Святая Земля вновь открыта ростовским самолетам

Interfax-Russia.ru – Воздушное сообщение между Ростовом-на-Дону и Тель-Авивом возобновляется после скандала полугодовой давности.

Эта полудетективная история начиналась еще в сентябре 2007 года, когда министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни во время визита в Россию предложил отменить визовый режим между двумя странами, что способствовало бы укреплению их культурных, экономических связей и, разумеется, увеличению числа туристов. В марте 2008 года главы МИД России и Израиля Сергей Лавров и Ципи Ливни подписали соглашение о безвизовом режиме, которое позднее было ратифицировано.

Для Израиля это событие немаловажное: директор министерства по туризму Израиля Шауль Цемах заявил в прошлом году, что российский турпоток в стране стоит на третьем месте после американского и французского.

Возрадовался народ и на Юге России. Ведь Страна Обетованная у южан практически под боком, лететь туда быстрее и куда дешевле, чем из Москвы. После ратификации договора с 4 июня этого года компания "Аэрофлот-Дон" (с 25 сентября она переименована в "Донавиа") увеличила объем пассажирских авиаперевозок в Израиль: из Ростов-на-Дону в Тель-Авив активно стали курсировать два раза в неделю Boeing 737-400 (156 кресел) и Boeing 737-500 (112 кресел).

Некоторые израильские авиакомпании также бодро рапортовали о том, что получили разрешение на полеты в Ростов, Краснодар и Сочи. Так, компания "Сан Дор" (Sun d’Or) предполагала совершить первый рейс в Сочи 26 июня, а в Ростов – 27 июня.

Однако вскоре оказалось, что израильтяне несколько поторопились. Хотя Росавиация своевременно выдала всю необходимую для полетов разрешительную документацию израильским авиакомпаниям, администрации аэропортов Ростова-на-Дону, Сочи и Краснодара не допустили этих перевозчиков на свою территорию.

Дело в том, что израильская сторона одним из обязательных условий осуществления авиарейсов выдвинула присутствие вооруженных сотрудников службы безопасности своих авиакомпаний в российских региональных аэропортах.

На это мы пойти не можем, заявили россияне. Без оружия – милости просим. А иначе – от ворот поворот. При этом российская сторона подчеркнула, что действует в рамках Соглашения между правительствами двух стран от 20 августа 1997 года. В нем указано, что безопасность пассажиров обеспечивает специально обученный персонал в соответствии с национальным законодательством государства пребывания.

Правда, в п. 2 ст. 3 Соглашения есть оговорка: "Право осуществления специальных мер безопасности также может по просьбе одной Стороны предоставляться специальному государственному органу или службам безопасности авиакомпаний в согласованных аэропортах другой Стороны". Однако она касается лишь действий "в случае возникновения инцидента или любой реальной угрозы безопасности гражданскому воздушному судну". Израильтяне же требуют присутствия вооруженных сотрудников при осуществлении каждого рейса - на время регистрации и посадки в израильский самолет.

Вообще-то израильскую сторону можно понять: страна постоянно подвергается террористическим атакам, что вынуждает Израиль к повышенной бдительности. С 1968 по 2003 годы в отношении авиакомпании "Эл Аль" (El Al), дочкой которой является "Сан Дор", палестинские и другие экстремисты совершили свыше десятка нападений в аэропортах разных стран, в результате чего погибло несколько десятков человек.

Один из самых громких последних терактов произошел 4 июля 2003 года, в День Независимости США. В аэропорту Лос-Анджелеса выходец из Египта устроил беспорядочную стрельбу, в результате которой погибло три человека и десять получили ранения. Убийцу застрелил сотрудник службы безопасности авиакомпании "El Al", у стойки которой произошел инцидент. После инцидента руководство компании заявило, что с этого дня усиливаются меры безопасности во всех аэропортах мира, где работают их представительства (таковых насчитывается около 80). И это несмотря на то, что за несколько лет до этого, 6 сентября 2001 года, израильтяне уже усиливали меры безопасности на своих авиарейсах.

С 2008 года Израиль работает над очередным совершенствованием системы проверки пассажиров. Несколько компаний разрабатывают систему распознавания намерений человека, основанную на сочетании инфракрасной технологии, удаленных сенсоров, устройств формирования изображения и проецирования действующих на подсознание образов, таких, как фотографии Усамы бен Ладена. Создается технология анализа голоса человека (LVA), позволяющая на основании изучения эмоциональной составляющей реплик пассажира получить представление о его намерениях.

Считывать реакции пассажиров помогут также специальные "умные ковры" и "умные сидения". Технология LVA, кстати, уже прошла тестирование в московском аэропорте Домодедово. Но даже без этих новшеств авиакомпания El Al считается одной из самых безопасных на планете: ее сотрудникам единственным в мире разрешается иметь при себе оружие в аэропортах всех стран.

Всех, кроме России, уточнили российские авиавласти. Впрочем, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Геннадий Курзенков пояснил, что разрешение носить оружие на территории аэропорта выдается только структурами МВД, так что Росавиация тут не при чем. А в Минтрансе сообщили: "Израильская сторона не обращалась в уполномоченные органы Российской Федерации с просьбой и обоснованием необходимости применения огнестрельного оружия [на территории южных аэропортов]".

В общем, израильтяне обиделись на "обезоруживание" своих сотрудников, усмотрев в нем явно недружественный шаг. По сведениям из источников в "Сан Дор", письмо из России – "рейс подтверждаем, но без израильских мер безопасности" - компания получила вечером накануне вылета. На такой шаг не может пойти ни одна израильская авиакомпания - существует запрет правительства Израиля на полеты без полного соблюдения норм безопасности. В итоге рейсы израильской компании в Сочи и Ростов-на-Дону 27 июня были сорваны.

Ответ не заставил себя долго ждать: в воскресенье 28 июня израильские авиационные власти запретили компании "Аэрофлот-Дон" совершить полет из Ростова-на-Дону в Израиль и вылететь из Израиля в Ростов-на-Дону. Более суток 81 россиянин не смог вылететь из израильского аэропорта Бен-Гурион в донскую столицу. После переговоров самолет рейса Ростов-на-Дону - Тель-Авив совершил перелет, опоздав на сутки: в пункте назначения он приземлился в ночь на вторник.

А 30 июня состоялось срочное заседание рабочей группы по реализации Соглашения между Россией и Израилем по обеспечению безопасности гражданской авиации от 20 августа 1997 года. Его провел заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. Наша сторона в ходе обсуждения настаивала на том, что безопасность в российских аэропортах – сфера деятельности российских властей. Израильским спецслужбам можно иметь оружие и использовать его только в случае ЧП. Израильтяне с этим категорически не соглашались. Поэтому рабочая группа приняла решение обратиться в правительство Российской Федерации с предложением внести ряд редакционных изменений в Соглашение, чтобы привести его в соответствие действующему российскому законодательству в области транспортной безопасности и федеральному закону "Об оружии" от 13 декабря 1996 года.

Пока же раздраженный Израиль со 2 июля объявил "Аэрофлот-Дон" персоной нон грата. Директор департамента гражданской авиации Израиля Гиора Ром заявил, что причина такого решения - отсутствие доступа на эти маршруты израильских перевозчиков. Так сказать, "симметричный ответ". Его заместитель по международным делам Ави Бен-Хур пояснил: для южнороссийских авиаперевозчиков еврейское небо будет закрыто вплоть до урегулирования конфликта.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина назвала решение израильских властей "самым настоящим шантажом". Однако и у израильской стороны свои резоны. В Израиле считают, что российская сторона нарочно не дает разрешения на допуск вооруженных сотрудников "Сан Дора" и других авиакомпаний в российские аэропорты, защищая монополию "Аэрофлот-Дона" на пассажирские перевозки и поддерживая недобросовестную конкуренцию.

Действительно, запрет допуска вооруженных израильских спецназовцев на проверку собственных рейсов кажется несколько абсурдным на фоне того, что эта практика давно уже существует в московском Домодедове и питерском Пулково, куда еженедельно осуществляет почти два десятка рейсов израильская компания "El Al". Россияне ссылаются на то, что по этому поводу существует особое соглашение, которое не распространяется на другие аэропорты страны.

По мнению же израильских бизнесменов, все объясняется просто. Компания "El Al" намеревалась расширить сферы влияния на российском рынке авиаперевозок. "Российское направление для нас ключевое", - заявил израильскому порталу IzRus глава департамента авиакомпании по Восточной Европе Игорь Вайсбурд.

Израильтяне бросили вызов авиакомпаниям России. Их цены значительно ниже, чем у их российских конкурентов. Израильские авиаперевозчики даже предлагают россиянам рейсы в Сан-Паоло, Рио-де-Жанейро и Йоханнесбург (ЮАР), стоимость билетов на которые ниже, чем цена прямых рейсов "Аэрофлота" из Москвы. Мало того: "El Al" предлагает российским туристам возможность промежуточной остановки в аэропорту Бен-Гуриона для проведения экскурсий по Израилю. Что касается ростовского аэропорта, объем перевозок пассажиров в Израиль летом составлял 200 пассажиров в неделю, с этим прекрасно справлялся "Аэрофлот-Дон". Зачем ему конкуренты с демпинговыми ценами?

В общем, сторонам так и не удалось договориться. 14 июля израильская делегация покинула столицу России, ничего не добившись.

В результате прежде всего проиграла российская сторона. Юг России потерял солидный куш. Выручка "Аэрофлот-Дона" с одного рейса в Тель-Авив составляла не менее 30,2 тыс. евро. В отличие от Израиля, где только намеревались осваивать новые линии, самолеты российской компании уже давно курсировали между южными аэропортами России и Святой Землей. Так что у израильской стороны потери оказались потенциальные, у нашей - реальные.

Однако израильтян тоже чрезвычайно "напрягало" отсутствие авиасообщения между российским Югом и их страной. В 2009 году – даже несмотря на кризис - Россия стала для Израиля вторым по значимости после США источником въездного туризма. А к концу этого года, по свидетельству ряда источников, показатели выездного туризма из России в Израиль уже выше, чем американские. В министерстве туризма Израиля надеются, что к концу 2009 года их страну посетят 400 тысяч русских туристов.

В этой обстановке глупо, если даже не безумно играть в авиационно-экономическую блокаду. Тем более, по мнению ряда экспертов, именно южно-российское направление для израильских авиаперевозчиком можно считать особенно перспективным. "На юге России существует обширная еврейская община. Ее представители часто летают в Израиль не только как туристы, но и с деловыми целями. Но последние полгода им приходилось это делать через Москву, а то и вообще через немецкий Дюссельдорф на рейсах "Люфтганзы". Поэтому прямой рейс "Донавиа" будет пользоваться большим спросом", – утверждает директор ростовского турагентства "Руссо Туристо" Андрей Якубов.

Исходя из всего этого после полугодового противостояния израильтяне все же дрогнули. На днях официально объявлено о том, что с 27 декабря еженедельные рейсы из Ростова-на-Дону в Тель-Авив возобновляет компания "Донавиа" (бывший "Аэрофлот-Дон"). Пока речь идет только об одном рейсе по воскресеньям на самолете Boeing-737 с двумя классами обслуживания - бизнес-классом и экономическим. Отправление из Ростова в 14:30, прибытие в Тель-Авив - в 16:30 (время местное для каждого аэропорта). Рейсы из Тель-Авива будут отправляться в 17:30, прибывать в Ростов в 21:30.

"На межгосударственной комиссии, в которой приняли участие Виктор Зубков, первый запред правительства России и Авигдор Либерман, министр иностранных дел Израиля, было принято решение, что всю ответственность за безопасность полетов в Израиль берет на себя Россия. Из этого следует, что в аэропорту Ростова-на-Дону вооруженных охранников-израильтян не будет", - сообщила глава израильского турофиса в Москве Нета Пелек-Брискин.

Итак, пока зеленый свет дан только компании "Донавиа". Однако израильская сторона надеется, что на Юг России будет допущена и израильская компания "Sun d‘Or" (дочка авиакомпании "El Al"). При этом подразумеваются авиарейсы не только в Ростов-на-Дону, но также в Краснодар и Сочи.

Сейчас для этого нет особых экономических препятствий. После того, как донская авиакомпания стала дочкой "Аэрофлота", у нее появились реальные возможности противостоять израильскому демпингу. Так, в июне авиакомпании Израиля планировали за рейс между Тель-Авивом и Ростовом в оба конца брать от 400 долларов. Теперь компания "Донавиа" установила за такой же рейс цену в эконом-классе от 288 евро. То есть практически то же, что у конкурентов.

Уже сейчас ростовские турфирмы предлагают клиентам посетить Святую Землю на Новый год и Рождество с восьмидневным экскурсионным туром.

Так что можно порадоваться: история, начинавшаяся как скандальная драма, в конце концов обернулась рождественской сказкой.

Обозреватель Александр Сидоров