Россия нашла решение "Формулы"

Interfax-Russia.ru – В олимпийском Сочи будут проводиться гран-при автогонок "Формула-1".

Вопреки утопиям

Вообще-то решение о получении права на проведение чемпионата "Формулы-1" в России можно назвать спортивным событием почти эпохального значения. Ведь эти соревнования болидов пользуются бешеной популярностью – пусть и не на уровне Олимпийских игр, но где-то около того.

В среду в СМИ появились сообщения о том, что власти Краснодарского края и организаторы чемпионата мира "Формулы-1" подпишут серьезный контракт о проведении гран-при этих соревнований на территории нашей страны.

По предварительным оценкам, объем инвестиций в подготовку проведения гран-при в России может составить 200 млн долларов - стандартная стоимость постройки автодрома "Формулы-1". Впрочем, учитывая нестандартность российских подходов, этот проект может обойтись значительно дороже. К тому же Россия должна будет выложить еще более 40 млн долларов за право проведения первого этапа гонок болидов. В последующем за каждый этап ежегодно цена будет увеличиваться на 10%.

Многие аналитики утверждают, что европейские страны на подобные суммы раскошеливаться не желают, поэтому организаторы "Формулы-1" давно уже стали "мигрировать" в арабские государства, в Индию и США. Теперь вот добрались и до России. Впрочем, по мнению экономистов, инвестиции в "Формулу-1" окупаются и даже приносят хорошую прибыль.

Правда, некоторые известные гонщики указывают на то, что у России нет опыта проведения болидных автогонок, поэтому затея с трассой для "Формулы-1" в Имеретинской долине в районе Сочи более чем сомнительна и напоминает авантюру.

"Устроить этап "Формулы-1" в России в существующих условиях - это чистая утопия", - заявил агентству France Press российский пилот "Формулы-2" Иван Самарин.

Скептики также предупреждают: даже если трасса будет построена по всем мировым стандартам, есть опасность того, что большую часть времени она будет простаивать, как и подобная ей в Объединенных Арабских Эмиратах. Ведь среди россиян (как и среди арабов) пилотов высокого класса можно пересчитать по пальцам одной руки. Так, пилот Даниил Квят вошел в программу поддержки молодых пилотов Red Bull, Михаил Алешин занял третье место в чемпионате "Формулы-2", а в "Формулу-1" попал лишь россиянин Виталий Петров, да и тот выступает не слишком успешно.

"Однако если вовсе не будет трасс, то как развивать этот вид спорта?", - задают встречный вопрос оппоненты скептиков.

Нереализованные проекты

Между тем мало кто помнит или вообще знает, что несостоявшаяся история любви между "Формулой" и Россией начиналась еще в 1982 году, когда Россия входила в состав СССР.

Именно в те далекие времена владельцу "Формулы-1" Бернарду Экклстоуну пришла замечательная идея штурма "железного занавеса" пилотами болидов и проведения "Гран-при СССР". Причем отчаянный Экклстоун, приехав в Москву, стал убеждать советское руководство в том, что и строить-то особо ничего не надо: достаточно проложить трассу по улицам Москвы - на Ленинских горах.

Дело казалось практически решенным: сам Леонид Брежнев, страстный автолюбитель, поддержал ее с восторгом. "Гран-при СССР" уже анонсировали в календаре "Формулы-1" на 1983 год… Но тут 10 ноября генсек СССР умер, и Советский Союз начал решать формулы, далекие от автоспорта.

Очередной штурм СССР промоутер "Формулы-1" предпринял уже в период перестройки. В 1987 году люксембургская фирма Dorna Management решила вложить в строительство автодрома на Тушинском аэродроме в Москве 80 млн долларов. Но страна "бродила", экономическая ситуация была непредсказуемой, а в 1991 году СССР развалился, поэтому данный проект также не был осуществлен.

Однако Экклстоун не отчаялся и обратил свое внимание на Калининград. На сей раз люксембургскую фирму сменила компания из Лихтенштейна IABC. Однако от перемены мест результат не изменился: несмотря на бурную поддержку местными властями будущей трассы "Российская корона" (площадь 230 гектаров, трибуны на 300 тысяч человек), и этот проект в 1994 году лопнул, не успев как следует возникнуть.

Вслед за этим на новую Россию буквально обрушилась "эпидемия трасс". Для строительства автодрома российская компания "Карринг-Инвест" получила участок под Ярославлем – и вскоре объявила себя банкротом. Ее эстафету в 1995 году приняло АО "ЛогоВАЗ", взяв кредит на 80 млн долларов под трассу в деревне Новый Быт в районе подмосковного Чехова. Однако и этот проект не был осуществлен.

В конце 90-х построить автодром решили тульские коммунисты. Точнее члены КПРФ губернатор Тульской области Василий Стародубцев и мэр Тулы Сергей Казаков в 1998 году объявили о строительстве трассы для "Формулы-1" на подведомственной им территории. Для этого дела даже зачем-то привлекли внучатого племянника российского императора Николая II - английского принца Майкла Кентского. Но и тульское начинание кануло в лету.

Затем последовала феерия проектов: 5 января 1999 года - план строительства трассы "Пулковское кольцо" под Санкт-Петербургом, после в том же году родились два московских прожекта – рядом с аэропортом Шереметьево и почти в центре столицы, в Нагатинской пойме. Все эти проекты также остались только на бумаге.

Москва и Питер бились…

И все же в новом тысячелетии представители администрации автогонок "Формула-1" возобновили попытки провести в России этап чемпионата мира гран-при. Проект такого контракта они прислали в Москву в конце июня 2001 года, а само мероприятие запланировали на лето 2003 года. Контракт направили руководителю проекта строительства многоцелевого автодрома в Нагатинской пойме, председателю комитета по туризму правительства Москвы Григорию Антюфееву.

Увы, но и на этот раз "Формулу-1" постигла неудача. В октябре 2003 года в Москве действительно состоялся заезд "Формулы-1" при большом скоплении болельщиков. Однако в нем участвовали лишь пилоты команды "Рено" Ярно Трулли и Фернандо Алонсо - они проехали несколько кругов по импровизированной трассе, наскоро построенной специально для этого мероприятия на Воробьевых горах.

Правда, пилоты были страшно недовольны тем, что "эти дикие русские" то и дело пытались выскочить на трассу, демонстрируя не то отвагу, не то дурь. Зато московские власти в очередной раз продемонстрировали оптимизм, пообещав через два года уже полноценный автодром для болидов. 9 декабря того же года Юрий Лужков подписал постановление о выделении земельного участка площадью 227,6 га под строительство автодрома в Молжаниновском районе Северного административного округа Москвы. Правда, конкурс инвесторов на проектирование и строительство трассы был объявлен лишь почти три года спустя, в 2006 году.

Однако, в начале 2007 года ситуация вокруг гонок "Формулы-1" в России вновь резко изменилась. Глава Росспорта Вячеслав Фетисов предложил Бернарду Экклстоуну проводить один из этапов чемпионата мира в Санкт-Петербурге, где за несколько лет до этого собирались построить автодром "Пулковское кольцо".

Промоутер "Формулы-1" ответил примерно так: "Стройте где угодно, но начинайте же, наконец!". А главный архитектор современных автодромов для "Королевских гонок" Герман Тильке прямо заявил, что в ближайшие годы в календаре "Формулы-1" не появится гран-при России. По его словам, в стране строятся две небольшие трассы, однако ни одна из них не сможет принять гран-при, а планов на прокладку настоящей трассы пока не существует.

Россияне, однако, решили господина Тильке переубедить. В феврале Экклстоун приехал в Санкт-Петербург и встретился с губернатором города Валентиной Матвиенко. Снова возникла тема трассы под Пулково, но и на сей раз британец так ничего путного не услышал.

В извечную борьбу с северной столицей тут же решила вклиниться Москва. Москвичи предложили построить автодром в районе Волоколамска. Проект должен был выполнить уже известный Герман Тильке в соответствии со стандартами "Формулы-1". Уже 1 октября в Волоколамском районе Подмосковья состоялась церемония закладки первого камня в строительство гоночной трассы международного уровня Moscow Raceway, которую планировалось сдать к лету 2010 года под гонки серии DTM, MotoGP и "Формула-1". Длина трассы должна была составить 4070 м на площади 72 га. Правда, в апреле 2009 года в связи с мировым экономическим кризисом открытие автодрома перенесли на конец 2011 года.

И все же Питер не оставлял надежд. В марте того же 2009 года менеджер первого российского гонщика "Формулы-1" Виталия Петрова Оксана Косаченко предложила провести гран-при России в Санкт-Петербурге. Она аргументировала это тем, что Санкт-Петербург выигрывает с точки зрения логистики.

Между тем Лужков "перегорел" и решил забыть об идее "Формулы" из-за финансовых разногласий с ее промоутером.

"Экклстоун хочет забрать себе все доходы от гонки, а нам достанется лишь шум моторов", - заявил московский градоначальник.

Сам распорядитель "Королевских гонок" меж тем не унывал. В начале этого года он заявил: российский этап "Формулы-1" состоится уже в 2012 году либо в Москве, либо в Сочи - столице Олимпиады-2014. А 7 июня Бернард Экклстоун начал официальные переговоры с Минрегионразвития о предоставлении гарантий на проведение соревнований в 2014 году. Российские чиновники заявили, что приступят к строительству автодрома не раньше, чем организаторы "Королевских гонок" подтвердят, что намерены регулярно проводить этапы "Формулы-1". Иначе нет смысла ничего обсуждать.

Окончательно консенсус был достигнут во время переговоров на сентябрьском этапе "Формулы-1" – гран-при Сингапура. Об этом договорились, с одной стороны, Экклстоун, с другой зампред правительства РФ Дмитрий Козак и губернатор Краснодарского края АлександрТкачев, которые как раз в это время участвовали в форуме "Россия – Сингапур", проходившем в островном государстве.

…а победил Сочи!

И вот, наконец, 14 октября вечером Россия подписала контракт на организацию этапа чемпионата мира в классе автомобилей "Формула-1" - "Гран-при России", согласно которому Краснодарский край получает право на проведение гонок с 2014 по 2020 годы, а также возможность продления соглашения еще на пять лет. Документ подписал в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина генеральный директор ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" Михаил Капирулин и директор чемпионата мира в классе автомобилей "Формула-1" Бернард Чарльз Экклстоун.

Кроме того, соглашение о сотрудничестве подписали президент ОАО "Лукойл" Вагит Алекперов, генеральный директор инвестиционной компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска, генеральный директор ОАО "Мегафон" Сергей Солдатенков, гендиректор Ростехнологий Сергей Чемезов.

Контракт предусматривает строительство трассы, которая будет соответствовать требованиям Международной федерации автомобильного спорта к проведению соревнований самого высокого уровня, каким является национальный этап гонок "Формулы-1". Трассу для первого российского этапа чемпионата мира предполагается проложить в Имеретинской долине, где будет находиться Олимпийский парк. Для этого строители частично используют инфраструктуру Олимпиады-2014.

Премьер-министр РФ Владимир Путин подчеркнул, что строительство трассы для проведения чемпионата мира в классе автомобилей "Формула-1" в России даст дополнительный импульс российским спортсменам и молодежи. Премьер-министр отметил, что "для нас это важное событие, поскольку нужно эффективно использовать все, что мы создадим к Олимпийским играм 2014 года".

"Это касается и инфраструктуры, это касается и гостиничного хозяйства, но кроме этого есть еще причины, которые нас настраивают на позитивный лад", - добавил глава правительства.

Он также убежден, что при строительстве трассы для "Формулы-1" "наши спортсмены, наш автоспорт получат дополнительно хорошую современную площадку для развития, для тренировок".

В ходе встречи Путин напомнил памятную встречу британца с Леонидом Брежневым и высказал удовлетворение тем, что стороны "после десятилетий переговоров подошли к решению этого вопроса".

Ну что же, остается надеяться, что теперь в России уже точно пройдут соревнования "Формулы-1".

Обозреватель Александр Сидоров