В коллекцию туриста

Interfax-Russia.ru - Марки туриста, уже много лет популярные в Европе, появились в России. Большинство из них сегодня печатают на Юге.

Когда место на холодильнике закончилось, да и коллекционировать магнитики туристам надоело, был придуман новый продукт под названием марка туриста. Эти деревянные круглые сувениры, на которых выжжено изображение знаменитого памятника или сражения, по размеру близки к покерной фишке.

Впервые марки туриста появились в Европе более 15 лет назад. Родоначальником стала Чехия, а сегодня такие сувениры можно встретить в 14 странах мира. Причем, изображено на них уже более 4 тыс. популярных у туристов объектов – например, исторические города, музеи, памятники архитектуры, природные заповедники, знаменитые горные вершины, морские и речные курорты, церковные памятники и многие другие интересные места. И, несмотря на относительную новизну проекта, в системе существует около 300 тысяч зарегистрированных коллекционеров.

Проект "Марка туриста", попал в Россию несколько лет назад. Сегодня самое большое количество выпущенных деревянных медалей - в Ростовской области. Дон представлен в проекте марками с изображением Новочеркасска и многих его достопримечательностей, Старочеркасска, Таганрога, Ростова, Аксая, хуторов Погорелова и Пухляковского, станицы Раздорской, Семикаракорска и Цимлянска.

Эта привязанность проекта к южной части России объяснима. Руководитель проекта "Марка туриста" в России Григорий Сергиенко родом из Новочеркасска.

"Этот проект - по большей части социальный, и его основная цель - вспомнить "незаконно забытые" места страны. Таких мест очень много в Ростовской области", - считает Григорий Сергиенко.

Он рассказал Interfax-Russia.ru, что "Марка туриста" появилась в России чуть больше года назад. Сегодня в продаже можно найти уже 60 мест, и кроме юга они продаются в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владивостоке и на Байкале.

Два главных отличия марок туриста от обычных сувениров, а также от их главных конкурентов - магнитов в том, что, во-первых, их можно приобрести только в том месте, которое изображено на марке. Обычно их продают в музеях или недалеко от памятников.

Во-вторых, изготавливаются они практически вручную и экологически чисты.

"Марки делаются из лиственных пород древесины и в них нет никакой химии. И их можно назвать эксклюзивной ручной работой, и к тому же они прошли тестирование на экологичность. Процесс изготовления содержит много творческой и ручной работы. Команда дизайнеров разрабатывает сюжет каждой марки, после утверждения сюжета его вручную гравируют на металлической матрице, с помощью которой и происходит выжигание методом горячего печатания. В результате вы получаете сувенир из экологически чистого природного материала, изготовленного вручную по старинной технологии. Двух одинаковых марок не получится", – подтвердил собеседник Interfax-Russia.ru.

Одна марка туриста в среднем стоит 90 рублей. В Европе они настолько популярны, что в этой среде даже есть ярые коллекционеры, которые, узнав о существовании проекта в России, просят прислать им российские туристические марки.

Кстати, это еще одна особенность - если путешественник побывал в каком-либо месте ранее, когда на нем еще не продавались марки, он может написать владельцам проекта, предоставить доказательства пребывания в месте и получить марку по почте.

"Мне писали коллекционеры из Италии, которые были в Новочеркасске, когда узнали, что марки теперь есть в России. Кстати, близость к Украине тоже дает свой толчок к развитию проекта - там он появился около четырех лет назад. Украинские коллекционеры тоже охотно покупают марки из Ростовской области. А Калининградская область популярна у польских соседей", - объяснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Марки туриста в мире делятся на два вида: с изображением места или события. У российских туристов пока что популярнее места, у иностранных - события. Кстати, Великобритания – единственная страна в проекте, которая выпускает марки с магнитами на обратной стороне.

Виды, которые позже будут выжжены на марках, Григорий Сергиенко в основном выбирает сам, но по мере развития проекта к нему обращаются заказчики и из других городов и регионов. После определения места и его исторической ценности автор отправляет информацию о нем владельцам франшизы в Чехию, которые, в свою очередь, аккредитовывают марки. Главное условие - социальная и историческая направленность, никакой коммерциализации.

По словам автора, к нему уже не раз обращались с предложением о сотрудничестве владельцы развлекательных центров и прочих коммерческих объектов, но они получают отказ. К слову, по этой же причине проект не пошел в Москве, и его сложно продвинуть например, в Сочи - там сегодня все проекты должны иметь экономическую выгоду.

Недавно на "Марку туриста" самостоятельно вышло МУП "Метроэлектротранс" Волгоградской области, предложив выпустить памятный сувенир с изображением волгоградского метротрама.

"Когда я написал чешским коллегам о метротраме, они сразу согласились, потому что он известен благодаря своему месту в списке Forbes как один из самых интересных трамвайных маршрутов. В Европе его хорошо знают", - отметил Григорий Сергиенко.

Про Волгоград сегодня сделали уже три марки - на двух из них изображены подземные станции скоростного трамвая "Площадь Ленина" и "ТЮЗ", а третья посвящена 100-летию волгоградского трамвая. С конца февраля они уже поступили в продажу в билетных кассах метротрама.

Волгоградские власти, разглядев смысл пока нового для России движения, намерены включиться в проект "Марка туриста". Скоро в городе появится еще одна марка, посвященная пожарной каланче. Это одно из немногих зданий царицынской застройки, переживших войну и отреставрированных уже после ее завершения. Оно находится в центре города, недалеко от вокзала.

Также в ближайших планах - продолжить выпуск сувениров на территории Дона, в частности, начать выпуск медалей с изображением памятных шолоховских мест. Сегодня представители проекта ведут переговоры с родственниками писателя.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"