Interfax-Russia.ru - Новый вид экстремального отдыха вскоре появится в Адыгее. Первый парк скалолазания с "железной тропой" и троллеем поможет рассредоточить туристов, считают местные власти.
Полазить по настоящим скалам и ощутить волну экстрима, пролетая на большой скорости над ущельем горной реки теперь под силу любому, не только профессиональному спортсмену. Впервые опробовать новый вид развлечения смогут на себе жители и гости Адыгеи.
Недалеко от поселка Каменномостский (Хаджох), в ущелье реки Мешоко, строится так называемая виа феррата. Этот термин, который в переводе с итальянского означает "дорога из железа" или "железная тропа", в области альпинизма обозначает скальный участок, специально оборудованный металлическими конструкциями для того, чтобы преодолевать его было быстрее и проще.
Начало новому туристическому развлечению положил троллей, который войдет в проект оборудования Мешокского ущелья. Прежде троллеи использовали лишь спелеологи и альпинисты для преодоления препятствий в горах и пещерах. По туго натянутой веревке они перебирались на другую сторону каньона, трещины, колодца или переправляли груз. Кроме того, некоторые горные народы использовали троллеи как обычный транспорт, а позже троллеи перешли и в разряд аттракционов.
Неизвестно, кто первый использовал троллей для развлечения, но сейчас их можно встретить в веревочных парках по всему миру. Обычно это небольшие, метров по 50, переправы. В Адыгее же решили установить стационарный троллей с использованием грузопассажирского троса - там он будет постоянно натянут в одном месте.
Верхняя точка спуска расположена на высоте около 200 метров на горе Копилка, а трос протяженностью 333 метра натянут под уклоном и уходит к гроту противоположного хребта. К нему прикреплен ролик, за который цепляется человек. В течение нескольких секунд на скорости примерно 20-30 км/ч (все зависит от веса экстремала) он летит над ущельем, любуясь с высоты птичьего полета красотой природы и даже иногда задевая гущу облаков.
Пока что над ущельем натянут только один трос, по которому можно спуститься вниз ущелья, но в течение месяца появится еще один - в обратном направлении. "Мы планируем организовать такую трассу, чтобы туристы вначале спускались вниз ущелья по троллею, там проходили часть пути по виа феррата и затем возвращались по второму тросу назад", - рассказал Interrfax-Russia.ru директор турфирмы "Оштен-тур" Мурат Берзегов.
Аттракцион станет круглогодичным. "Мы подготовим экипировку: дополнительную теплую одежду, перчатки, шапки под шлем - и желающие смогут кататься по троллею и зимой", - сказал создатель проекта развлечений.
Технологию строительства виа феррата в Адыгею привезли из-за рубежа. Для возведения трассы в Мешоко ее пришлось специально переводить с английского.
Трасса скалолазания в новом парке будет создана таким образом, что по ней сможет пройти любой неподготовленный человек. Единственное ограничение - максимальный вес для допуска на троллей - 120 кг, больше трос может не выдержать.
Что касается безопасности, то за нее отвечают, в первую очередь, сами организаторы экстрим-проекта. Все туристы проходят обязательный инструктаж, и группу из нескольких человек сопровождает инструктор.
Второстепенная ответственность лежит на материалах, из которых готовится трасса виа феррата, отметил Мурат Берзегов: "Все материалы - ГОСТовые, знаком отмечены все детали. Снаряжение мы используем французское, все методы предотвращения травм там учтены. Конечно, есть страховочный трос - в случае падения альпинист повисает на нем".
В течение этого года создатели нового для Адыгеи аттракциона собираются задействовать все скалы ущелья, прорубив тропы с укреплениями. Первый участок будет протяженностью 120-150 метров, а в дальнейшем его длина может достигнуть и километра. По мнению инструкторов фирмы, виа феррата должна привлечь многих любителей экстрима в Мешокское ущелье.
"Пока мы только строимся. Если республиканский комитет по туризму поможет - ожидаем хорошего потока. Когда завершим строительство, у нас состоится встреча с представителями комитета. Они сами должны быть в этом заинтересованы", - добавил Мурат Берзегов.
Начальник отдела туризма комитета по туризму и курортам республики Адыгея Генрих Дерзиян в свою очередь напомнил, что нынешний бренд Адыгеи - территория развития активных видов отдыха в экологически чистой среде.
"Такие виды развлечений у нас в приоритете. Поэтому мы, конечно, будем поддерживать подобные проекты. Самое главное, чтобы они соответствовали ГОСТам безопасности - за этим мы строго следим", - сообщил Interfax-Russia.ru Генрих Дерзиян.
Он также добавил, что в республике сейчас быстро растет количество туристов, но теперь надо решать другую задачу - создавать больше мест массового посещения, чтобы "рассредоточивать гостей". Для этого власти региона сейчас собираются развивать туристические объекты в Аминовском ущелье, и Мешоко тоже стоит в планах комитета по туризму.
Выходит, что местный турбизнес немного обогнал планы властей республики, начав строить виа феррата в Мешокском ущелье.
Кстати, основоположницей "железной тропы" является Австрия - самый первый "ферратный" участок был построен в 1843 году в австрийском горном массиве Дахштайн. Сейчас каждый год на территории Альп появляется около 50 новых виа феррат. В 2008 году общее количество виа феррат в Альпах оценивалось примерно в 1 тыс., большинство из которых приходилось на Восточные Альпы. Технически самыми совершенными принято считать участки во Франции и Швейцарии.
Длина и сложность виа феррат варьируются в широком диапазоне - от горизонтальных участков длиной в пару сотен метров до участков-рекордсменов с протяженностью более двух километров и перепадом высот более тысячи метров. Пользование европейскими виа ферратами бесплатное, исключение составляют некоторые спортивные виа ферраты, где за посещение взимают небольшую плату, а также иногда дают ферратное снаряжение напрокат. Существуют и виа ферраты, на которых можно находиться только с инструктором.
В Машокском ущелье Адыгеи такое удовольствие не бесплатное – оно стоит тысячу рублей. Но несмотря на то, что первый троллей открыт совсем недавно - с середины августа, интересуются экстремальной новинкой не только местные, подчеркивают в турфирме. Отдыхающие, наслышанные об открытии первой очереди спуска, уже стремятся опробовать аттракцион.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".