около полутора минут. Однако позже криминалисты определили, что второй стрелок находился также в 9-этажке на противоположной стороне проспекта. Министр попал под перекрестный огонь, и у него не было ни малейшего шанса выжить. В операционную главу МВД доставили только через четверть часа, в состоянии клинической смерти. Кровь уже заполнила грудную клетку, о спасении и речи быть не могло.

Вместе с Магомедтагировым под обстрел попали еще восемь человек. Один из них, начальник тыла МВД Дагестана Абдуразак Абакаров, скончался в больнице, за жизнь отца невесты Абдулжапара Магомедова врачи продолжают бороться. В тяжелом состоянии находится и охранник министра. Еще нескольких раненых отпустили домой после оказания помощи.

Поиски преступников по горячим следам с объявлением планов "Перехват" и "Вулкан-5" результатов не дали. Возбуждено уголовное дело по пункту "а" части второй ст. 105 (убийство), пунктам "а", "и" части второй ст. 30, ст. 105 УК РФ (покушение на убийство), ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия).

В тот же день о случившемся немедленно доложили президенту России Дмитрию Медведеву, который реагировал немедленно. Он отозвал министра МВД России Рашида Нургалиева в Москву из Ялты, чтобы тот лично контролировал ситуацию. Медведев также дал поручение генеральному прокурору Юрию Чайке взять расследование убийства дагестанского министра под личный контроль. Соответствующее поручение от президента получил глава ФСБ России Александр Бортников. Для координации расследования преступления в Дагестан выехал заместитель генпрокурора РФ в Южном федеральном округе Иван Сыдорук. По указанию генерального прокурора России Юрия Чайки в Махачкалу вылетели также первый заместитель генпрокурора РФ - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и начальник управления по надзору за расследованием особо важных дел Генпрокуратуры РФ Игорь Мясников. На расследование преступления из Москвы направлены опытнейшие оперативники.

Многие эксперты считают, что нынешнее обострение ситуации в Дагестане и на Северном Кавказе в целом не случайно. Определенным силам как в стране, так и за ее пределами крайне необходим взрыв в этой "горячей точке" России. Наметившаяся в последние годы тенденция к стабилизации обстановки невыгодна очень многим. И дело не только в религиозном экстремизме. В разговоре с обозревателем Interfax-Russia.ru источник в южных силовых структурах признал, что "одними силовыми мерами перелома достичь нельзя". "Надо решать проблемы местного населения, которые толкают людей в объятия бандитов и боевиков", - сказал он.

В мае этого года создана совместная рабочая группа по проблемам соблюдения прав и свобод в республике. Туда вошел и председатель комиссии по межнациональным отношениям Общественной палаты РФ Николай Сванидзе. Побывав в Дагестане, он пришел к выводу: одна из главных проблем республики - высокий уровень коррумпированности.

К подобному мнению склоняются и другие эксперты. По их мнению, на Кавказе сегодня процветают не только коррупция, но и клановое дробление, криминал. В итоге простые люди не защищены от произвола и беспредела.

Увы, и самого погибшего главу МВД Дагестана обвиняли в излишней жесткости. Были даже митинги с требованием отставки Магомедтагирова. Министру ставили в упрек в том числе и его высказывания о том, что "лучшая профилактика ваххабизма - пуля в лоб". По мнению ряда правозащитников, силовые методы подавления религиозного экстремизма (в частности, использование тяжелой техники при штурме зданий, где прячутся боевики), которые использовал глава МВД, неадекватны и толкают жителей в ряды вооруженной оппозиции.

Однако, как считает ряд наблюдателей, эти обвинения не всегда справедливы. Практика показывает, что экстремисты понимают, прежде всего, язык грубой силы. Как утверждает заместитель полномочного представителя президента РФ в ЮФО Николай Федоряк, нынешнее обострение обстановки в Дагестане напрямую связано с активизацией борьбы против сепаратистов в Чечне и Ингушетии. Он высказывает предположение, что боевики перемещаются в соседние республики. И убийство Магомедтагирова - "возможно, попытка перенести некоторую дестабилизацию обстановки и в Дагестан".

Это подтверждается и явной активизацией диверсий в республике. Вот горячая хроника только за последний месяц. 1 мая на окраине Хасавюрта подорван бронированный спецавтомобиль с сотрудниками следственного изолятора. Обошлось без жертв. 13 мая в Махачкале на проспекте Аметхана Султана прогремел взрыв, в ранены два милиционера. В тот же день в поселке Семендер в пригороде Махачкалы было обнаружено взрывное устройство - минометный снаряд с электродетонатором. 16 мая на окраине Хасавюрта сработало взрывное устройство, пострадали два человека. 30 мая там же произошел взрыв. Пострадавших не было. 31 мая в центре Махачкалы сработало взрывное устройство, заложенное в мусорный бак. Жертв нет. 6 июня ночью в Махачкале рядом с постом ДПС произошел взрыв, погиб сотрудник милиции. В тот же день в Карабудахкентском районе Дагестана обнаружено и обезврежено самодельное взрывное устройство мощностью 6,5 кг тротила.

Некоторые наблюдатели связывают всплеск активности экстремистского подполья с назначением генерал-лейтенанта Владимира Шаманова командующим воздушно-десантными войсками. Имя Шаманова правозащитники и сепаратисты связывают с убийствами мирных жителей и неоправданной жестокостью во время чеченских контртеррористических операций, хотя ни одного доказанного эпизода не было установлено.

Впрочем, чем бы не было обусловлено нынешнее обострение, тенденции ужасают. Теперь боевики наряду с традиционной взрывчаткой стали использовать снайперское оружие элитных подразделений. Что дальше? Очень хотелось бы надеяться, что сепаратисты не доберутся до танков и истребителей. Тогда рассуждать о причинах и следствиях будет поздно.

Обозреватель Александр Сидоров

Фото ИТАР-ТАСС