Interfax-Russia.ru – Новые автосборочные предприятия скоро могут появиться на Северном Кавказе. Для этого три региона округа планируют объединить в одну ОЭЗ промышленного типа.
Карачаево-Черкесию, Ставропольский край и Чечню в ближайшем будущем может объединить общая цель: регионы работают над созданием промышленной особой экономической зоны (ОЭЗ) по производству автомобилей. В Чечне и КЧР уже работают два таких предприятия – заводы "Чеченавто" и "Дервейс".
Инициативу в создании ОЭЗ проявили власти Чечни, в частности, заместитель председателя правительства республики Абдула Магомадов возглавит совместную рабочую группу по работе над ОЭЗ промышленно-производственного типа "Аргун–Черкесск–Ставрополь". Пока группа работает над заявкой.
В будущий автомобильный кластер должны войти два предприятия Чечни – ОАО "Чеченавто", расположенный в промышленной зоне Аргуна и занимающийся выпуском Lada Priora, а также вновь создаваемое предприятие ООО "Юг-Авто". Предполагается, что оно станет основным резидентом зоны и расположится также в Аргуне на площади в 200 гектаров. Завод будет выпускать до 100 тыс. автомобилей в год, а инвестором проекта станет ООО "Дервейс" и ОАО "Московский индустриальный банк", отмечается в сообщении на сайте администрации Чечни.
"По данному поводу (созданию ОЭЗ – ИФ) проводятся переговоры с руководством Ставропольского края и Карачаево-Черкесии, по итогам которых будут подготовлены соответствующие документы в адрес правительства России о создании особой экономической зоны "Аргун–Черкесск–Ставрополь", - приводит пресс-служба слова президента Чечни Рамзана Кадырова.
При этом он выразил уверенность, что Чечня станет одним из крупных центров автомобилестроения.
"С запуском данной промышленной зоны только в Аргуне планируется создать около десяти тысяч рабочих мест. Уверен, что нам вместе с исполняющим обязанности губернатора Ставропольского края Владимиром Владимировым и главой КЧР Рашидом Темрезовым удастся совместно реализовать этот важный для всех нас проект", - добавил глава республики.
Завершить создание зоны власти планируют в течение ближайших трех месяцев, а
организация производства и строительство заводов займет не менее двух лет.
В министерстве промышленности Ставропольского края Interfax-Russia.ru подтвердили намерения и инициативу Чечни в создании такой зоны. По словам представителя министерства, в крае действительно намерены строить завод по сборке машин, и его инвестором, предположительно, станет автомобильная компания "Дервейс", уже имеющая производство в Карачаево-Черкесии.
Собеседник Interfax-Russia.ru сообщил со ссылкой на главу ставропольского Минпрома Виталия Хоценко, что первую очередь завода "Ставрополь Авто", по предварительной договоренности с инвестором, планируют построить к концу 2015 года. Производство расположится на территории Шпаковского района края на участке площадью 200 гектаров.
На заводе в Ставропольском крае, как и в КЧР, будут собирать машины китайских марок из готовых комплектующих. Первая очередь завода должна работать мощностью сто тысяч автомобилей. А в перспективе, после введения в строй второй очереди – до двухсот.
Как отметили Interfax-Russia.ru в краевом Минпроме, инвестиции в строительство первой очереди завода составят более 6 млрд рублей. После введения предприятия в строй в регионе появятся около 4 тыс. рабочих мест.
Представитель ведомства также отметил, что несколько лет назад "Деврейс" уже пытался зайти с производством в Ставропольский край. И действительно, согласно информации 2012 года, компания, занимающаяся контрактной сборкой автомобилей китайских брендов в Карачаево-Черкесии, заявляла о планах возведения завода в Невинномысске стоимостью более 4,3 млрд рублей.
Два года назад предполагалось, что к 2014 году новый завод уже начнет выпуск, его предполагаемая мощность была 100 тыс. машин в год. На предприятии должны были собирать среднеразмерные кроссоверы и легковые автомобили, включая сварку кузовов, окраску, сборку и диагностику техники.
Автозавод "Дервейс", работащий в Карачаево-Черкесии с 2004 года, также является предприятием полного цикла. Прежде завод собирал машины китайских марок Haima и Lifan, а недавно запустил еще несколько марок. Так, в марте этого года он запустил производство китайских автомобилей Brilliance.
"В 2014 году на "Дервейсе" будет произведено 3,5-4 тыс. автомобилей Brilliance V5", - сообщил журналистам заместитель гендиректора Brilliance Motor в России Сергей Буршин на презентации нового автомобиля. По его словам, в дальнейшем динамика продаж покажет, будет ли компания увеличивать объем производства на "Дервейсе".
Китайская компания Brilliance в 2005-2008 годах продавала в РФ две своих модели: M2 и M3, но из-за экономического кризиса в 2009 году компании пришлось уйти с российского рынка. За это время китайский производитель продал в РФ не более 1000 своих машин, напомнил Сергей Буршин.
По его словам, Brilliance подписала соглашения с 17 российскими дилерскими центрами, до конца года планируется, что их количество увеличится до 35. Стоимость нового автомобиля, который будет собираться в Черкесске, начинается от 630 тыс. рублей в зависимости от комплектации. Своими конкурентами в РФ компания считает японский Nissan и китайский Chery.
Кроме этого, летом 2013 года компания начала серийную сборку внедорожников Luxgen7 SUV. На начальном этапе - до конца 2013 года - планировалось собирать до 450 автомобилей в месяц.
Как отметил старший вице-президент Luxgen Motor Винсент Цао, завод "Дервейс" стал третьей площадкой для производства автомобилей марки Luxgen в мире наряду с заводом корпорации Yulon Group на Тайване и СП Dongfeng Yulon Group в Китае.
В прошлом году компания "Дервейс" сообщала, что к 2015 году намерена довести объем производства до 130 тыс. автомобилей в год, таким образом увеличив его в 1,7 раза по сравнению с 2012 годом.
В 2014 году годовой денежный оборот компании планируется увеличить в 2 раза по сравнению с ожидаемым в 2013 году показателем в $1 млрд.
Вместе с тем, производство на предприятии "Чеченавто", которое, как предполагается, тоже войдет в автомобильную ОЭЗ промышленного типа, упало по итогам 2013 года на четверть.
Завод с 2012 года выпускает только Lada Priora, и в 2013 году его производство снизилось на 26%, сообщил Чеченстат. В прошлом году на заводе собрали 791 седан.
В настоящее время в Росси существует шесть особых экономических зон промышленного типа. Экономическая зона, объединяющая три региона, станет первым в России подобным опытом. По мнению специалистов, успех проекта реален благодаря выгодному географическому положению трех северо-кавказских регионов. Кроме того, на этих территориях есть избыток трудовых ресурсов.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"