Interfax-Russia.ru – Тайна "танцующего" моста в Волгограде пока не разгадана, но по нему уже пустили легковой транспорт.
"Мы выстроим мост да на тысячу верст"
История строительства волгоградского моста через Волгу затянулась на 13 лет. Поэтому суеверные жители города-героя связывают последовавшие неприятные события именно с этой "чертовой дюжиной". Правы они или нет, покажет время. Что же касается подробностей возведения крупнейшего в Европе моста, соединившего берега матушки-Волги в местах Сталинградской битвы, они таковы.
Необходимость моста через Волгу в районе Волгограда назрела уже давно. Город – перекресток водных, железнодорожных и автомобильных магистралей. К нему подходят 6 федеральных автотрасс. А вот моста через великую русскую реку здесь к концу XX века так и не было. Близлежащие – в Саратове и Астрахани – находятся в 400 км от этого места. В качестве единственной наземной переправы использовалась плотина Волжской ГЭС, но она давно уже требовала серьезного ремонта. Паром тоже не мог решить проблему – весь автомобильный поток на себя он оттянуть никак не мог, а в туман и зимой оказывался вовсе не у дел. Так что мост нужен был как воздух.
Технико-экономическое обоснование его возведения было разработано еще в 1994 году, однако непосредственно работы начались в 1996-м. На возведение глубоководных железобетонных опор в русле реки было израсходовано более 150 тысяч тонн цемента, на этом этапе возведение гигантского сооружения затянулось на несколько лет. К 2004 году из-за перебоев в финансировании удалось выполнить всего лишь 40% всех работ первого этапа стройки. Но тут на мост обратил внимание тогдашний президент России Владимир Путин. Волгоградский объект вошел в государственную программу "Дороги России", и с этого времени возведение моста пошло ударными темпами. Стоимость первой очереди пускового комплекса (7 км 110 м – от 2-й Продольной магистрали до города Краснослободска) составила около 12,5 млрд рублей. Она включает в себя мост через реку Волга, правобережную и левобережную эстакады, мост через ерик Верблюд, 4 развязки – в районе Мамаева кургана, хутора Бобры, в городе Краснослободск и к дачным участкам. Общая же протяженность всего объекта – 29 км 833 м.
Первая очередь первого пускового комплекса моста через Волгу была введена в эксплуатацию 10 октября 2009 года. Волгоградский мост при проверке получил высшую оценку Московского института исследования мостов и других инженерных сооружений. За добросовестно выполненную работу мостостроителей отметил благодарностями и грамотами лично министр транспорта Игорь Левитин.
Открыл же движение по мосту в торжественной обстановке заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов. "Мы открываем в Волгограде 1-й пусковой комплекс с 6-полостным движением, - заявил он волгоградцам. - Новый мост удовлетворяет требованиям и с точки зрения безопасности движения и экологической безопасности главной реки России. Так что мостовики потрудились на славу".
Зампред правительства также подчеркнул, что он не поддерживает традиции открывать объекты "на скорую руку": открывать нужно, когда все готово на 100%. По словам Иванова, дорожники Минтранса гарантировали, что мост перекрывать для проведения каких-либо работ не будут. Кроме того, Сергей Иванов добавил, что новый мост в Волгограде удовлетворяет всем предъявляемым требованиям как с точки зрения комфорта и безопасности движения, так и с точки зрения экологической безопасности реки Волги.
Ты волна моя, волна…
Увы, оптимизм, внушенный волгоградцам зампредом правительства РФ, на днях развеяло странное ЧП. Вечером 20 мая, около 18.40 мск, по данным оперативных служб города, поступило сообщение о том, что на мосту отмечены сильные колебания. По сведениям ряда источников, в милицию позвонил диспетчер мостового перехода через Волгу, который информировал дежурного о происходящем и попросил перекрыть движение транспорта по мосту.
На место происшествия срочно прибыли сотрудники МЧС, милиция, "скорая помощь", представители администрации Волгограда и Волгоградской области. Разумеется, мост был полностью перекрыт, а также закрыли и проход судов под ним. Весь автотранспорт пустили в объезд через город Волжский.
Что же случилось? Если верить свидетельствам людей, наблюдавших ЧП, а также видеосъемкам, зрелище было жутковатое. Как рассказывают очевидцы, дорожное полотно моста стало раскачиваться, образуя волны длиною до 70 м., а высотой до 1 м. Причем водители, застигнутые этим необычным "штормом", утверждают, что поначалу "волны" едва ощущались и были почти незаметными, но затем асфальтовая "стихия" разбушевалась и стала высоко подбрасывать легковушки, а более тяжелые машины разворачивала на 180 градусов. Некоторые из сидевших за рулем выскакивали из машин, другие предпочитали, покрепче вцепившись в "баранку", гнать до ближайшего берега. Автобус из Краснослободска, по счастью, едва только въехавший на разбушевавшийся мост, успел развернуться и вернуться на левый берег Волги.
Вся эта железобетонная стихия бушевала, по одним данным, с 17.47 до 19:20 мск, когда сейсмодатчики зафиксировали прекращение необычного шторма. По другим сведениям, колебания продолжались чуть более часа.
Чрезвычайное происшествие в Волгограде вызвало огромный общественный резонанс. На следующий день, в пятницу, президент РФ Дмитрий Медведев поручил своему контрольному управлению и Генпрокуратуре проверить обстоятельства проектирования, строительства и эксплуатации волгоградского моста, соблюдения при этом соответствующих нормативов и требований, о чем сообщила журналистам пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.
"Все спокойно, жители Багдада…"
Для выяснения причин "неадекватного поведения" моста по распоряжению губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко была создана специальная комиссия, в которую вошли руководители управления автомобильных дорог администрации области, ГУП ВОП "Волгоградоблстройинвест", ОАО "Волгомост", Ростехнадзора по Волгоградской области, ФГУ "РосдорНИИ", ООО "Имидис", УГИБДД ГУВД по Волгоградской области, управления регионального Госавтодорнадзора. Для оценки ситуации также прибыли специалисты из Омска, Санкт-Петербурга, Саратова и Москвы, руководство "Росавтодора" и заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров.
Специалисты проверяли и испытывали мост в течение двух дней: ультразвуком прошлись по всем сварочным швам, тщательно обследовали мостовые опоры и пролеты, в субботу во второй половине дня по мосту пустили полтора десятка 20-тонных КамАЗов, доверху груженых щебнем. В конце концов в компании "Волгомост" пришли к выводу, что волгоградский мост по своим характеристикам является одним из самых надежных объектов подобного рода и соответствует всем технологическим требованиям.
С этим согласились и все остальные эксперты. По их мнению, ошибок в проектировании и строительстве не выявлено; несмотря на колебания, не потрескалась даже краска, нанесенная на металлоконструкции, в полном порядке находится асфальтобетонное покрытие. На основании результатов испытаний экспертная комиссия подписала акт, подтверждающий, что мост находится в исправном состоянии, и его можно начинать эксплуатировать с проектной нагрузкой.
Что касается причин более чем странного явления, то специалисты, работавшие в Волгограде, пришли к выводу: виною всему – аэродинамика объекта и "уникальное стечение обстоятельств". Оказывается, в русле Волги 20 мая дул редкий для этих мест северо-восточный ветер. И хотя скорость его была не особенно велика – 16 м/с, но внутренняя частота колебаний моста резонировала с порывами ветра и привела к вибрации конструкции объекта с амплитудой до 100 см, говорится в заключении экспертов. Специалисты рекомендовали изменить геометрию и аэродинамику мостового перехода и оснастить его специальными компенсаторами и рассекателями ветра.
Однако, судя по всему, сами авторы рекомендаций как-то не слишком верят в то, что этот совет окажется панацеей и оградит гигантский мост от новых "плясок святого Витта". Поэтому они на всякий случай предложили установить дополнительную систему мониторинга, которая будет автоматически перекрывать автомобильное движение в случае повторения "шторма" на мосту.
Кроме того, как отметил на сайте областной администрации губернатор Анатолий Бровко, "на федеральном уровне планируется внести коррективы в нормативно-правовые акты, пересмотреть требования СНиПов (строительных норм и правил – ИФ), чтобы подобного больше не произошло ни с нашим мостом, ни с другими, которые уже введены в строй или будут построены на территории России".
А замминистра транспорта РФ Олег Белозеров вообще посчитал, что амплитудное колебание моста, составившее около 40 см, предусматривалось в рамках допустимого растяжения металла в данной конструкции и поэтому не является чем-то из ряда вон выходящим.
В общем, движение по "танцующему" мосту решили возобновить 25 мая с 6.00 мск. Однако не возобновили. "Движение, которое планировалось открыть в 6.00 по московскому времени, отложено в связи с тем, что из-за ветра сработали датчики амплитудных колебаний на двух пролетах моста", – сообщили "Интерфаксу" в областной ГИБДД. Собеседник агентства заметил: "несмотря на то, что мост в технически исправном состоянии, рисковать никто не будет, действующая комиссия решила отложить на некоторое время открытие движения для легкового транспорта".
Впрочем, двумя часами позже – в 8.35 утра – мост все же открыли. Исключительно для легкового автотранспорта. Чтобы пустить на мост грузовые машины, решено провести тщательную аэродинамическую экспертизу объекта, на что уйдет не менее двух месяцев.
А расследовать все-таки не лишне
Надо сказать, что с выводами официальной комиссии далеко не во всем согласны независимые эксперты, которые комментируют журналистам "волгоградское чудо". Многие из них скептически относятся к версии "уникального стечения обстоятельств". Так, директор Межрегионального института повышения квалификации строителей Валентин Бабалич считает, что, будь колебания чуть сильнее или дольше, и мост мог бы переломиться.
Еще более категоричен начальник конструкторской бригады ООО "НИК-Самара" Олег Токарев. Он вообще убежден, что волгоградский мост эксплуатировать в текущем состоянии нельзя. По мнению Токарева, речь идет не о случайности, а о просчетах в конструкции, которые срочно необходимо исправлять. Мост Tacoma Narrows в США, который рухнул в 1940 году, тоже развалился не сразу – сначала были лишь колебания.
Заведующий кафедрой "Мосты и транспортные сооружения" Саратовского государственного технического университета доктор технических наук Игорь Овчинников считает, что виною "волгоградского чуда" – общемировые новые технологии строительства, тяготеющие к облегчению мостовых конструкций. Мосты стали легче, а ветровая нагрузка для них – опаснее.
Другие специалисты высказывают мнение о том, что причиной необычного ЧП стали недочеты в аэродинамике конструкции. Иногда называется даже криминальная версия – о якобы имевшей место замене при строительстве моста качественных стройматериалов более дешевыми.
Как бы то ни было, Следственный комитет при прокуратуре РФ после доследственной проверки возбудил уголовное дело по статье 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ). "Создана комиссия, в состав которой вошли представители специализированных организаций, проводятся исследования", – сообщили в СКП РФ. Однако в случае выяснения новых обстоятельств дело могут возбудить не только против строителей, но и в отношении других лиц, в том числе проектировщиков.
Другими словами, в этой истории еще рано ставить точку.
Обозреватель Александр Сидоров