Шелковый пилотаж

Interfax-Russia.ru – Международное ралли "Шелковый путь" в пятый раз прошло по маршруту Москва - Астрахань. Благодаря этим гонкам Россия надеется подтвердить статус мирового центра автоспорта.

Ралли мирового уровня с трассой, которая и прежде считалась одной из сложнейших в мире, в этом году было откорректировано. В итоге ее участники признались, что по сравнению с предыдущими соревнованиями "Шелковый путь-2013" оказался намного сложнее, догнав по уровню сложности африканский "Дакар".

Ралли стартовало 5 июля в Москве у Кремля. Затем его путь лежал через Тамбов на юг - традиционно основная часть маршрута пролегала через сложнейшие участки Волгоградской и Астраханской областей, захватив также и территорию Калмыкии.

"Шелковый путь" является сегодня одной из популярнейших в мире гонок в своем классе. За пять лет она превратилась в самостоятельное спортивное событие, составляющее конкуренцию ралли "Дакар", - заявил и.о. главы департамента физической культуры и спорта Москвы Алексей Воробьев накануне старта.

В напутственной телеграмме участникам соревнований президент РФ Владимир Путин выразил надежу, что "Россия вновь подтвердит свой высокий статус одного из признанных центров мирового автоспорта".

В этом году на старт вышло более 100 экипажей - 75 автомашин и 24 грузовика, участвующих в отдельном ралли своего класса. Им предстояло преодолеть более 4 тыс. километров, из которых большая часть (около 3 тысяч) - специальные участки с "сюрпризами" от организаторов.

Для участия в "Шелковом пути - 2013" прибыли команды из 27 стран мира. В автомобильном зачете выступали спортсмены на машинах более 20 марок, подготовленных всемирно известными гоночными структурами. Среди них бельгийская Overdrive, французские Dessoude, SMG и Schlesser, российские "КАМАЗ-мастер", G-Forse Motorsport и Narttime.

В автомобильном зачете принимали участие опытные гонщики и звезды первый величины. Например, пятикратный обладатель Кубка мира FIA по внедорожным ралли, двукратный победитель "Дакара" Жан-Луи Шлессер. Кстати, именно он и стал победителем ралли этого года.

Не менее звездный состав собрал грузовой зачет. Спортсмены из Белоруссии, Венгрии, Германии, Казахстана, Нидерландов, России, Франции, Чехии представили для участия в гонке такие грузовики, как КАМАЗ, Tatra, MAN, Ginaf, LIAZ, DAF и МАЗ.

Завершилась гонка 13 июля впервые в истории соревнований у стен астраханского кремля. Там же состоялись торжественное награждение победителей и праздничные гулянья.

Как рассказали организаторы ралли, над "созданием" гонки они работали полгода. Транслировали ралли 67 телевизионных каналов на 190 стран мира. "По нашему мнению, это лучший способ познакомить весь мир с великолепными российскими пейзажами и самым высоким уровнем спортивной борьбы между участниками", - сказал заместитель директора ралли "Шелковый путь" Фредерик Лекиен.

Впрочем, россияне уже давно могут похвастаться не только пейзажами, но и уровнем своей технической подготовки. "Ралли-рейды - это единственная дисциплина в автоспорте, где российские гонщики являются одними из самых титулованных в мире. За нами неоднократные победы в Кубке мира и Кубке ФИА по бахам в абсолютном зачете, победы в категории продакшн, а команде КАМАЗ на "Дакаре" так вообще нет равных. Наши экипажи давно уже составляют полноценную конкуренцию западным, российские гонщики в ралли-рейдах вошли в число топ-пилотов, и речь сейчас может идти лишь об увеличении их числа в мировой элите автоспорта", - рассказывал Chapsik Newspaper чемпион "Шелкового пути-2012" Борис Гадасин.

В этом году создатели маршрута "Шелкового пути" творчески подошли к процессу и попытались уменьшить нагрузку на механиков. "В этом году нашей целью было сделать гонку, близкую к африканским ралли, с длинными специальными участками и короткими дорожными связками. Мы также хотели облегчить жизнь экипажам технической помощи, организовав кольцевые этапы. В результате этого механики проезжают меньше километров, и у них остается больше времени на отдых. На маршруте будет очень жарко, будет много песка и ориентирование на местности будет непростым", - напутствовал участников ралли директор проекта "Шелковый путь" Семен Якубов.

Вернемся к победителям ралли: ими стали звезда ралли-гонок Жан-Луи Шлессер, а в грузовом зачете победу одержал россиянин Дмитрий Сотников из "КАМАЗ-мастер". Они стали лидерами по результату общего зачета, хотя на последнем этапе первыми пришли экипаж Владимира Васильева в классе внедорожников и команда Антона Шибалова в классе грузовиков. В итоге они стали серебряными призерами.

Последний этап гонки был самым коротким - всего 100 км, но далеко не самым легким. Маршрут включал в себя все возможные виды рельефа: и каменистые ухабы, и песчаные дюны, и степное бездорожье. Как отмечали почти все участники гонки, это был полноценный этап, требовавший постоянной концентрации и усилий.

Маршрут этапа проходил по населенным территориям и пару раз даже захватывал асфальтированное шоссе. Поэтому организаторы соревнований пустили вертолет, который разбрасывал листовки вдоль автотрассы. Смысл послания был прост: гонка "Шелковый путь" проводиться по распоряжению правительства, движение на дорогах в момент прохождения по ним участников гонки будет оцеплено, но это только ради безопасности водителей.

Финишировали гонщики прямо на пляже на берегу Волги, а вот награждение кубками проходило у стен кремля в Астрахани.

"Грузовой" победитель Дмитрий Сотников еле стоял на ногах, когда выходил из кабины КАМАЗа, а в перерывах между вручением цветов и поздравлениями тяжело дышал и долго поливал себя холодной водой. Он признался "Интерфаксу", что трасса этого "Шелкового пути" оказалась значительно сложнее, чем в прошлом году. "Это мой второй "Шелковый путь", по сравнению с предыдущим годом он намного сложнее, такой в африканских традициях "Дакара". Были очень марафонские этапы по протяженности и по сложности. Песка было очень много, всем досталось", - поделился впечатлениями Дмитрий Сотников.

В отличие от него 64-летний француз Жан-Луи Шлессер был бодр и живо делился впечатлениями. "Это очень интересная сложная гонка, в ней было много навигационных участков, еще добавились высокие температуры", - остался доволен автогонщик.

То, что трасса была сложной и интересной и именно этим понравилась гонщикам, подтвердил и губернатор Астраханской области Александр Жилкин, находившийся на церемонии награждения.

"Конечно, сегодня пролетали над трассой. Скажу, что впечатляет. Всех участников поздравляю с завершением этого сложного этапа, с победой. Очень здорово, когда все участники улыбаются, а наш автомобильный спорт развивается", - сказал глава области.

Главный "виновник торжества" - кубок "Шелкового пути", за которым спешили по пескам и ухабам гонщики, останется во владениях Астрахани. Его решено передать в городской краеведческий музей. "По традиции мы хотим, чтобы кубок, ради которого приехали сюда спортсмены со всего мира, остался на память в Астрахани", - сказал директор проекта Семен Якубов.

В минувшие выходные на Юге прошли еще одни гонки, правда, не такие масштабные как "Шелковый путь", однако также претендующие на регулярность. 14 июля в поселке Солнечном Ставропольского края состоялись первые открытые соревнования по квадрокроссу на кубок СКФО.

Как рассказал журналистам председатель ставропольского клуба экстремальных видов спорта Эдуард Белкин, на гонки заявились около 20 участников из Краснодарского края, Кавминвод, Ростова-на-Дону и Карачаево-Черкесии.

Трасса гонок протяженность 1,1 км содержала элементы кантри-кросса. "В этом году мы учли и пожелания зрителей. Трибуны оборудованы так, что все сложные моменты и повороты будут хорошо просматриваться. Всего зрительная площадка сможет вместить порядка 200 человек", - отметил глава экстримклуба. По его словам, подобного рода гонок в регионе не было с 2011 года.

"Мы хотим привлечь внимание молодых людей к этому виду спорта. Те, кто покупают квадроциклы, чтобы покататься один или два раза, увидят, что этим спортом можно заниматься регулярно и получать не только удовольствие, но и заслуженные награды", - сказал журналистам председатель мотоциклетной федерации Ставропольского края Виктор Губанов.

Впрочем, на Юге проходят и другие "гонки". Так, например, в Ростовской области прошел чемпионат России по пахоте. Гонки на тракторах, столь популярные в Европе, начинают становиться популярными и в России - возможно, в ближайшие годы европейское первенство по пахоте проведут именно в нашей стране.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"