Точка зрения 14 февраля 2013 г. 16:35

Свободные дороги: мифы и реальность

Interfax-Russia.ru - Города Юга России по-своему решают проблемы пробок: Ростов-на-Дону планирует развивать метро, Волгоград - скоростные трамваи, а в Краснодаре наоборот уберут рельсы из города.

Подземная история

Суровая дорожная реальность диктует свои правила, и города Юга России бросают силы на то, чтобы избежать заторов и транспортных коллапсов. В Ростове-на-Дону, например, планируют построить метро, которое пока остается несбыточной мечтой.

Впервые о ростовском метрополитене заговорили в конце семидесятых, когда город готовился получить статус миллионника. Затем, в период распада СССР, разговоры о метро в СМИ затихли, и вновь эта тема "ожила" лишь шесть-семь лет назад.

В 2008 году постановлением мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева было создано МУ "Управление метро Ростова" и начались разработки генерального плана развития ростовского метро. Осенью 2010 года в Москве прошла выставка "Транспорт России", на которой был представлен проект ростовского метрополитена.

Государственная экспертиза, завершенная 21 февраля 2011 года, показала, что строительство метрополитена в Ростове реально по геологическим, техническим и экономическим параметрам.

Общая стоимость строительства первой очереди первой линии, по последним данным, составляет около 75 млрд рублей. Эта сумма включает в себя строительство части линии с восьмью станциями от "Улицы Малиновского" до "Площади Карла Маркса", ветки в электродепо в районе РТЭЦ-2 и непосредственно самого электродепо, инженерного корпуса, комплекса производственных баз и вспомогательных объектов.

Построить данный участок планируют единовременно, а ввести в эксплуатацию, для удобства ростовчан, в два этапа.

В конце 2012 года в мэрии города озвучили сумму, необходимую для проектирования метрополитена в Ростове-на-Дону: почти миллиард рублей. Если быть точнее - 960 млн рублей, сообщил журналистам заместитель главы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Владислав Максименко.

Он также сообщил, что уже завершается разработка проекта планировки и межевания первой линии ростовского метрополитена и проводятся публичные слушания. Параллельно ведутся работы по изучению грунтов. Проектирование планируют начать в марте-апреле 2013 года, а завершить подготовку проектно-сметной документации предполагается в 2015 году.

"Очень многое зависит от финансовой поддержки со стороны федерации. Самое главное нам иметь проект, положительное заключение", - подчеркнул заммэра Ростова-на-Дону.

В январе этого года мэр Ростова-на-Дону утвердил проект планировки и межевания первой линии Ростовского метро. Объекты ростовского метрополитена раскинутся на территории в 1,36 тыс. га.

Первая 11-километровая линия подземки пройдет от улицы Малиновского параллельно проспекту Стачки к железнодорожному вокзалу и далее через центр города, вдоль Садовой - к площади Карла Маркса. Этот путь на метро можно будет преодолеть за 15 минут.

На первой ветке будет восемь станций с рабочими названиями "Улица Малиновского", "Площадь Тружеников", "Площадь Дружинников", "Вокзал", "Буденновская", "Большая Садовая", "Площадь Театральная" и "Площадь Карла Маркса". Сложные геодезические условия внесли коррективы в глубину расположения станций. Например, станция на Привокзальной площади будет располагаться на эстакаде высотой 17 метров, а на Театральной - на глубине 33 метра.

"По метро обстоят дела пока сложновато, я бы сказал. Потому что без участия федерального бюджета мы не построим его. Реально не найдем на первую очередь (метрополитена - ИФ) 75 млрд рублей", - заявлял губернатор Ростовской области Василий Голубев в ноябре прошлого года.

При этом он отмечал, что если с проектом будет все в порядке, то есть шансы получить финансирование из федерального центра.

Однако пока сроки начала строительства ростовского метрополитена очень туманны. Тем не менее, в декабре 2012 года в Ростове-на-Дону появилось первое ограждение вокруг будущей станции метро "Буденновская", оповещающее о начале изыскательских работ.

Транзитом через Краснодар

У Краснодара свои методы борьбы с пробками. В 2012 году у администрации города совместно с ОАО "РЖД" родился проект "Краснодарский транзит". Суть его в том, чтобы вынести участок железнодорожной ветки от района "Компрессорного завода" до примыкания к району МЖК "Краснодарский" за пределы города и построить в образовавшемся коридоре автодорогу непрерывного движения, которая свяжет север города с югом.

Саму железную дорогу Краснодар хочет пустить в обход города с востока и построить мультимодальный пассажирский хаб. Он, по планам властей, объединит международный аэропорт "Краснодар" и новый железнодорожный вокзал. Далее магистраль направится на юг и соединится с дорогой на Горячий Ключ. Для этого понадобится построить новый мост через реку Кубань в районе створа Краснодарского водохранилища.

На месте бывшей железной дороги в кубанской столице намерены построить скоростной трамвай или скоростную автомагистраль протяженностью около 18 км. "Краснодарский транзит" способен кардинально изменить транспортную ситуацию в Краснодаре, и никуда нам от него не уйти. Я рад, что и руководство РЖД в последнее время стало рассматривать этот проект как один из вариантов модернизации Краснодарского транспортного узла. И это уже прогресс", - заявил в октябре прошлого года глава Краснодара Владимир Евланов.

"Транзит" также включили в генеральный план развития Краснодара до 2050 года. Власти города предлагают увязать его с уже начавшимся на Кубани строительством транспортного обхода Краснодара на участке "Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская". Этот проект обеспечит прямую связь промышленных центров Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевская).

Вместе с тем, как сообщил "Интерфаксу" источник в администрации края, стороны сделали лишь первый шаг на пути реализации инвестпроекта, стоимость которого, по предварительным оценкам, превышает 30 млрд рублей.

"У РЖД отсутствует экономическая целесообразность вложения собственных инвестиционных средств в проект. Учитывая региональный и социально-значимый характер, его финансирование может осуществляться за счет федеральных и краевых средств с привлечением заинтересованных инвесторов. Участие РЖД представляется возможным в форме выработки необходимых инженерных решений, выдачи технических условий", - сообщил "Интерфаксу" источник в администрации края.

Между тем, надежда на федеральное финансирование проекта практически растаяла, когда Краснодар не вошел в список городов, в которых будут проходить матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Руководитель ростовского отделения межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Александр Семенов обнаружил общие "слабые" черты у будущего ростовского метро и "Краснодарского транзита".

"Показательно, что в обоих случаях предлагаемые проекты направлены не на те направления, где имеется наибольшая транспортная напряженность. В Ростове наиболее проблемным является направление север-юг, а метро предлагается на направлении запад-восток. В Краснодаре же наибольшие проблемы в направлении запад-восток, но "Краснодарский транзит" направлен с севера на юг. Еще черта сходства - в том, что оба проекта не могут быть реализованы силами местных бюджетов, а их федеральное софинансирование не предусмотрено", - заявил он в интервью "Эксперту Online".

Метротраммаршрут

В качестве решения проблемы транспортных коллапсов Волгоград уже давно эксплуатирует скоростной трамвай. Так называемый метротрам, или "легкое" метро, появилось в Волгограде в 1984 году.

Протяженность первой линии - 13,5 км. В 2012 году Forbes поставил волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землей меняются местами без непосредственного пересечения.

Это единственная в России линия трамвая, имеющая подземную часть - 3,5 км с тремя подземными станциями мелкого заложения. Сооружение первой очереди линии позволило увеличить скорость сообщения с 18 км/час до 28 км/час, в связи с чем время на поездку сократились на 25%. Скоростным трамваем ежесуточно пользуются более 50 тысяч жителей и гостей Волгограда.

Год назад в городе запустили вторую линию метротрама. Новая линия включает в себя три подземные станции - "Профсоюзная", "ТЮЗ" и "Ельшанка" общей протяженностью 3,8 км.

В планах городских властей строительство еще одной линии. В январе этого года министерство экономики Волгоградской области разместило на сайте госзакупок тендер на разработку проекта третьей линии метротрама. Цена контракта - 457 млн рублей.

На новой ветке скоростного трамвая планируется разместить четыре подземные и две наземные станции, а длина линии составит около 6,2 км.

Так разные по расположению города, имеющие схожие проблемы, пытаются создавать условия для комфортного передвижения людей. И пускай на этом пути порой возникают препятствия, успех в итоге всегда приходит к тем, кто что-то делает.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще