Interfax-Russia.ru - Су-24 взорвался под Волгоградом. Оба летчика выжили. По факту крушения возбуждено уголовное дело.
Инцидент произошел 29 декабря на аэродроме "Мариновка" в 60 км западнее Волгограда. Как сообщили "Интерфаксу" в экстренных службах области, при посадке Су-24 заискрился, после чего взорвался.
Оба члена экипажа успели вовремя катапультироваться и остались живы. При этом самолет почти полностью сгорел и восстановлению не подлежит.
В свою очередь официальный представитель Минобороны РФ уточнил агентству, что ЧП произошло около 20:00. Су-24 выполнял плановый полет. На борту самолета боекомплекта не было.
"В связи с летным происшествием рассматривается вопрос о приостановке полетов данных самолетов до выяснения причин, приведших к аварии", - сообщил представитель Минобороны.
По факту авиапроисшествия в Волгоградской области началась прокурорская проверка. Как сообщили "Интерфаксу" в Главной военной прокуратуре, проверяется исполнение законов при обеспечении безопасности полетов и в ходе подготовки к ним.
В настоящее время группа сотрудников военной прокуратуры во главе с прокурором гарнизона работает на месте происшествия.
Вместе с тем по факту крушения самолета военно-следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградскому гарнизону уже возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полета или подготовки к ним).
В настоящее время следователи изымают документы, регламентирующие полеты. После того, как врачи осмотрят пилотов, они приступят к их допросу.
За последние месяцы это уже вторая авария с участием Су-24. В октябре на аэродроме Украинка в Амурской области разбился Су-24, следовавший из Воронежа на плановый ремонт. Тогда во время приземления бомбардировщик выкатился за пределы полосы и перевернулся, его экипаж погиб. По неофициальным данным, причиной катастрофы могла стать поломка стойки шасси самолета во время посадки и повреждение топливного бака.
Су-24 (по классификации НАТО Fencer - фехтовальщик) - один из самых распространенных боевых самолетов в российских ВВС. Это фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Су-24 разработало ОКБ Павла Сухого в 1960-е годы. До 1993 года выпускало самолет Новосибирское авиапроизводственное объединение. Всего было выпущено около 1 тыс. 200 самолетов этого типа в разных модификациях - разведчик и постановщик помех.
Первый полет Су-24 совершил 17 января 1970 года, но лишь 4 февраля 1975 года его приняли на вооружение. Дело в том, что Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении летных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М, в том числе три самолета из-за особенностей конструкции (обрыв тяги поворотного пилона, разрушение механизма поворота левой консоли крыла, отказ системы продольного управления самолетом). Все остальные Су-24 разбились из-за проблем с двигателем АЛ-21Ф3 (титановые пожары и взрывы камер сгорания).
По свидетельству авиаконструктора Олега Самойловича из ОКБ П.О.Сухого, "ни на одном другом самолете нашего КБ таких потерь не было".
К сожалению, многие из этих потерь сопровождались гибелью людей. Так, погибли 13 летчиков-испытателей и штурманов ОКБ Сухого, катапультировались и остались живы 8 человек.
Да и после принятия самолета на вооружение ежегодно происходило 5-6 аварий и катастроф с его участием. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, еще на 1998 год самолет Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской боевой авиации. И с тех пор ситуация к лучшему не изменилась - в 2000-2008 годах в России разбилось 11 самолетов Су-24/24М.
Так, только в 2006 году в России разбилось три Су-24 - в Приморье, под Воронежем и под Калининградом. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за плохих метеоусловий, во втором - из-за отказа системы управления одного из агрегатов самолета, в третьем из-за потери экипажем ориентировки в пространстве в условиях плохой видимости.
Еще одна авария произошла 23 августа 2007 года в Хабаровском крае. Летчики успешно катапультировались. Сразу же после аварии главком ВВС России временно приостановил все полеты самолетов данного типа до выяснения причин аварии. Избежать потерь летного состава удалось и при аварии Су-24, произошедшей 19 декабря 2008 года в Воронежской области в 38 км к юго-востоку от Воронежа - летчикам также удалось катапультироваться.
А в июне 2009 года разбились сразу два самолета этого типа. 17 июня в Мурманской области на аэродроме Мончегорск разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МР. Самолет упал на взлетную полосу, разрушился и полностью сгорел. Экипаж успел катапультироваться. На земле жертв и разрушений не было. Тогда начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что причиной аварии, по всей видимости, стала ошибка пилота.
19 июня в районе хутора Костино-Быстрянский Морозовского района Ростовской области разбился еще один Су-24. Оба летчика катапультировались. Самолет упал из-за отказа системы управления механизацией поворота крыла, в результате чего экипаж не смог приземлиться.
В прошлом году ЧП с самолетом этого типа произошло 17 февраля. В этот день на аэродроме Пушкин в Ленинградской области загорелся во время пробега по взлетно-посадочной полосе фронтовой бомбардировщик Су-24. Самолет должен был совершить плановый полет. Летчики до последнего пытались спасти машину, но Су-24 сгорел полностью.
Эксперты склонны винить в большей части авиакатастроф с Су-24 их технический износ.
Обозреватель Анастасия Николаева