Спасительный звонок

Interfax-Russia.ru – Астраханская область завершила создание системы 112 и готовится к ее госиспытаниям. Другие экстренные номера постепенно вытесняются из памяти местных жителей.

По номеру 112 сегодня можно позвонить практически в любой точке России. Но не везде на призыв о помощи смогут отреагировать сверхоперативно и комплексно. На Юге положительным исключением является Астраханская область. В областном центре управления кризисными ситуациями (ЦУКС) существует и продолжает налаживаться система 112, а также сопутствующие ей другие системы мониторинга и управления, позволяющие оказать экстренную помощь.

В этом году правительство Астраханской области завершает создание пилотной системы вызовов 112 и готовится к ее официальному внедрению в жизнь. Но, по сути, телефон единой помощи уже давно успешно помогает жителям региона.

В ЦУКС Астраханской области создано несколько блоков по управлению и мониторингу оперативной обстановкой. К примеру, есть блок системы 112, где располагается оперативно-дежурная смена, которая занимается управлением в случае ЧС. Здесь же находится межведомственный оперативный штаб, который собирается в случае ЧС, и ситуационный центр губернатора.

Самый большой поток информации приходит через центр обработки вызовов 112. "Сегодня уже около 2 тыс. звонков в сутки. За год – около 600-700 тыс. В 2010 году, когда служба только начала работать, в день поступало чуть более 300 звонков", - рассказал Interfax-Russia.ru начальник ЦУКС Владимир Булычев.

В центре приема вызовов собирается статистика, которая показывает время наибольшего и наименьшего их количества. Она также отображает динамику вызовов за сутки, неделю, месяц, год, в соответствии с праздниками, погодными условиями, циклически повторяющимися рисками и так далее. На основе ее создается оперативный прогноз, то есть, сотрудники службы могут заранее учесть массовые наплывы вызовов. Отталкиваясь от этой статистики, операторы могут выбрать время для отдыха.

К происшествию, если оно экстренное, подключаются сразу все – заявитель, оперативный дежурный и специалисты служб. При необходимости привлекаются специалисты из различных ведомств.

"Специально для области мы разработали систему мониторинга, где все сообщения отображаются на электронной панели. Выглядит это так: тип происшествия, с кем оно произошло, точный адрес. На панели есть четыре датчика, которые показывают разные стадии обработки сообщения. Передано ли службам, зарегистрировано ли в службах, выехали ли экстренные бригады на вызов, и четвертый – завершение мероприятия. Это помогает нам контролировать каждое сообщение на всех стадиях. Например, я сейчас могу видеть, что на данный момент у нас три сообщения которые находятся на особом контроле дежурной смены, это - по запаху газа, ребенок в опасности и пожар", - объяснил Владимир Булычев.

В обычный день больше всего вызовов, которые из 112 перенаправляют в скорую помощь. Но в случае ухудшения метеоусловий статистика меняется в сторону коммунальных служб.

"Особенность нашего подхода и в том, что все специалисты дежурных смен центра обработки вызовов-112 и ЦУКС работают в одном информационном поле и непосредственном взаимодействии. Диспетчеры заранее знают, по каким вопросам чаще всего будут звонить, и у них готовы ответы. Сюда же относятся плановые отключения воды и света, погода и прочее", - описал особенности работы начальник ЦУКС.

Муниципальные центры обработки вызовов распространены по всей Астраханской области, а в Астрахани расположен субъектовый центр обработки. В случае если что-то выходит из строя в области, то звонки приходят в городской центр, который может перераспределять вызовы в службы районов.

Недавно в Астрахани создали и резервный центр обработки вызовов. Его наличие – обязательное условие для функционирования системы 112. В резервном центре 12 рабочих мест, он уже прошел тестирование и готов принять операторов, на случай если произойдет технический сбой в основном центре.

Собеседник Interfax-Russia.ru объяснил, что создание системы 112 в российских регионах имеет общие черты: оно требует наличия базовой инфраструктуры (в том числе основного и резервного центра обработки вызовов), периферийных элементов в экстренных службах и муниципальных образованиях. Также необходимо создание систем мониторинга и управления, резервных каналов и прочее.

Затем проводится предварительные испытания системы, опытная эксплуатация, которая идет минимум три месяца. В это время проходит обучение диспетчеров и полное тестирование всей техники. Затем наступает этап проверки с привлечением заинтересованных министерств и ведомств РФ. И в конце концов утверждается акт о проведении государственных испытаний и переход в промышленную эксплуатацию.

Астраханская область уже закончила создание системы и готовится к госиспытаниям в начале 2016 года. Таким образом, регион станет первым в ЮФО, который заступит в боевое дежурство приема и обработки звонков 112. В России пока такая система запущена только в Татарстане и в Курске.

Нередко в Астраханский ЦУКС с вопросами и за консультациями о том, как выстроить работу системы, обращаются коллеги практически со всей страны. "Нюансов в этом деле очень много. И о нас идет молва, приезжают туристы и гости Астраханской области, которые также оценивают нашу работу и рассказывают другим. Мы тоже делимся опытом, участвуем в семинарах, форумах", - поделился Владимир Булычев.

Многие думают, что 112 – это "принял вызов и передал другому". Но на самом деле все система работает сложнее.

Так, сейчас в регионе 345 автомобилей "скорой помощи" подключены к системе ГЛОНАСС, диспетчеры видят их на видеостене и отслеживают движение бригад. Подключены и машины МЧС, а также школьные автобусы, спецтехника водоканала и другой транспорт. В городе работают более 500 камер, и когда человек не до конца может объяснить обстановку, некоторые камеры могут вывести картинку с этого места, чтобы помочь диспетчеру и спасателям сориентироваться в ситуации.

Также с астраханским ЦУКСом взаимодействуют студенты-волонтеры, которые помогают переводить звонки от иностранцев. "Мы сотрудничаем с 14 студентами, которые знают в совершенстве ряд языков. Испанский, итальянский, английский, немецкий, французский, японский, китайский, фарси и другие. Они всегда находятся на связи, мы соединяем их в режим конференции – оператор, волонтер-переводчик и заявитель", - описал работу начальник центра.

За месяц служба уже обработала три звонка от иностранцев. К примеру, одна жительница Великобритании дозвонилась в службу ночью. В состоянии аффекта ее разговорную речь трудно было понять тому, кто владеет этим языком на среднем уровне. В итоге все завершилось удачно, ей помогли с помощью переводчика, она потеряла паспорт.

Владимир Булычев сам прослушивает звонки и видит, что жители Астраханской области уже до такой степени привыкли к 112, что их все меньше интересуют другие телефоны помощи, а тем более аварийных служб, куда в случае ЧП порой невозможно дозвониться. Это и есть наивысший показатель успеха, считает он.

"Такая система позволяет многократно сократить время реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации и тем самым снизить количество погибших и пострадавших. Населению совершенно не надо задумываться, в какую экстренную службу и по какому номеру необходимо звонить – 01,02,03 и т.д. Дозвониться можно с абсолютно любого телефона, даже без сим-карты. С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упрощается - выбор служб ответственных за реагирование теперь ложится на операторов-112", - добавил Владимир Булычев.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook