Interfax-Russia.ru – Спустя 65 лет после завершения Второй мировой войны русские и немцы столкнулись из-за города на Волге.
Сталинград – это фарс или достижение?
Вряд ли руководство и креативные сотрудники PR-службы известнейшей немецкой авиакомпании "Люфтганза" (Lufthansa) ожидали какого-то подвоха или скандала, когда решили объявить конкурс и предложили всем желающим придумать название для своего нового детища – комфортабельного современного авиалайнера А380 (Airbus-А380). В настоящее время этот самолет считается самым высокотехнологичным и вместительным пассажирским воздушным судном в мире.
Победителю был обещан потрясающий суперприз: он сможет бесплатно налетать на борту самолетов "Люфтганзы" миллион миль (это примерно 1,6 млн км) бесплатно по программе авиакомпании Miles&More. Этих миль хватит, чтобы 40 раз обогнуть экватор – или совершить два кругосветных перелета первым классом.
Принцип голосования прост. Напротив любимого варианта пользователь ставит пять звезд. Одновременно у него есть возможность "опустить" соперников, отметив их предложения одной звездой.
А вот дальше, что говорится, "случилось страшное"… Правда, исключительно для немцев. Как-то не совсем вовремя они подгадали объявить конкурс аккурат после 23 февраля, когда в России народ еще не успел отойти от празднования Дня защитника Отечества. А тут – снова повод! Собственно, повод подсказала россиянка Мария Карякина, предложив назвать знаменитый германский лайнер не менее знаменитым именем – "Сталинград"! Как говорится, "чтобы помнили"…
А такие инициативы, они в нашем Отечестве очень заразительны. Уже в первый день голосования "Сталинград" наголову разбил всех своих потенциальных противников. К 25 февраля название Карякиной уже набрало свыше 9 тысяч голосов, опередив ближайшего преследователя "Макспакс" (Maxpax) с его жалкой группой поддержки в 60 пользователей. "Первая пятерка" выглядела следующим образом: Stalingrad, Maxpax, Aeos, Paxmax и Joybringer.
Эта новость со скоростью, во много раз превышающей скорость нового аэробуса, облетела города и веси и вызвала бурный энтузиазм российских народных масс.
Одним из первых на лидерство "Сталинграда" откликнулся глава ЛДПР Владимир Жириновский. Он поддержал "интересную инициативу "Люфтганзы". Жириновский посетовал, что в последнее время все чаще появляются призывы к пересмотру итогов Великой Отечественной войны и искажение ее хода разного рода современными "историками" и "правозащитниками".
"Никакого пересмотра не будет! Советский народ вынес на своих плечах тяжелейшую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками и заплатил за это огромную цену, великую цену. Слово "Сталинград" на борту нового, мощного лайнера – еще одно напоминание миру об ужасах войны, о том, как хрупок мир, о человеческом подвиге. Поддерживаю инициативу назвать самолет именем города-героя и призываю проголосовать за это название. Воинская слава, мужество народа, подвиг героев – вот что такое Сталинград для всех жителей России, для всего мира", - заявил глава ЛДПР.
В унисон лидеру либерал-демократов высказался и новый губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко.
"Присвоение имени Stalingrad самолету столь известной и уважаемой компании, как "Люфтганза", способно вознести и без того известный бренд "Сталинград" на новую высоту как в прямом, так и в переносном смысле слова", - сказал Бровко и призвал жителей Волгоградской области поддержать такой вариант названия для А380. Губернатор также подчеркнул: сам факт того, что Сталинград рассматривается как один из вариантов названия нового самолета известнейшей европейской авиакомпании, может только радовать, и в мировом масштабе Волгоград от этого в любом случае выиграет.
Того же мнения придерживается и мэр города-героя Роман Гребенников – бывший член КПРФ, ныне единоросс.
"Если волгоградцы подключатся к этой акции и проголосуют за вариант названия "Сталинград", думаю, это будет хорошим делом. Имя "Сталинград" достойно не только красоваться на борту самолета, но и фигурировать в названии других хороших вещей, как оно уже увековечено в названиях улиц многих городов мира", - подчеркнул Гребенников.
Правда, этот оптимизм разделили далеко не все. Среди противников новой Сталинградской победы оказался, например, первый заместитель директора музея-заповедника "Сталинградская битва" Борис Усик. В качестве контраргумента Усик заявил, что слово "Сталинград" "не лучшим образом отзывается в сердцах потомков тех, кто погиб в боях за наш город, как русских, так и немцев".
Видимо, осознавая, что подобное утверждение звучит для русского уха даже кощунственно, Усик поспешил пояснить, что конкретно он подразумевал, произнося столь двусмысленную фразу: "Я имею в виду, что у многих из современных немцев кто-то из родственников погиб под Сталинградом, поэтому не исключено, что они сочтут такое название для самолета за злую насмешку. Сталинград – великое имя, но оно принадлежит прошлому".
Исходя из этого, замдиректора музея-заповедника посчитал, что "прошлое, безусловно, героическое и овеянное славой, нужно оставить в покое, равно как и не стоит дразнить немцев".
Усика поддержал и генеральный директор Агентства инвестиций и развития Волгоградской области Евгений Семикин, который вообще расценил предложение назвать немецкий авиалайнер "Сталинградом" как фарс. Он убежден, что подобным образом ворошить прошлое не стоит. Слово "Сталинград" связано с войной и поэтому несет в себе негативный отпечаток истории. "Лишнее напоминание о войне отнюдь не отвечает задаче продвижения позитивного образа Волгограда", - подытожил Семикин.
Ну, мы так не играем…
Судя по дальнейшему развитию событий, "Люфтганза" первыми результатами интернет-голосования была действительно ошарашена.
На вопрос волгоградских журналистов, сможет ли слово Stalingrad в случае победы в голосовании стать именем их нового самолета, в PR-службе московского представительства германской авиакомпании последовал туманный ответ: "Авиакомпания "Люфтганза" надеется на личную моральную ответственность людей, направляющих версии названий самолета. Также компания выражает искреннюю уверенность в том, что при голосовании за название лайнера каждый человек, отдающий свой голос за то или иное уже предложенное наименование, будет руководствоваться здравым смыслом во избежание каких-либо недоразумений".
А на следующий день – видимо, руководствуясь здравым смыслом и избегая недоразумений – "Люфтганза" на своем сайте… попросту "обнулила" рейтинг голосования за имя "Stalingrad". А некоторые СМИ поспешили подать это таким образом, что название "Сталинград" "потеряло лидирующие позиции на сайте Lufthansa".
В ответ возмущенные россияне устроили массовую бомбардировку сайта. После чего Сталинград надежно оккупировал не одну, а первые десять рейтинговых строк в конкурсе на имя германского аэробуса! Предложения поступали и поступают в самых разных вариациях: Stalingrad-, STALIN GRAD, -S-t-a-l-i-n-g-r-a-d, Stalinngrad, Stalingraddd…
Гневно заклеймило "Люфтганзу" и волгоградское сообщество пользователей Живого Журнала: "По всей видимости, руководство компании "Lufthansa" не очень заботит имидж честной и открытой компании, раз она прибегает ко лжи".
А тут, как нарочно, четырехдневную забастовку объявили пилоты "Люфтганзы". Правда, объявили 22 февраля, но в дни "уничтожения" Сталинграда на сайте "Люфтганзы" она продолжалась. Что дало волгоградцам и другим россиянам повод для острот: "Ребята, пилоты "Люфтганзы" разделяют наш праведный гнев! Держитесь, братья, мы с вами!".
Видимо, понимая, что авиакомпания, мягко говоря, несколько оконфузилась, с разъяснениями позиции "Люфтганзы" выступил ее директор по корпоративным коммуникациям Ааге Дюнхаупт. В частности, в беседе с русской службой Би-Би-Си господин Дюнхаупт пояснил: русские просто не совсем поняли условия конкурса. На самом деле авиакомпания ищет название не для конкретных лайнеров Airbus-А380, а для этого типа самолетов в целом – по аналогии с Boeing-747, который стал известен как Jumbo Jet.
"Авиакомпания ищет псевдоним для самолета, уникальное имя, - пояснил Дюнхаупт. - Lufthansa пытается отыскать что-то милое, что может понравиться даже детям".
А что касается конкретных названий для конкретных самолетов, Lufthansa всегда выбирает только немецкие города, заявил директор по корпоративным коммуникациям. Поэтому первые аэробусы А380 будут названы "Франкфурт" и "Мюнхен". Название же какого-либо города за пределами Германии не будет использовано для самолетов А380. "Честно говоря, мне не совсем понятно, почему имя Сталинграда должно пугать немецких ребятишек, в то время как имя Мюнхена для остальных народов у нас, и не только у нас, но и в остальном мире, ассоциируется с позорным мюнхенским сговором, положившим фактически начало Второй мировой войне, - недоумевает в беседе с агентством Interfax-Russia.ru ростовский политолог Сергей Резник. – Знаете, парижане вот сами дали имя Сталинграда одной из станций своего метро. И не комплексуют. "Люфтганзе" следовало внятно прописывать условия конкурса и обозначать соответствующие ограничения. Хотя, с другой стороны, странно называть, скажем, российский самолет "Лейпциг". Даже если под Лейпцигом союзные войска разгромили Наполеона"…
Русские не сдаются!
Итак, совершенно понятно, что, как бы ни усердствовали наши отечественные пользователи интернета, а 31 марта, когда "Люфтганза" подведет итоги конкурса, и жюри объявит победителя, это будет не имя Марины Карякиной, а А380 не назовут "Сталинградом".
Однако ставить точку в этой истории пока рановато. Дело в том, что 2 февраля мэр Волгограда Роман Гребенников выступил с инициативой назвать именем Сталинграда самолет одной из волгоградских авиакомпаний. Гребенников заявил, что переговоры с авиаперевозчиками уже идут.
"Это название должен носить новый и современный самолет. Предполагаю, что "Сталинградский рейс", который вполне возможно скоро появится в расписании волгоградского аэропорта, станет визитной карточкой авиакомпании и эталоном качества обслуживания и уровня предоставляемого сервиса", - сказал глава города-героя.
"Символично, если в канун юбилея Великой Победы в небо взлетит самолет, на борту которого будет написано имя, известное во всем мире", - подчеркнул Гребенников.
Известно также, что новокрещенный лайнер, возможно, будет курсировать в небе между Волгоградом и Москвой.
О том, насколько реальна подобная перспектива, Interfax-Russia.ru узнал у волгоградского политолога, руководителя информационно-аналитического портала Politrus.ru Виталия Арькова.
"Я думаю, что воздушный "Сталинград" взмоет в наши выси почти со стопроцентной вероятностью, - заверил собеседник Interfax-Russia.ru. – По сведениям ряда заслуживающих доверия источников, инициативу мэра готова претворить в жизнь авиакомпания Air VOLGA (бывшая "Волга-Авиаэкспресс"). Сейчас на региональном рынке авиаперевозчиков идет острая конкурентная борьба, и компания не хочет упустить реальной возможности укрепить свои позиции с помощью такого патриотического шага".
Правда, замечает Арькова, имя "Сталинград" может быть присвоено, скорее всего, одному из самолетов канадской фирмы Bombardier CRJ 200. Конечно, эта машина характеризуется высоким уровнем комфорта и безопасности, а также хорошими эксплуатационными характеристиками в своем классе, однако рассчитана всего на 50 посадочных мест.
Ну что же, несмотря на коварные происки немцев, броня крепка и лайнеры наши быстры! Пусть даже не наши, а канадские…
Обозреватель Александр Сидоров