Салют без опасности

Interfax-Russia.ru – Точки торговли пиротехникой и места будущих массовых праздников проверяют на Юге России. Спасатели рассказали, как нужно покупать и безопасно запускать фейерверки.

Пока города Южного федерального округа готовятся к главному празднику года, в МЧС помогают безопасно его организовать и провести. На территории ЮФО в новогодние каникулы праздничные мероприятия будут проходить в почти 6,5 тыс. местах. К ним относятся школы, детские сады, дома культуры, театры, парки и др. Каждое место празднования проверят сотрудники МЧС и в каждом из них они будут дежурить во время праздников.

"В течение декабря 2015 года будут проходить встречи с руководителями объектов, где будут проводить праздники, по разъяснению безопасного проведения. Будет также организована помощь пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям по ремонту электропроводки, печного и газового отопления, пройдет профилактическая работа в садоводческих товариществах", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Южного регионального центра МЧС РФ.

Праздничная торговля

В этом году в ЮФО официально открыто 161 место хранения и продаж фейерверков. В частности, в Адыгее их 13, на Кубани - 21, в Астраханской области - 16, в Волгоградской области - 32. Меньше всего торгуют пиротехникой в Калмыкии – там всего 4 такие точки, а больше всего в Ростовской области – 75 мест торговли и хранения.

По информации ЮРЦ МЧС, к началу декабря прошло более двух тысяч проверок

мест, где пройдут новогодние мероприятия и где продают пиротехнику. Во время этих рейдов состоялись инструктажи с персоналом и практические тренировки по эвакуации в случае пожара.

На 33 объектах проверяющие выявили нарушения требований пожарной безопасности, к административной ответственности впоследствии привлекли 28 юридических лиц, 67 должностных лиц и 14 граждан.

Поскольку Ростовская область лидирует по числу точек продаж пиротехники, представитель ГУ МЧС по региону прокомментировал Interfax-Russia.ru состояние этой сферы торговли.

В столице региона с начала декабря, по данным МЧС, работают 18 точек с пиротехникой. Уже проходят рейды по точкам продаж, они продлятся до 25 декабря. В Ростове-на-Дону и в области проверят все установленные стационарные и стихийные пункты торговли – от павильонов до рыночных точек.

"Сегодня у нас установлены еще не все точки торговли. Они будут появляться ближе к Новому году. В прошлом году было 23 пункта с пиротехникой. Все они после проверок, как правило, получают от нас предписания", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник отдела административной практики и дознания отдела надзорной деятельности по Ростову-на-Дону ГУ МЧС по Ростовской области Павел Кириченко.

Стационарных точек торговли в Ростове-на-Дону всего 5-6, остальные открываются непосредственно в канун праздника, пояснил собеседник.

В скором времени сотрудники МЧС планируют выезжать вместе с полицейскими, чтобы проверить точки-однодневки на рынках города.

По словам сотрудника ведомства, нарушения типичные: зачастую в точках торговли нет огнетушителей, или их недостаточно на существующую площадь торговли. "К примеру, товар часто хранят на расстоянии ближе 5 метров от светильников, или между рядами расстояния, недостаточные для эвакуации. Эти вещи быстро устранимы, но "пробелы" бывают у каждого торговца", - отметил он.

Продажа и использование пиротехники регулируется целым рядом подзаконных актов и несколькими постановлениями правительства РФ, отметил Павел Кириченко. Также существует технический регламент по их использованию и регламент Таможенного союза.

ПироТехника безопасности

Каждый год сотрудники МЧС проводят показательную тренировку по использованию пиротехники. Кроме того, как правильно выбрать, купить, а потом использовать фейерверк, рассказали спасатели.

Итак, первым делом стоит попросить у продавца сертификат на товар. Любая торговая точка обязана их иметь на каждое изделие и показывать по требованию. Далее следует обратить внимание на внешний вид товара, целостность его упаковки, взглянуть на инструкцию по эксплуатации, которая должна быть обязательно на русском языке.

Еще один важный момент при покупке – человек должен получать изделие от продавца, обязательно упакованное, только после оплаты. "Особенно это касается супермаркетов – сначала вы выбираете, потом оплачиваете, и только потом вам его отдают. Это делается, чтобы избежать происшествий из-за человеческого фактора", - объяснил Павел Кириченко.

В свободной продаже разрешены изделия 1, 2 и 3 класса. 1 класс – это в основном хлопушки, они имеют радиус отлета до 5 метров, 2 класс – у изделий с радиусом 20-25 метров, изделия 3 класса имеют радиус до 30 метров. 4 и 5 классы – это профессиональная мощная пиротехника, на применение которой нужна лицензия и которой нет в свободной продаже.

"Любое пиротехническое изделие ни в коем случае не должно использоваться в доме или на балконе. Его следует установить на расстоянии 20 метров от ближайших строений и деревьев, поставить в снег или укрепить кирпичами. Поджечь специальный фитиль, и пока он горит, у человека есть время, чтобы отбежать на безопасное расстояние и оттуда смотреть на произведенный эффект", - напомнил представитель МЧС.

У всех изделий идентичные пороховые заряды, и по сути они все безопасны, если их правильно использовать, считает собеседник Interfax-Russia.ru. Однако, последствия использования петард или хлопушек могут стать фатальными, если их неаккуратно "взорвать".

"Бывают краткосрочные заряды, около 20, есть и более дорогие и многозарядные фейерверки – от 50 и более. На рейдах мы встречаем пиротехнику на 350 зарядов – это изделие большого размера, с которым нужно особенно аккуратно обращаться", - добавил Павел Кириченко.

Риск от домашних салютов не всегда оправдан эффектом их использования, именно поэтому сотрудники чрезвычайного ведомства из года в год напоминают о правилах безопасности. Нередко в состоянии алкогольного опьянения люди пренебрегают перечисленными правилами и запускают фейерверки вблизи помещений. Итог зачастую печальный – пожар, ожоги и сопутствующие травмы.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook