Interfax-Russia.ru - Крупнейшие вузы Южного федерального округа и предприниматели решили готовить кадры совместными усилиями
Еще совсем недавно, в первой половине 90-х годов прошлого века, в результате диких веяний "эпохи перемен", которую так не любят китайские мудрецы, в нашем Отечестве, самом читающем в мире, престиж высшего образования рухнул. И вовсе не шутка и не преувеличение - утверждение о том, что девочки в то время стремились в проститутки, а мальчики мечтали стать бандитами. Ровно так оно и было: автор этих строк может подтвердить, поскольку как раз в то время его сын был школьником старших классов и носителем столь "передовых" идей".
С началом нового тысячелетия ситуация изменилась, престиж вузовской "корочки" снова вырос. Одновременно по всей стране стремительно стало расти количество всевозможных университетов и академий - преобразованных в оные из бывших институтов, ПТУ и приютов для бродяг. Нынче в ЮФО, например, подобных "вузов" столько, что это просто нарушает общественные приличия. Многие из них числятся филиалами известных столичных учебных заведений, однако уровень преподавания здесь зачастую шокирующе низок. Зато коррумпированность руководства и преподавателей просто зашкаливает. Многие студенты фактически покупают себе диплом, даже не открыв за период обучения ни одной книжки.
Однако эта беда как раз не самая страшная. В конце концов, хочет человек иметь для развлечения красивый значок и дипломчик - пусть покупает. К слову сказать, нынче пошла странная мода на образование: главное - диплом, неважно какой, лишь бы вузовский. По статистике, 80% выпускников идут работать совершенно не по своей специальности.
Но, с другой стороны, сегодня в российском обществе создается такая атмосфера, что найти работу лишь на основании свидетельства о высшем образовании становится все сложнее. Причем даже если "корочку" выпускник получил честно, если весь срок упорно грыз гранит науки и сточил все зубы. Практика, увы, свидетельствует о том, что разрыв между реальными потребностями бизнеса и уровнем подготовки молодых специалистов нередко чудовищен. Значительная часть работодателей вынуждена переучивать выпускников различных университетов уже на месте, вкладывая в это немалые средства. А куда денешься? Как в известной песенке: "Я его слепила из того, что было"…
Такая вот картина маслом.
В чем же загвоздка? Как считают эксперты, российская вузовская система продолжает ориентироваться не на прикладное, а на академическое образование. Учебных заведений, которые готовят "прикладников", катастрофически мало. Но даже в них существует реальная проблема: отставание преподавания от реалий жизни. Современные промышленные технологии настолько быстро развиваются, что техническая база высшей школы за ними просто не поспевает. Да и не может угнаться по определению: темпы обновления слишком велики, поэтому невозможно поднять вузовскую базу до уровня ведущих бизнес-корпораций - ведь они вкладывают в модернизацию огромные средства.
Выход здесь один - тесное сотрудничество бизнеса и вузов. Собственно, это не открытие, так делается во всем мире. Нужно просто, что называется, идти след в след. В Южном федеральном округе такое сближение уже происходит. Так, совсем недавно было объявлено о проекте создания некоммерческого партнерства "Южный корпоративный университет", куда должны войти Южный федеральный университет (ЮФУ), Южно-российский государственный технический университет (ЮРГТУ) и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Подписать соглашение об образовании Южного корпоративного университета планируется на экономическом форуме в Сочи, который состоится осенью.
Вообще-то, если вспоминать недавнюю историю, договор о создании Южного корпоративного университета уже подписывался - в июне 2004 года. Тогда в состав нового учебного объединения вошли Ростовский государственный университет, Южно-российский государственный технический университет (бывший Новочеркасский политехнический институт) и Таганрогский радиотехнический университет. Однако прежняя структура не подразумевала нацеленности на союз с предпринимателями: речь шла о необходимости с помощью интеграции усилить научно-образовательный потенциал перечисленных вузов, об обмене научными разработками, создании совместных инновационных центров, кадровом обмене и проч. К тому же вскоре на государственном уровне был создан федеральный университет, куда вошли РГУ и ТРТУ.
Так что ныне старая идея зазвучала уже на новый лад. Смысл теперешнего Южного корпоративного университета - не просто укрепление взаимодействия между вузами. Новая структура должна приблизить высшее профессиональное образование к требованиям современного рынка труда, а фундаментальную науку - к требованиям бизнеса. А сделать это без участия самого бизнеса - утопия. Именно поэтому полноправным участником новой корпорации станет региональное отделение РСПП - Союз работодателей Ростовской области. Сегодня, как признает первый проректор ЮРГТУ Николай Горбатенко, вузы достаточно оторваны от предприятий: у них нет базы для прохождения практики, официального трудоустройства выпускников. Тесное сотрудничество с Российским союзом промышленников и предпринимателей позволит исправить такое положение.
В создании эффективной системы взаимодействия вузов с бизнес-сообществом видит основную цель корпоративного университета и проректор по экономике ЮФУ Марина Боровская. Как она считает, от формального сотрудничества в виде различных конференций и "круглых столов" ученые и промышленники должны перейти к более тесному и плодотворному сотрудничеству - прежде всего, к целевой подготовке специалистов в соответствии с требованиями конкретного производства и работодателя. "Компания должна представлять, кого она получит, а студенты - понимать, куда они придут, - объясняет свою позицию доктор экономических наук. - Тогда выпускники будут не просто экономистами, а специалистами по профилю конкретного предприятия или сегмента рынка".
В этом смысле озабоченность университетских ученых разделяет исполнительный директор Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов. Он убежден: взаимодействие бизнеса и вузов особенно востребовано в условиях экономического кризиса. Согласно мониторингу Союза, сейчас на предприятиях, где традиционно трудоустраивались многие выпускники южных университетов, потребность в кадрах сократилась в несколько раз, а вузы продолжают поставлять на рынок труда специалистов данных профессий. Зато есть востребованные специальности, которые в высших учебных заведениях не готовят или готовят недостаточно. "Мы заинтересованы в том, чтобы работодатели внятно формировали свой заказ, а вузы готовили кадры в соответствии с этим заказом, - подчеркнул Виктор Нетесанов. - Необходимо, чтобы каждый работодатель нашел "свое" учебное заведение, которое станет для него базовым".
Такой опыт в регионе уже существует - прежде всего, в сфере агропромышленного комплекса. На южные поля давно уже поступает новейшая техника, здесь используются современные технологии - а вот квалифицированных специалистов, способных управляться со всем этим, явно не хватает.
Надо сказать, что первыми забили тревогу как раз бизнесмены. Они предложили вузам испытанную схему Великого Комбинатора Остапа Бендера, слегка ее видоизменив: "Бензин - наш, идеи - ваши". Например, компания PepsiCo уже передала учебным заведениям ЮФО ряд высокоточных приборов в рамках программы поддержки инноваций в высшем аграрном образовании региона. Программа эта рассчитана на несколько лет, в результате ее осуществления компания планирует подготовить при помощи вузов специалистов, которые гарантированно придут именно на ее предприятия (одно из них осенью начинает действовать в Азовском районе Ростовской области).
Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростовская государственная академия сельхозмашиностроения (РГАСХМ) и Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ) уже получили суперсовременное оборудование на сумму свыше 120 тысяч долларов, а в течение следующих трех лет эта сумма достигнет почти миллиона долларов.
Так, КубГАУ получил тепловизионный комплекс, который позволяет проводить мониторинг внутренних процессов в почве и управлять ими, исследовать физиологию растений. Благодаря этому вуз создает лабораторный межфакультетский центр тепловизионных технологий. В ДГТУ передали систему капельного электрофореза для анализа воды, пищевой продукции и продовольственного сырья, а также анализатор содержания элементов в зерновых и зернобобовых культурах.
Впрочем, Донской государственный технический университет, как рассказывает его ректор Бесарион Месхи, давно и успешно работает также с другими ведущими компаниями и предприятиями региона - такими, например, как Ростсельмаш, Роствертол, Рубин, Квант, ТагАЗ, НЭЗ, АОМЗ, Mitsubishi, ALCOA. "Мы готовим выпускников специально для каждого предприятия-партнера,- говорит Месхи.- Разрабатываем учебные программы в соответствии с потребностями каждого предприятия-партнера, адаптируем будущих выпускников к реальному производству конкретных заводов". Многие студенты ДГТУ еще во время учебы знают, на каком предприятии будут работать после получения диплома - вплоть до того, в каком именно цехе.
Кубанский государственный аграрный университет наладил стратегическое партнерство с ООО "CLAAS": на предприятии компании в Краснодарском крае первые 34 комбайна в 2003 году собрали выпускники факультета механизации КубГАУ. Позднее компания подарила университету комбайн MEGA, тракторы ATLES, XERION, косилки DISCO, ворошители LINER, которые успешно работают на учебных полях вуза, где ими управляют студенты. Ребята также один день в неделю в течение года проходят практику в цехах завода. Специалисты компании, в том числе генеральный директор ООО " CLAAS " Ральф Бендиш, регулярно проводят для студентов различные семинары, читают лекции. Лучших выпускников по окончании вуза берут на работу и направляют на стажировку в Германию.
Многолетний опыт работы с вузами накопил и комбайностроительный завод "Ростсельмаш". Это - практика студентов на предприятии, стажировки, именные стипендии, отбор лучших и последующее их трудоустройство в сервисные центры "Ростсельмаша" или на центральное предприятие в Ростове-на-Дону. С ДГТУ в 2007 году завод создал промышленно-образовательный комплекс (ПОК), в который вошли 2 колледжа, 2 лицея, 2 училища и около 20 школ. Здесь существует целенаправленная профессиональная ориентация ребят, часть из которых в результате выбирает профессию комбайностроителя.
Совместную образовательную программу разработали Донской государственный аграрный университет (ДонГАУ) и компания "Бизон". Ее цель - освоение новых ресурсосберегающих технологий земледелия и прогрессивной техники. "Бизон" передал университету тракторы Fendt, орудия Lemken, Amazone, Rauch, MaterMacc, комбайны ACROS. Ребята осваивают эти машины на опытно-промышленных предприятиях компании в Октябрьском и Усть-Донецком районах Ростовской области.
И бизнесмены, и ученые уверены: будущие конструкторы должны прекрасно знать самые современные образцы мировой сельхозтехники. Пока же в России нет государственной отлаженной схемы взаимодействия предпринимателей-работодателей с системой высшего образования. Уровень теоретических знаний зачастую отстает от жизни. Часов, отведенных на практику в государственных образовательных стандартах, катастрофически мало. В вузах развитых стран давно уже половина учебного времени отдается практической научно-исследовательской работе, прикладная наука формируется в университетах. В российских же на практику отводится максимум 10-15% учебного процесса. Так, может быть, хватит экспериментировать и пора решать проблемы в государственных масштабах?
Иначе железный конь у нас так и не придет на смену крестьянской лошадке…
Обозреватель Александр Сидоров