Уходят в онлайн

Interfax-Russia.ru - Регионы Юга стремятся увеличить количество госуслуг, предлагаемых в электронном виде. А в Астраханской области даже начали учить пенсионеров пользоваться ими.

Вероятно, в скором времени муниципальные службы избавятся от очередей посетителей, так как госуслуги полностью перейдут на новый уровень, т.е. уйдут в онлайн.

Власти стремятся, чтобы государственные услуги, которые можно получить в электронном виде в режиме онлайн, стали доступны каждому жителю России, уменьшили очереди в госучреждениях, нагрузку на чиновников и избавили от коррупции.

Так, власти Ставропольского края к концу года намерены перевести в электронный вид более 70 муниципальных услуг. Между тем, ранее планировалось, что в онлайн в крае до начала 2013 года "уйдут" только 60 муниципальных услуг.

"До конца года министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края проведет конкурс по переводу еще 46 первоочередных государственных услуг в электронный вид. Я думаю, что мы превысим план и уже в 2012 году переведем в электронный вид более 70 государственных услуг. В этом направлении мы идем с опережением", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Саматов.

В 2013 году Ставрополье планирует перевести в электронный вид еще более 100 госуслуг. "Эту работу мы будем выполнять по плану. Всего в электронном виде жителям Ставропольского края будет оказываться более 170 государственных услуг", - отметил Дмитрий Саматов.

Между тем, по его словам, в настоящее время документы в электронном виде хранятся также, как на бумажных носителях. Т.е. документ с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) хранится 3, 5 либо 10 лет в соответствии с нормами закона. А срок хранения на специальных серверах электронных документов без ЭЦП определяет краевой комитет по делам архивов.

Кроме того, для того, чтобы увеличить скорость обработки межведомственных запросов, в крае действует система обмена электронными документами между ведомствами края, но и эту корреспонденцию пока дублируют на бумажных носителях.

Число доступных госуслуг в электронном виде растет и в Ростовской области, сообщает пресс-служба правительства региона.

До конца года жители Дона смогут использовать до 50 различных видов услуг, представленных на сайте: подать заявление о назначении пособия по уходу за ребенком, о выдаче разрешения на строительство. И даже подать заявление на государственную регистрацию брака можно будет в электронном виде на региональном или едином портале госуслуг, избегая длинных очередей.

"Каждый посетитель портала может получить исчерпывающую информацию о месте и времени получения услуги, графике работы, адресах и контактных номерах телефонов соответствующих сотрудников, а также скачать образцы необходимых документов и формы заявлений", - пояснил министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин.

В настоящее время 7 из 50 услуг в тестовом режиме запущены для жителей Азовского района. До конца года на региональном и федеральном портале планируется опубликовать еще не менее 43 услуг, которые будут доступны жителям всего донского региона.

В свою очередь правительство Волгоградской области до конца 2012 года также намерено расширить спектр государственных услуг в электронной форме, оказываемых населению. "Есть определенный план по реализации этих услуг. До конца года мы планируем расширить список до 45 основных госуслуг. Мы планируем каждые 2 недели запускать новые услуги в публикацию для того, чтобы жители имели возможность познакомиться с новыми сервисами и воспользоваться ими", - рассказала журналистам председатель облкомитета информационных технологий и телекоммуникаций Волгоградской области Елена Оголь.

По ее словам, пока жители области имеют доступ только к 13 электронными услугами, представленными на портале правительства. В частности, волгоградцы могут записаться на прием к врачу, оформить документы на получение единовременного денежного пособия при рождении ребенка, а также получить 11 услуг в разделе "имущественные отношения".

"Министерство по управлению госимуществом было самым активным участником процесса перевода услуг в электронный вид. Мы опубликовали 11 госуслуг министерства, которые можно получить в электронном виде. До конца года мы планируем расширить список услуг министерства по управлению госимуществом до 17", - отметила Елена Оголь.

Она напомнила, что для подачи заявлений по этим услугам необходимо авторизоваться в личном кабинете на портале правительства, а также иметь электронную цифровую подпись.

"Если подписи пока нет, заявление подать можно, но оно будет рассматриваться только как информирование о потребности в получении услуги. Мы надеемся, что жители Волгоградской области активно включатся в процесс получения электронных цифровых подписей", - сказала председатель облкомитета.

По словам министра по управлению государственным имуществом Волгоградской области Марины Леонтьевой, перевод услуг ведомства в электронный вид поможет решить сразу несколько важных задач: "Это противодействие коррупции, ликвидация посреднических услуг, которые оказывают за деньги риэлторы, сокращение документов, необходимых для предоставления госуслуг, а также повышение удовлетворенности граждан".

В другом регионе Юга - Астраханской области - решили не только внедрять IT-технологии, но и приобщать к ним пенсионеров. Пожилых людей и инвалидов там стали бесплатно учить пользоваться компьютером и интернетом. Также им объясняют, как можно получать госуслуги в электронном виде.

В конце ноября областные власти открыли компьютерный консультационный центр, который будет работать в рамках социальной программы "Бабушка онлайн", "Дедушка онлайн".

Жители северо-кавказских регионов России также получают расширенный доступ к обслуживанию через интернет в обход утомительных живых очередей. Так, в Карабдино-Балкарии можно видеть на портале госуслуг КБР информацию о 877 услугах. Из них 331 относится к федеральным, региональных - 296, муниципальных - 249. В электронном виде уже доступны более чем 60 из них.

Жители Северной Осетии тоже довольно активно пользуются порталом госуслуг, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" председатель комитета Северной Осетии по связи и информационным технологиям Сослан Дзансолов.

В настоящее время на портале доступны 19 региональных госуслуг. В частности, по словам Сослана Дзансолова, жители республики могут пользоваться электронными услугами от министерств труда и социального развития, здравоохранения, имущественных и земельных отношений, от комитета по занятости населения, а также администрации местного самоуправления Владикавказа.

"Пользование порталом до минимума упрощено, необходимо лишь пройти регистрацию и получить доступ к личному кабинету. На портале реализована возможность получения полной информации об услугах и ведомствах, которые их предоставляют, размещены контактные данные и адреса органов власти и муниципалитетов. Каждый гражданин, не выходя из дома и не посещая соответствующие учреждения, имеет возможность запросить информацию об интересующей его услуге, заполнить и распечатать бланк заявления, а также отслеживать, на каком этапе находится рассмотрение его документа", - рассказал собеседник агентства.

Одна из главных целей, которую преследуют власти, разрабатывая и внедряя систему электронного документооборота и общения с населением - искоренение взяток.

"В настоящее время в электронном виде не только оказывается большой спектр государственных услуг, но и постепенно налаживается устойчивый канал обмена информацией между органами власти и обществом. Это в свою очередь сокращает количество коррупционных лазеек и позитивно влияет на оценку гражданами деятельности государства", - заявил руководитель администрации президента Сергей Иванов.

Электронные госуслуги постепенно входят в повседневную жизнь россиян. В том числе развитие получают электронные очереди в детские сады, с местами в которые сегодня напряженка, пожалуй, во всей России.

К слову, Центр прикладной экономики в апреле 2012 года выпустил рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства. Услуги анализировали не по количеству, а в сопоставимом виде, и специалисты рассматривали не только региональные порталы, но и информацию с портала gosuslugi.ru.

На первом месте в России оказался Санкт-Петербург, на втором и третьем - Нижегородская область и Москва. Рейтинг также показал распределение мест между регионами внутри отдельно взятых округов: в ЮФО самым информатизированным оказался Краснодарский край, а в СКФО - Кабардино-Балкария. Кстати, она же находится на седьмом месте среди всех регионов страны.

Обозреватель Евгения Артемова