Ужас на ужин

Interfax-Russia.ru – В дагестанском кафе расстреляли четверых сотрудников милиции.

Кафе "Белые ночи" расположилось на самой окраине Хасавюрта, у трассы на Бабаюрт. Трудно сказать, почему хозяин дал этому придорожному заведению столь поэтическое название: возможно, под впечатлением о счастливых днях, проведенных в Питере, а может быть и по другой причине. Во всяком случае, в Дагестане белых ночей не наблюдается. А вот под покровом черных ночей в последнее время и в самом Хасавюрте, и на территории района творятся не менее черные дела.

Впрочем, поздний вечер четверга вроде бы не предвещал для кафе на обочине ничего тревожного. Как раз наоборот: он обещал быть спокойным. Ведь поужинать в "Белые ночи" заглянули четыре крупных милицейских руководителя районного отдела внутренних дел – три подполковника и один майор. Причем во главе стола сам начальник милиции общественной безопасности, то есть человек, который отвечает за спокойствие обывателей. Да и остальные чины не маленькие: заместители начальника РОВД по кадрам и материальному обеспечению, а также начальник службы по борьбе с экономическими преступлениями. Застолье с представителями правопорядка, решившими расслабиться после напряженного дня, разделил их приятель – местный житель.

Был десятый час вечера. Большая стрелка на часах едва перевалила цифру 12, когда внезапно в уютный зал ворвался человек в маске и с автоматом наперевес. Далее все происходило по законам голливудских боевиков: неизвестный сделал несколько быстрых шагов по направлению к столику, где ужинали милиционеры с приятелем, и принялся поливать их очередями из автомата Калашникова. Затем киллер мгновенно скрылся с места преступления. Как позднее сообщили в Хасавюртовском РОВД, выбежав из кафе "Белые ночи", стрелок исчез в темных зарослях ближайшего леса.

Все произошло настолько быстро, что никто из сидевших в зале не успел среагировать. Да и что могли бы сделать посетители?

Как сообщили Interfax-Russia.ru в правоохранительных органах республики, на месте происшествия обнаружено 46 гильз от автомата Калашникова.

"Судя по всему, наемный убийца очень ответственно подошел к делу, - прокомментировал ситуацию Interfax-Russia.ru военный эксперт подполковник Владимир Кобякин. – Ясно, что он использовал нестандартный магазин. Известно, что при необходимости в АКМ применяются специальные рожки на 40 патронов. Но и его преступнику показалось мало. Совершенно очевидно, что он воспользовался рожком для ручного пулемета Калашникова, который вмещает как раз 45 патронов. Еще один патрон рачительный киллер, видимо, загнал в ствол – на всякий пожарный… Будь его воля, он бы, наверное, предпочел 75-патронный диск от того же РПК, да, видно, счел очень неудобным".

А вот совершенно напрасно бандит поскупился на боеприпасы. Судя по всему, он очень надеялся оставить на месте преступления четыре милицейских трупа. Но не судьба: погиб лишь 39-летний знакомый милиционеров, местный житель; сами же сотрудники РОВД были доставлены в больницу живыми. Наиболее серьезно пострадал начальник милиции общественной безопасности (можно с определенной долей вероятности предположить, что одним из основных объектов покушения являлся именно он). Начальника МОБ прооперировали, и сейчас он находится в реанимации. Состояние остальных раненых милиционеров стабильно тяжелое. Больница, в которой находятся пострадавшие, взята под усиленную охрану.

Так что приходится констатировать: поставленной цели наемный убийца не достиг.

"Преступник сработал на слабую "тройку", - заявил Interfax-Russia.ru старый оперативник, подполковник в отставке Павел Аниканов. - Что свидетельствует о не слишком высоком профессионализме бандита. Опытный исполнитель никогда не уйдет с места преступления, не убедившись в чистой работе. Да и нервы у него куда крепче, чем у этого кавказского Джеймса Бонда. Профессионал с небольшого расстояния из калаша просто разнесет головы жертв и спокойно удалится. Ему для этого 46 патронов не потребуется… А дагестанского крутыша, судя по всему, серьезный мандраж бил. Или автомат он обычно использует в других целях. Одно дело в массовой перестрелке опустошать рожки, другое бить в цель на поражение".

Между тем в правоохранительных органах республики Interfax-Russia.ru сообщили, что речь идет о хорошо подготовленном преступлении. "При осмотре места происшествия обнаружены две лестницы, по которым бандит со стороны леса преодолел ограждение и проник во двор кафе", - уточнил источник Interfax-Russia.ru.

По факту нападения возбуждено уголовное дело по ст. 317 ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов"), ч. 1 ст. 222 ("Незаконный оборот оружия") и ч. 2 ст. 105 ("Убийство") УК РФ.

Основной версией следствия является профессиональная деятельность руководящего состава Хасавюртовского РОВД. На самом деле можно предполагать также, что причина не только и не столько профессиональная деятельность, сколько сама принадлежность к руководству органов милиции. Возможно, для преступников были важны не конкретные функциональные обязанности намеченных жертв и их действия, сколько милицейская форма и большие звезды.

Дело в том, что в Дагестане идет настоящая полномасштабная охота на представителей органов внутренних дел. По данным МВД республики, с начала года здесь совершено около 200 посягательств на жизнь правоохранителей. Свыше 50 из них убито, около 120 ранены. Достаточно вспомнить лишь некоторые посягательства на жизнь сотрудников милиции за последний месяц.

В тот же четверг 3 декабря, когда были расстреляны милиционеры в Хасавюрте, но только утром, примерно в 11:00 мск, в Левашинском районе Дагестана у села Гурбуки сотрудники ДПС остановили автомобиль для проверки документов. Когда один из инспекторов заполнял протокол, водитель и пассажир машины приблизились к милиционерам и в упор расстреляли их из автомата. Оба милиционера скончались на месте.

Двумя днями ранее, 1 декабря, бандиты напали на Северный пост ГИБДД на окраине Махачкалы. Огнестрельные ранения различной степени тяжести получили три милиционера, один из них скончался в больнице.

30 ноября неизвестные обстреляли автомобиль сотрудника ГИБДД - милиционера с ранениями доставили в больницу.

22 ноября в Махачкале недалеко от проспекта Акушинского, недалеко от базы ОМОН, взорвалась мина-ловушка, которую милиционер пытался снять с капота своей машины. Сотрудник милиции был ранен.

Также преступники не щадят и родных милиционеров. 13 ноября в результате взрыва бомбы на кладбище в селе Губден Карабудахкентского района Дагестана погибли вдова, дочь и сестра бывшего начальника территориального пункта милиции Абдулмалика Магомедова. В нескольких метрах от места взрыва обнаружили и обезвредили еще одно взрывное устройство.

Некоторые правозащитники склонны связывать участившиеся преступления против сотрудников милиции с неадекватными, по их мнению, силовыми методами подавления религиозного экстремизма. Дескать, непропорциональная жестокость сотрудников МВД и других силовиков в борьбе с экстремистами и поддерживающим их подпольем (в частности, использование тяжелой техники при штурме зданий, где прячутся боевики) толкают жителей в ряды вооруженной оппозиции.

Между тем многие наблюдатели и эксперты по Северному Кавказу считают, что под прикрытием религиозного экстремизма в республике ведется откровенная клановая борьба за власть, в которой стороны зачастую не брезгуют никакими средствами. Для многих желающих стать во главе республики сейчас крайне необходимо продемонстрировать федеральному правительству, что нынешнее руководство не владеет ситуацией и привело Дагестан на грань катастрофы, превратив в вотчину терроризма.

Особенно же активно дестабилизируется обстановка именно сейчас, когда российскому президенту Дмитрию Медведеву представлен список кандидатов в президенты Дагестана, куда входят пять претендентов, в том числе ныне действующий президент республики Муху Алиев. Напомним, в частности, о демарше 26 ноября, когда на сессии дагестанского парламента депутаты приняли обращение к президенту страны, в котором заявили, что не все представленные кандидатуры отвечают предъявляемым к ним требованиям, и Медведев при выборе будущего руководителя Дагестана должен учитывать мнение республиканских парламентариев и дагестанского народа.

Действительно, клановая борьба за власть в республике достигла точки кипения. Дошло до того, что прорвало даже самого Муху Алиева. В недавнем интервью газете "Коммерсант" он заявил: ситуацию в республике "раскачивают" "нехорошие дагестанцы", засевшие в Москве.

"Они хотят или сами прийти к власти, или иметь здесь марионетку, которой они могут управлять. Им все равно, с чего начать — с Дербента, Хасавюрта, Махачкалы. Они мобилизуют прессу, подкупают федеральных чиновников, раздают деньги на местах, запугивают людей, но у них ничего не получается", - уверен Алиев.

Одновременно дагестанский президент опроверг утверждения о тяжелой криминогенной обстановке в республике. По мнению президента, криминогенная обстановка в Дагестане лучше, чем в других регионах и даже в среднем по стране, если учитывать количество преступлений на 10 тысяч жителей.

Правда, Алиев вынужден был признать, что число посягательств на жизнь работников правоохранительных органов действительно растет, однако связал это с происками международного экстремизма. По его словам, среди убитых боевиков были наемники из Йемена, Турции, Алжира, Казахстана, так что налицо влияние на ситуацию извне.

В общем, из всего сказанного вывод следует один: в ближайшее время ожидать стабилизации обстановки в Дагестане не приходится.

P.S.

Когда этот материал был подготовлен, пришло новое сообщение из Дагестана. Четверо бойцов ОМОН УВД Самарской области получили ранения в результате взрыва в кафе в Хасавюрте, один из них скончался. По данным пресс-службы МВД республики, около 13:00 на крыше кафе, расположенного на окраине Хасавюрта на автодороге Хасавюрт - Бабаюрт, сработало взрывное устройство. "Ранения получили четверо бойцов ОМОН УВД Самарской области, прикомандированные к МВД Дагестана, один из них скончался в больнице", - сообщил представитель пресс-службы МВД Дагестана. Пока не ясно, идет ли речь о том же самом кафе "Белые ночи" или же о другом придорожном заведении. Зато совершенно ясно другое: за кровавым ужином последовал кровавый обед…

Обозреватель Александр Сидоров