Спасают из недр

Interfax-Russia.ru – Пещеры Юга России привлекают многих туристов, которые иногда попадают в беду. В 10-летнюю годовщину уникальной спасательной операции спелеологи МЧС рассказали о своей работе.

Хотя не все спуски под землю обходятся без несчастных случаев, все же спасательные операции в пещерах - одни из самых редких в практике сотрудников МЧС. В последние десятилетия такие чрезвычайные ситуации можно пересчитать по пальцам, но если уж они случаются, то запоминаются надолго: узкие лабиринты, темнота, холод и другие особенности пещер создают очень трудные условия для проведения в них спасательных работ.

Одна из таких операций, проведенная Южным региональным спасательным отрядом (ЮРПСО) МЧС России 10 лет назад, стала для российских спасателей своеобразным рекордом.

Из глубины пещеры

Самые интересные места в России для спортсменов-спелеологов и научных экспедиций, по мнению спасателя международного класса ЮРПСО МЧС России Максима Дзагания, находятся на юге.

"Самыми красивыми на планете считаются пещеры Абхазии, которые природа создала глубиной более километра", - поделился наблюдениями с Interfax-Russia.ru спелеолог.

На сегодняшний день самой глубокой в мире считается пещера Воронья-Крубера, расположенная в Абхазии. Ее глубина достигает 2199 метров. Она относится к субвертикальному типу и состоит из череды колодцев, соединенных между собой перелазами и галереями. Второй вход в пещеру открыли в августе 2014 года. Воронья считается подземным Эверестом, поэтому попасть в нее стремятся спортсмены со всего мира.

Именно в этом культовом для спелеологов месте ровно 10 лет назад и проходила одна из самых крупных спасопераций под руководством спасателей ЮРПСО. Ее детали раскрыл Interfax-Russia.ru заместитель начальника ЮРПСО Юрий Фомин, руководивший операцией.

Сигнал тревоги спасатели получили 20 июля 2005 года: в пещере Воронья-Крубера сорвался с 10-метрового уступа, упал на камни и получил множественные травмы участник российской спелеологической экспедиции Андрей Сизиков.

"Дополнительная сложность в том случае заключалась в расположении пещеры: горный массив плато Арабика находится в Абхазии. Южному региональному центру МЧС России удалось оперативно решить вопрос о проезде российских спасателей на территорию соседней страны", - вспоминает Фомин.

Приехав на место, спасатели выяснили, что участники спелеологической экспедиции оказали своему травмированному товарищу первую медицинскую помощь, но извлекать его из пещеры самостоятельно не стали. Оказалось, что у Сизикова, находящегося глубоко под землей, сломан позвоночник. Поднимать пострадавшего без носилок было нельзя, на носилках – невозможно, настолько непроходимым был путь. Было решено убирать со стены пещеры натечные образования, расширять и сглаживать "углы" на поворотах ходов.

Расширяли узкие участки ходов локальными взрывами. "Подобные работы требуют точного расчета и особых мер безопасности, поскольку проводятся они без вывода людей на поверхность. Но именно взрывы позволяли скалывать каменную породу наиболее эффективно", - рассказал замначальника отряда.

Всего спасатели сделали 94 взрыва. Некоторые участки подземной галереи расширяли с помощью электрического перфоратора. Параллельно с этим шла навеска снаряжения для подъема пострадавшего, устанавливались перила на опасных горизонтальных участках меандра. В целом задействовалось 1200 метров статической веревки, 280 карабинов, 40 блоков и две лебедки.

Поднять носилки на поверхность, несмотря на все проделанные работы, было непросто. Эвакуация состояла из трех больших переходов. В общей сложности, с момента поступления сигнала в МЧС и до поднятия пострадавшего спелеолога на поверхность прошла неделя. Сизиков остался жив.

Во время той операций члены ЮРПСО установили рекорд: равных по трудности спасательных операций в России не проводили. По мнению спасателей и профессиональных спелеологов, с такой глубины живого человека со столь серьезными травмами еще никто не поднимал.

Ответственный экстрим

И все же, несмотря на развитость спортивной спелеологии в России, создавать специализированные отряды в МЧС России не имеет смысла. Дело в том, что несчастные случаи под землей происходят не часто, ведь уровень экстрима в этом виде спорта обязывает спортсменов быть максимально осторожными и подготовленными к экспедициям.

Поэтому спасатели МЧС, имеющие квалификацию спелеолога, работают в составе общих отрядов. В частности, на Юге сотрудники ЮРПСО прикрывают пещеры Краснодарского края и выезжают на помощь коллегам в Абхазию.

На Кубани под наблюдением спасателей находится популярный у спелеологов хребет Алек. Его пещеры имеют категорию сложности 4Б. Самая глубокая из них - Назаровско-Осенняя, она образуется из двух пещер, которые соединяются под землей примерно на глубине 300 метров и спускаются до 500 метров. Назаровская, Примусная, Градовая, Гигантов, Пчелиная, Величественная – вот названия некоторых из пещер Алека. Всего в хребте их обнаружено около десятка.

Также на территории Сочи находится еще одна популярная система пещер – Воронцовская. "Сюда ходят только любители, Воронцовская скорее прогулочная и не представляет интереса для спортсменов", - рассказал Interfax-Russia.ru спасатель международного класса ЮРПСО МЧС России Максим Дзагания.

Но так как спасатели работают не только со спортсменами, но и с туристами-любителями, значит и в этой пещере им тоже приходится бывать.

"Массив Воронцовка - рядом с хребтом Алек, в нем находится одна из самых длинных пещер. Воронцовская простирается на 12 км в длину, а глубиной чуть более 200 метров. Людей много ходит туда, она оборудована. Но в ней тоже есть много препятствий в виде "шкуродеров", водостоков, лабиринтов, каменных завалов и прочих опасностей", - рассказал Дзагания. Впрочем, небольшие травмы и переломы, из-за которых приходится вызывать МЧС, в Воронцовской тоже редкость.

Хотя самый большой травматизм, по словам собеседника Interfax-Russia.ru, приходился на советский период, забывать об опасностях подземного мира не стоит и сейчас.

"Со времен начала активных исследований пещер в Советском Союзе, 60-х годов прошлого века, внутри хребта Алек погибло много людей. В основном спелеологи разбивались из-за несоблюдения техники безопасности или от незнания элементарных природных явлений. Особенно губительны под землей паводки и дождь, они затапливают моментально, это как эффект смывания воды в раковине", - описал спасатель.

В прошлом проблемы безопасности были связаны и с невысоким качеством оборудования.

"Современная спелеология создает навески, и водотоки спелеологи обходят стороной. Прохождение сегодня усовершенствовано и качеством снаряжения – оно стало более легким и простым в использовании, спелеологи таскают на себе меньше грузов. Благодаря усовершенствованию стало намного безопаснее прохождение вертикальных участков", - пояснил Дзагания.

Сейчас спасатели ЮРПСО с квалификацией спелеолога имеют необходимое современное снаряжение, которое позволяет им спускаться в пещеры глубиной до километра. Они могут спускаться и ниже, считает спасатель международного класса, но уже с большей командой, состоящей из членов других отрядов МЧС.

"В других городах и других отрядах у нас очень много друзей-спелеологов, которые нам всегда помогут при необходимости. Кстати, в случае экстренной ситуации на помощь приходят не только сотрудники МЧС, но и спортсмены-спелеологи - они отзывчивые. Без них не обходится ни одна крупная спасательная операция", - заключил он.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook