Столкновение под Босфором

Interfax-Russia.ru – Моряков с затонувшего "Лимана" доставили на базу Черноморского флота в Севастополь. Одной из предполагаемых версий случившегося ЧП называют диверсию.

Столкновение под Босфором
Фото информационного ресурса "Черноморский флот"

Экипаж разведывательного судна Черноморского флота "Лиман", затонувшего 27 апреля из-за столкновения с другим кораблем, самолетом доставили на базу Черноморского флота в Севастополь, сообщил канал "Россия 24". Все 78 членов экипажа находятся в удовлетворительном состоянии.

"В связи с затруднением судоходства в проливе Босфор из-за неблагоприятных погодных условий, принято решение о доставке экипажа исследовательского судна "Лиман" в Россию самолетом Военно-транспортной авиации Минобороны", - сообщило в ночь на 28 апреля ведомство.

Подробности спасательной операции экипажа рассказали турецкие власти. В ней принимали участие ВМС Турции и другие военные подразделения.

"Вскорости после получения сообщения о крушении в территориальных водах все 78 членов экипажа российского военного корабля были успешно спасены. В спасательной операции приняли участие: десантные катера ВМФ Турции "TCG IMBAT" и "TCG KILIC", спасательное судно "TCG AKIN" и судно береговой охраны "TCG TEKIRDAG", вертолет типа SH-70; поисково-спасательный самолет воздушного флота CN-235 и поисково-спасательный вертолет; а также катер береговой охраны и поисково-спасательный вертолет службы береговой охраны Турции",- отмечается в сообщении.

Тем временем, в район места крушения Военно-морской флот планирует направить свой корабль, чтобы предотвратить хищение специальной аппаратуры и документов с "Лимана".

"Есть такая возможность - поставить дежурный корабль, который будет находиться над местом затопления и не позволит, чтобы подходил какой-то корабль и начинал какие-то работы", - сказал "Интерфаксу" бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко.

Столкновение "Лимана" с судном "Ашот-7" произошло около полудня 27 апреля в юго-западной части Черного моря, в 40 км северо-западнее пролива Босфор. По информации турецкого телеканала NTV, судно, идущее под флагом Того, перевозило овец из Румынии в Иорданию.

Основной версией столкновения у турецкой стороны на данный момент является туман.

"Российский военный корабль столкнулся с грузовым судном в международных водах вблизи турецкого побережья Черного моря недалеко от города Кильос в Стамбульском округе. Причиной столкновения предварительно стал сильный туман, в результате которого суда столкнулись частями, расположенными ниже ватерлинии", - сообщили "Интерфаксу" в Минтрансе Турции.

В беседе с корреспондентом агентства 27 апреля он отмечал, что турецкие власти пока не получали запроса от России в оказании помощи по подъему корабля или отдельного оборудования.

В отличие от "Лимана", судно "Ашот-7" практически не пострадало и способно продолжать плавание, сообщило агентство Associated Press со ссылкой на министра транспорта Турции Ахмета Арслана.

"Грузовое судно получило лишь небольшие повреждения в районе носовой части. Но нет ничего, что мешало бы плаванию", - отметил министр, добавив, что точные причины происшествия власти Турции еще выясняют.

Российское военное ведомство официально пока не выдвигало своих версий крушения. Однако, как считают в движении поддержки флота, это могло быть диверсией.

"Экипаж корабля - очень опытный. Корабль по техническому состоянию хоть и "пожилой", но "рабочий". Он не раз выполнял миссии у берегов Сирии, и, как известно, очень мешал американским кораблям, действовавшим в том же районе", - сказал глава Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев "Интерфаксу".

В связи с этим он предположил, что одной из предварительных версий может быть диверсия, которая имела цель не дать "Лиману" появится у берегов Сирии в конкретный момент времени.

Но точную причину чрезвычайного происшествия с кораблем, по его словам, установит комиссия, которая уже создана.

Со своей стороны, бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко назвал потерю корабля "Лиман" из ряда вон выходящим событием и серьезным инцидентом для Черноморского флота РФ.

"Столкновения были, но таких вот непосредственных случаев, чтобы судно, военный корабль, после этого затонул, на памяти у меня такого нет", - сказал "Интерфаксу" адмирал.

В свою очередь, первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич назвал инцидент разгильдяйством.

"Я просто поражен, потому что в этих судах есть все для того, чтобы не было таких вещей, и даже если есть туман, то надо было работать соответствующим службам. Я думаю, что здесь большое разгильдяйство, требующее серьезного разбирательства и наказания виновных", - сказал сенатор "Интерфаксу".

Он добавил, что комиссия должна предоставить результаты расследования в течение двух недель: им предстоит выяснить, кто "схалтурил" и допустил такое столкновение.

Компенсировать потерю Черноморским флотом разведывательного корабля "Лиман" может новый корабль "Иван Хурс", который, как ожидается, спустят на воду в мае, считает Виктор Кравченко. К концу года корабль должен вступить в строй. По его словам, "Иван Хурс" превосходит по техническим характеристикам затонувший корабль.

"У него новая аппаратура, возможности увеличились в разы", - отметил адмирал.

По мнению бывшего командующего Северным флотом РФ, члена Морской коллегии при правительстве РФ адмирал Вячеслава Попова, затонувший в Черном море российский разведывательный корабль "Лиман" можно будет поднять.

"Это технически решаемая задача", - сказал он "Интерфаксу".

"Говорить о том, что никаких трудностей не будет, было бы неправильно, но если глубина - сто метров, то поднять судно, тем более такого небольшого водоизмещения, возможно", - отметил Попов.

По его мнению, лучше поднять корабль, чем уничтожить его глубинными бомбами.

Другой информированный собеседник "Интерфакса" сообщил, что у команды "Лимана" было время, чтобы уничтожить специальную аппаратуру. Он уточнил, что экипаж в течение трех часов вел борьбу за живучесть корабля.

"Этого времени более чем достаточно для того, чтобы уничтожить аппаратуру, попадание которой в чужие руки недопустимо", - сказал он.

По словам собеседника агентства, "Лиман" в своем последнем походе не направлялся в Средиземное море. Он сослался на турецкие данные, согласно которым соответствующий запрос на прохождение кораблем черноморских проливов не поступал.

"Значит, "Лиман" решал задачи по предназначению в западной части Черного моря", - отметил он.

"Единственный вопрос, который остается - почему средства радиолокации "Лимана" не предупредили об опасном приближении другого судна?" - сказал собеседник агентства.

Находящийся ныне на дне "Лиман" входил в систему гидрографических судов, но занимался непосредственно разведкой.

На корабле была установлена радиолокационная система "Дон", гидроакустическая система "Бронза". Из аппаратуры радиоразведки на нем находились "Ротор-Н", "Вахта-М", "Вахта-10", "Вахта-12", МРР-1-7, "Виток-АК", "Визир-М", "Узел", "Кайра" и другие. Из вооружения у "Лимана" имелся переносной зенитный ракетный комплекс "Игла".

Судно было построено в Гданьске (Польша) на судостроительном заводе "Сточня Полноцна" (Stocznia Północna, "Северная судоверфь"). Спущено на воду 19 августа 1970 года. В декабре 1970 года поступило в состав Балтийского флота. В 1974 году судно переведено на Черноморский флот.

В 1989 году его модернизировали в средний разведывательный корабль. Водоизмещение судна - 1560 тонн, длина - 73,3 метра, ширина - 11,2 метра, осадка - 3,9 метра. Скорость полного хода - 17 узлов. Дальность плавания составляла 9700 миль при скорости 11 узлов. Экипаж - 85 человек.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook