Учитесь тратить

Interfax-Russia.ru – Первый в России центр финансовой грамотности с системой бесплатных консультаций открылся в Ростове-на-Дону. Южан научат правильно выбирать банк и оформлять кредит.

Бесплатные консультации по любым денежным вопросам теперь смогут получать жители юга России. К их услугам учебно-производственный центр по повышению финансовой грамотности населения. Также в учебном заведении будут формировать практические навыки в этой сфере у студентов.

Проект стал совместным детищем Южного федерального университета (ЮФУ) и регионального банка "Центр-инвест" при поддержке правительства Ростовской области. Его главная задача -обучение студентов. Среди преподавателей центра будут сотрудники ЮФУ и банка. Они постараются сформировать представление об организации работы в кредитной организации, а также будут повышать уровень подготовки банковских специалистов.

Кроме того, задача центра - повышение финансовой грамотности жителей при использовании банковских продуктов. Впоследствии сами студенты будут рассказывать желающим, как правильно принять решение о кредитовании или выбрать финансовую организацию.

Среди других популярных вопросов, которые осветят "финансовые учителя" для молодежи, пенсионеров и других категорий жителей – использование платежных терминалов, интернет-банкинг, безопасное размещение вкладов и т.д.

Центр имеет четыре зоны: обслуживание клиентов по стандартным и специальным программам банка; проведение теоретических и практических занятий со студентами; консультирование населения, самообслуживания. В последней зоне находится оборудование для совершения операций без привлечения менеджеров банка.

Расположился центр на пересечении центральных магистралей Ростова-на-Дону. Он занял здание бывшего кинотеатра "Буревестник".

"После передачи этого помещения университету нам, безусловно, хотелось, чтобы слово "Буревестник" не потерялось. Поэтому здесь появился новый Открытый институт современных образовательных технологий "Буревестник", который сегодня предполагает, что площадок должно быть несколько", - заявила ректор ЮФУ Марина Боровская.

По ее словам, центр финансовой грамотности – первый шаг межвузовского сотрудничества, "где мы можем выстроить систему совместных проектов – их выбора, сопровождения, поддержки".

"Следующий этап - открытие юридической клиники (негосударственное учреждение, оказывающее бесплатную юридическую помощь - ИФ). Третий этап - создание центра масс-медиа для возможности повышения журналистской, экономической и социальной грамотности школьников, взрослых людей, которые тоже в этом заинтересованы", - сказала Марина Боровская.

Как отметил вице-губернатор Ростовской области Сергей Горбань, принявший участие в церемонии открытия, финансовое просвещение жителей региона - "одно из главных условий защиты от рисков, существующих сегодня на финансовом рынке".

"Многие из тех проблем, с которыми сталкиваются люди, связаны с их неподготовленностью к финансовым операциям. Их надо учить, вовлекая в процесс все заинтересованные стороны - органы власти, образовательные учреждения, общественные и коммерческие организации, каждое из которых должно вносить свой посильный вклад", - подчеркнул вице-губернатор.

При этом он отметил, что в регионе сейчас проходит "Стартап неделя" - серия публичных мероприятий, направленных на поддержку начинающих предпринимателей, повышение инновационного потенциала региона и популяризацию предпринимательской деятельности. В дополнение к этому мероприятию появление центра станет хорошим спутником разрешения финансовых вопросов.

В свою очередь, председатель совета директоров банка "Центр-инвест" Василий Высоков заявил, что центр финансовой грамотности не будет выдавать кредиты, здесь будут обучаться современным банковским технологиям и интернет-технологиям.

"Надо менять и саму систему обучения, потому что лучший способ научиться - это передать свои здания кому-нибудь другому. Поэтому здесь будут обучаться, в первую очередь, студенты, и они сразу же будут показывать и поверять свои знания, оказывая консультации друзьям, приятелям, знакомым, родителям, всем кто будет проходить мимо", - сказал Василий Высоков.

По словам генерального директора Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелии Имаевой, любые инициативы такого плана полезны, главное, чтобы такие программы по повышению грамотности и финансовому образованию населения не носили маркетинговый характер.

"В первую очередь мы обращаем внимание на это – чтобы такие вещи не были основой для продвижения услуг компании-инициатора", - сказала Interfax-Russia.ru Гузелия Имаева.

Она отметила, что, несмотря на то, что примерно с 2004 года тема финансовой грамотности в России живет на пике и очень актуальна, исследования, которые проводит НАФИ, говорят о том, что серьезных изменений в стране с точки зрения уровня финграмотности пока что нет.

Существует ряд базовых индикаторов, по которым сегодня традиционно оценивается, знает ли человек основы грамотного финансового поведения, отметила аналитик.

"По ним мы видим, что в некоторых направлениях есть серьезный прогресс. В частности, население теперь активнее сравнивает условия разных финансовых организаций, прежде чем куда-то обратиться. Еще в 2004-2008 году такого в принципе не наблюдалось, скорее, выбирали по наитию или по рекомендациям. Сравнение – это базовый принцип, по которому человек сам определяет привлекательность условий лично для него, а также может понять, является ли организация пирамидой", - пояснила собеседница Interfax-Russia.ru.

В то же время, по таким вещам, как планирование бюджета, в России серьезных изменений в последние годы аналитики не наблюдают. Вопросы, связанные с пониманием риска и доходности, тоже остаются в стороне. Отдельные направления, такие, как, например, система страхования вкладов, имеют позитивное восприятие в силу того, что на этом направлении идет активная работа со стороны правительства и уровень информированности стал намного выше.

"Поднятие финансовой грамотности россиян на достойный уровень – это долгосрочная перспектива, эффект будет достигнут не сразу, несмотря на то, что на разных уровнях различными организациями создаются специальные программы. Даже в отдаленной перспективе изменения могут быть лишь поступательными, потому что есть такие вещи, как поколения: к примеру, более старшие поколения не готовы пользоваться инновационными финансовыми инструментами, а молодежь, наоборот, на них ориентирована. И то и другое имеет в себе как плюсы, так и минусы", - добавила генеральный директор НАФИ.

На вопрос о востребованности всевозможных курсов и центров по повышению финансовой грамотности Гузелия Имаева пояснила, что все зависит от формы подачи информации и позиционирования программы.

"В целом интерес у населения есть. В большинстве своем люди сами заявляют, что их знания либо удовлетворительные, либо недостаточные. Но работа с разными группами людей должна быть адресной, потому что они имеют разный опыт, это нужно учитывать", - сказала эксперт.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"