Стальные узы моста

Interfax-Russia.ru – Медведев и Янукович решили соединить Крым с Россией.

Многие скептики с тревогой ожидали первых шагов нового президента Украины Виктора Януковича, предрекая, что после победы на выборах он станет осторожно балансировать между Россией и Западом. Однако Янукович предпочел сделать ряд больших шагов навстречу России, чем вызвал бурное негодование украинской оппозиции.

Вот уже в украинских вузах разрешено преподавание на русском языке, подписано новое соглашение по продлению пребывания Черноморского флота России в Крыму. Оппозиционеры еще продолжают требовать импичмента "предателя национальных интересов" после "флотского" решения, как новую тему для обсуждения подкинул председатель Совета министров Автономной республики Крым Василий Джарты. Он сообщил, что во время исторической встречи в Харькове президенты России и Украины подписали также соглашение о проектировании и строительстве моста Керчь-Кубань через Керченский пролив.

Ради справедливости следует отметить, что эта новость тянет за собой достаточно длинный исторический "шлейф". Начнем с того, что построить мост через "Боспор киммерийский" (так назывался в древности Керченский пролив) намеревались еще с античных времен. Говорят, в начале прошлого века даже появились реальные проекты – которые, впрочем, так и не были реализованы.

И все же "мост мечты" над Коровьим Бродом (как переводится слово "Боспор" в память о мифологической красавице Ио, которую влюбленный Зевс превратил в белую корову, а его ревнивая супруга Гера с помощью злобного овода загнала до самого Кавказа) появился в конце Великой Отечественной войны. Причем в отношении его "отцов-основателей" мнения исследователей несколько расходятся. Одни считают, что инициатива принадлежала немцам, другие – что русским.

Так, по одной из версий, приказ перекинуть через пролив гигантский мост отдал германскому министру вооружений Альберту Шпееру лично Адольф Гитлер, который решил перебросить войска и технику на Кубань для дальнейшего похода в Индию. Немцы стали свозить в Керчь металлические конструкции, цемент и другие строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но Сталин запретил своим "соколам" бомбить склады. Зачем? Отобьем Крым – сами и достроим.

Впрочем, по другим сведениям, Сталин еще до войны решил перекинуть мост из Крыма на Кубань, и металлоконструкции из Германии в Россию тогда же поставлялись по договору.

Впрочем, как бы то ни было, Крым освободили в 1944 году, а мост длиною 4,5 километра построили ударными темпами за полгода "с хвостиком". Некоторые историки утверждают, что мост строили в том числе и заключенные - в разные месяцы от 7 до 11,5 тысяч человек. При этом у строителей было 35 передвижных электростанций, плавучий 45-тонный кран, 10 экскаваторов, 21 электросварочный агрегат, 230 грузовых автомашин, 10 паровозов, 10 водолазных станций и т.д. Потребовался целый флот малых судов, чтобы доставлять людей к месту установки опор.

Объект сдали 3 ноября к 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Мост протянулся через пролив и представлял собой 115 однотипных пролетов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного судоходного отверстия над фарватером крупных судов.

Мост приняли во временную эксплуатацию, а уже в феврале 1945 года по мосту прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. В воздухе его сопровождали истребители, по морю - боевые катера. Впереди шли платформы с песком и зенитками, крупнокалиберными пулеметами.

А буквально через несколько дней после этого штормы и мощный ледоход из Азовского моря обрушили часть моста. Так как мост не имел ледорезов, северо-восточный ветер нагнал из Азова в пролив лед, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры. Чтобы спасти мост, задействовали береговые орудия и даже бомбардировщики, которые пытались дробить большие, тяжелые льдины. Однако ничего не помогло, и объект в конце концов демонтировали. Позднее попытались построить новый мост, но потом решили ограничиться паромной переправой.

С начала 90-х годов прошлого века проектов нового украинско-российского моста было разработано около двух десятков – как по инициативе Крыма, так и по предложениям России. Более того, проектирование и строительство моста через Керченский пролив заложено в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года как одно из основных направлений развития транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе.

Предпринимался также и ряд попыток осуществить такой межгосударственный проект на уровне правительств двух стран. В 2006 году разработкой проекта моста через пролив занялся украинский Минтранс.

Особую любовь к "боспорскому мосту" испытывает мэр Москвы Юрий Лужков. Протокол о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив он подписал с Верховной Радой Крыма еще в июле 2000 года и даже в 2001 году зарегистрировал ОАО "Крымский мост" (74% в уставном фонде принадлежало правительству Москвы). Правда, тогда проект не получил дальнейшей реализации. В феврале 2007 года во время рабочего визита в Крым Лужков вернулся к старой идее и заявил, что московское правительство готово вложить в строительство моста около 100 млн долларов.

В апреле 2008 года свое "добро" на проектирование моста дала тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, которая ныне является лидером украинской оппозиции. Она заявила, что совместная деятельность на паритетных условиях по обеспечению безопасности мореплавания в Керченском проливе и Азово-Черноморском бассейне относится к приоритетам сотрудничества двух стран. Соответствующие поручения проработать этот вопрос дали министры транспорта России и Украины. Однако в ноябре того же года министерство иностранных дел Украины наложило запрет на строительство моста через Керченский пролив, поскольку между Россией и Украиной нет согласия относительно территориальных границ в районе пролива.

И вот теперь вопрос снова поставлен на повестку дня. Цену этого вопроса разные эксперты определяют по-разному. В 2008 году говорилось, что строительство моста обойдется в 480 млн долларов. Та же сумма называется и сейчас. Как сообщают крымские власти, один из проектов строительства моста разработан российской проектно-строительной фирмой "Спецфундаментстрой". Он предполагает возведение моста на сваях длиной 4,5 км и высотой 50 метров, который соединит порты "Крым" и "Кавказ". Впрочем, сегодня существует несколько других проектов - стоимостью от 700 млн до 1 млрд долларов. По оценкам же ряда украинских экспертов, объемы инвестиций потребуются куда более весомые - от 2 до 4 млрд долларов.

Пропускная способность "Крымского моста" должна составить около 10 млн человек ежегодно, а дорога из украинского Херсона в российский Новороссийск сократится на 450 км. Предполагается также, что мост будет оборудован железнодорожными колеями. Это позволит сократить время и затраты на перевозку крупных грузов, в том числе сжиженного газа.

По мнению председателя Совета министров Автономной республики Крым Василия Джарты, проект обеспечит экономический и социальный прорыв для всего Крыма за счет расширения связей с Краснодарским краем, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и создания тысяч новых рабочих мест.

Крымский премьер заявил также, что президент России Дмитрий Медведев поставил задачу завершить строительство объекта до 2014 года. А по самым оптимистичным сценариям, можно даже уложиться в два года, чтобы успеть к Чемпионату мира по футболу, который состоится на Украине в 2012 году. Ну, если к футбольному празднику не успеют, то к зимним Олимпийским Играм в Сочи должны уложиться. А лучше бы пораньше, чтобы "загрузить" побольше украинских мощностей и рабочих на олимпийском строительстве.

Правда, скептики указывают на то, что вообще-то осуществлению проекта мешают серьезные технические трудности – прежде всего слабые грунты. Дно Керченского пролива - это жидкий и подвижный ил 50-метровой толщины. Кроме того, мост должен возвышаться над водой не менее чем на 65-70 метров, для того чтобы под ним могли проходить буровые платформы. Для этого нужны огромные сваи.

Поэтому в августе 2004 года Украина предлагала альтернативный вариант перехода – из трех подводных тоннелей. Автор идеи, гендиректор научно-производственной фирмы по эксплуатации и строительству подземных объектов Николай Глухов объяснял: 15-километровый переход будет состоять из трех параллельных тоннелей - двух рабочих и одного технологического. Со стороны Крыма к тоннелю будет примыкать станция "Крым-Железнодорожная", со стороны Кубани - станция "Кавказ". Сам переезд должен занимать 12 минут, поезда будут идти в нем со скоростью около 140 км/час. Стоимость собственно проекта - 860 млн долларов, а вместе с сопутствующей инфраструктурой - 1,3 млрд долларов. Однако возобладала все же идея надводного моста.

Другое возражение – экономическая целесообразность. Грузопотоки и пассажиропотоки между Крымом и Кубанью достаточно невелики, их с лихвой покрывают паромы, а железнодорожное паромное сообщение даже пришлось отменить.

Поэтому ряд специалистов считают, что решение о строительстве моста через Керченский пролив носит скорее не экономический, а политический характер. С этим утверждением, однако, согласны далеко не все.

"Пока нет моста, нет и побудительного мотива для наращивания экономической, туристической и иной деятельности между нашими странами, - высказал свое видение проблемы Interfax-Russia.ru политолог ЮФО Сергей Резник. – То, что сейчас грузопотоки в ЮФО и новый СКФО стали намного больше и интенсивнее – это факт. И будущая Олимпиада, и потенциальное мощное строительство на Северном Кавказе – вещи очевидные. Но дело не только в этом. Разумеется, чем проще и дешевле становится дорога в Крым, тем более привлекателен он для российских инвесторов. Мост по определению должен стимулировать экономические и иные процессы".

Остается верить, что уж на этот-то раз Крым и Кубань скрепят свои отношения крепкими узами Керченского моста.

Обозреватель Александр Сидоров