Точка зрения 8 июня 2011 г. 16:23

Убивают за слова

Interfax-Russia.ru – Новое громкое убийство гуманитария на Северном Кавказе: противника ваххабизма ректора Института теологии Максуда Садикова расстреляли неизвестные.

Известного в Дагестане общественного и религиозного деятеля Максуда Садикова застрелили вечером 7 июня в Махачкале. Как сообщили в МВД Дагестана, убийство Садикова и его племянника произошло около 21:40 недалеко от дома 110 по улице Абубакарова, где находится Духовное управление мусульман Дагестана.

По данным Следственного комитета РФ, 48-летний ректор Института теологии и международных отношений Махачкалы Максуд Садиков и его племянник Залимхан Мусаев были убиты предположительно из пистолета у подъезда дома, где жил Садиков. Сопровождавший их мужчина при нападении не пострадал, поскольку в этот момент отлучился в магазин. Сами нападавшие, по версии следствия, скрылись во дворах. Ректор института и его племянник скончались на месте.

Ранее сообщалось, что Садиков, Мусаев и сопровождавший их третий в момент нападения находились в автомобиле. Причем, третий человек по информации правоохранительных органов был ранен. Однако впоследствии эту информацию следствие не подтвердило.

Уже известно, что по факту убийства ректора и его племянника возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям – по ст. 105 УК РФ (убийство) и ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Расследование взяло на контроль Главное следственное управление СК по Северо-Кавказскому федеральному округу. Об этом сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Максуд Садиков возглавлял Институт теологии с 2003 года. Как пишут его коллеги на сайте образовательного учреждения, Садиков стал "основателем первого в Северокавказском регионе уникального Института, соединившего в себе светское и религиозное образование". Коллеги также назвали его "высококвалифицированным специалистом в области национальной и конфессиональной политики".

Садиков был известен как ярый сторонник запрета ваххабизма. Он принимал активное участие в развитии традиционных форм ислама. Так, в октябре прошлого года Садиков координировал группу руководителей хаджа (паломничества в Мекку). А менее месяца назад (19 мая) был в числе участников встречи в Махачкале первого замруководителя администрации президента РФ Владислава Суркова с представителями духовенства Дагестана.

Какого человека потерял Кавказ и Россия в целом, ясно даже из скупой биографической справки Максуда Садикова: "С 2008 года он – член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Дагестана, с 2009 года – член научно-консультативного Совета при Минюсте РФ по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма".

Садиков был также одним из инициаторов единой системы современного мусульманского образования.

"Различные экстремистские идеологии живут и внедряются там, где нет нормального религиозного образования, поэтому наша задача – сформировать в России нормальную систему воспитания, формирования потенциала исламских кадров. Нам всем в нашей многонациональной и многоконфессиональной России нужно согласие и взаимодополнение. И мы должны двигаться в этом направлении сообща", - заявлял ректор Института теологии еще в 2008 году.

"Нужно преодолеть разобщенность. Если мы работаем ради Аллаха, если хотим, чтобы в нашей стране была нормальная культура, религия, нужно забыть частные амбиции, надо сообща идти вперед", - добавлял он.

Разумеется, сторонникам ваххабизма и исламским радикалам такие взгляды были, мягко говоря, неудобны. Как вызов, брошенный обществу, расценили убийство Садикова региональные власти.

Реакция на убийство Садикова последовала со стороны религиозных объединений. Так Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият) назвала убитого ректора Института теологии Махачкалы Максуда Садикова мучеником за веру.

"Максуд Садиков считал, что главное оружие в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом – религиозное просвещение, - говорилось в заявлении муфтията, переданном порталу "Интерфакс-Религия". – И поэтому он был самым ярым сторонником традиционного просвещенного ислама и всеми силами противостоял распространению ваххабизма и радикализма на Северном Кавказе".

Авторы документа процитировали пророка Мухаммеда: "Прекращаются дела каждого умершего, кроме пребывавшего на страже на пути Аллаха, ибо поистине для него дела его будут расти до самого Дня воскресения, а сам он избавится от искушений могилы".

"Эти слова целиком и полностью можно адресовать Максуду Садикову - истинному борцу и старателю на пути Божием! Ныне ставший шахидом Максуд Садиков, полгода назад зверски убитый муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев и многие другие наши братья стали жертвами борьбы с чудовищным и античеловечным течением радикалов", - говорится в заявлении.

Муфтият призвал власти "безжалостно бороться со всеми проявлениями экстремизма, терроризма и сепаратизма, попытками насаждения в умы наших сограждан радикальных и антигосударственных идей".

К соболезнованиям в адрес погибшего ученого присоединилась и РПЦ. "Знаю, что многие в нашей церкви глубоко скорбят об убийстве дагестанского ученого, одного из духовных лидеров Дагестана, который был добрым другом нашей Церкви", - сообщил "Интерфаксу" глава синодального Отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

По его словам, произошедшее еще раз показывает, что "мусульмане, которые уважают исторические традиции своих народов и ориентируют единоверцев на мир и диалог, сегодня становятся жертвой террористов".

Как отметил священник, рано говорить о том, кто совершил злодеяние, "но последние события показывают, что в большинстве подобных случаев террористы пытаются оправдать свои преступления "религиозной" аргументацией".

По мысли священника, перед подобными преступлениями можно выстоять только сообща. "Значит, сегодня государство и все общество должны помочь российской исламской умме (сообществу верующих – ИФ) решительно опровергнуть эту аргументацию и отстоять тот путь мира, созидания и братского сотрудничества с другими народами и религиями России, который всегда был свойственен российскому традиционному исламу", - подытожил собеседник агентства.

Очевидно, что убийство Садикова не стоит рассматривать в отрыве от другого аналогичного происшествия, потрясшего регион. В конце мая общественность Северного Кавказа была взбудоражена жестоким убийством поэта Шамиля Джигкаева.

Общественный деятель, декан факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Хетагурова Джигкаев был убит 26 мая на окраине Владикавказа – ему отрезали голову. В качестве основной версии рассматривалась месть религиозных экстремистов за опубликованное в журнале "Мах дуг" стихотворение под названием "Отправляются волчата на хадж", осудившее осквернение паломниками из Чечни мемориала жертв теракта в Беслане в 2007 году.

В рамках расследования убийства тогда был объявлен в розыск местный житель Давид Мурашев. 31 мая в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками МВД и УФСБ по Северной Осетии, во Владикавказе было установлено местопребывание Мурашева, который при задержании оказал вооруженное сопротивление и был уничтожен.

Есть, правда, и некоторые отличия: если убийство Садикова получило единодушное осуждение религиозных организаций, то творчество Джигкаева вызывало серьезные споры – северо-осетинское духовное управление мусульман еще при его жизни требовало наказать автора стихотворения за разжигание национальной розни. Кстати, после его гибели представители религиозных организаций заявили, что если бы осуждение или наказание со стороны правоохранительных структур воспоследовало, то такого ужасного конца, скорей бы всего, не было.

Какие результаты принесет расследование в случае Садикова, не ясно. Но уже очевидно, что объединение, к которому стремился Садиков, по злой иронии судьбы, стало возможным лишь после (и по случаю) его смерти.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще