"Василий" не пережил шторма

Interfax-Russia.ru – Судно "Василий" с российско-украинским экипажем потерпело бедствие у берегов Крыма. Из 13 членов команды девятерым удалось спасти, один погиб, поиски остальных продолжаются.

Шедший под флагом Монголии "Василий" затонул 11 октября утром в районе Керченского полуострова возле мыса Кыз-Аул. Грузовое каботажное судно перевозило около 3 тыс. тонн металлолома из украинского порта Николаев в грузинский Поти. Экипаж судна состоял из 13 человек – десяти россиян и трех граждан Украины.

По информации ГУ МЧС Украины в Крыму, сигнал SOS был подан в 4:38 утра, когда судно находилось в территориальных водах Украины на входе в Керченский пролив со стороны Черного моря. На момент аварии температура морской воды была +14, волнение моря 3,5-4 баллов. К месту ЧП в район мыса Киз-Аул поспешили три судна, находившиеся ближе всех: два буксира "Дон" и "Питер" под флагом России и одно – "Бора" - под украинским.

Хронология спасения судна, составленная по радиоэфиру УКВ (ультракороткие волны), была позже опубликована на портале "Морской бюллетень". Согласно этим данным, шторм на море достигал 5 баллов. После того, как "Василий" передал, что терпит бедствие и просит помощи, сигнал прервался. "Шедший впереди "Омский 14" из-за ветра и волнения не смог развернуться и оказать помощь", - говорится в сообщении.

"Керчь Трафик", осуществляющий контроль за морскими передвижениями порта "Керчь", попытался получить информацию о терпящем бедствие "Василии" от выходящего из пролива турецкого судна. Однако из-за сильного волнения на море и ограниченного из-за темноты обзора турецкий корабль не смог обнаружить сухогруз.

Следующее подходящее судно - "Дон 3" - получило распоряжение следовать район бедствия около 7:30. А примерно через час по своей инициативе, запросив разрешение у "Керчи", снялся с рейда буксир "Питер". Приблизительно в это же время пограничники увидели со стороны бедствия ракету, а в 8:40 в 2 милях от мыса Кыз-Аул нашли у берега плавсредство. В это время спасатель "Гепард", который стоял у причала недалеко от места крушения, запросил у СКЦ "Новороссийск" распоряжений, однако получил ответ: "ждать".

Через час "Дон 3", находящийся в районе бедствия, сообщил, что не видит следов аварии. Вместе с тем другой российский буксир "Питер" обнаружил два плота, дрейфующих в сторону якорной стоянки танкеров накопителей. После этого "Дон 3" получил распоряжение исследовать пролив.

Через несколько часов 9 из 13 членов экипажа, находящихся на борту "Василия", были спасены. Они находились на спасательных плотах. Двоих из них подняли на борт буксира "Дон", шестерых - на борт судна "Питер" и одного человека на буксир "Бора". В числе спасенных оказались семь граждан Российской Федерации и двое – Украины.

Около 15:30 было обнаружено тело еще одного моряка. Погиб боцман, гражданин России Георгий Макаров 1962 года рождения. Девять спасенных доставили в Камыш-Бурунский порт в Керчи. Их состояние врачи керченской городской больницы N1 оценили как удовлетворительное. Гражданку Украины, которая получила травму ноги, доставили в травматологическое отделение.

Среди спасенных россияне инженер Николай Адамчук 1958 г.р, второй механик Эдуард Пашковский 1958 г.р., матрос Алексей Лоцманов 1987 г.р., мотористы Алексей Ситников 1984 г.р., Сергей Киреев 1991 г.р., кадеты Владислав Глазфелд 1989 г.р. и Евгений Малозин 1992 г.р., украинцы электромеханик Юрий Фатинов 1972 г.р. и кок Елена Доценко 1982 г.р.

Моряки затонувшего сухогруза провели в холодной воде около шести часов. Больше всех повезло тем, кто успел забраться в спасательный плот. Троих членов экипажа выручил шестиметровый деревянный брус. Подробности того, как тонуло судно, и как людям удалось выжить, члены экипажа рассказали ТРК "Бриз".

По словам старшего механика судна Николая Адамчука, сухогруз был не исправен: "В течение рейса в балластные танки (специальные емкости в нижней части корабля) протекала вода (…), за одну ночь получилось в одном 2,2 метра, а в другом 2,6 метра, у нас пароход сел очень сильно, скорость упала". А после того, как в начале 4 часа утра "пошли сильные удары волны", палуба между комингсом (выступ люка) четвертого трюма и надстройкой сложилась в гармошку.

"Начали захлебываться главные двигатели, ну мастер (капитан) сказал бросать якорь. (…) Капитана я предупредил, что мы можем обесточиться, потому что мне прет вода в танки расходные. Начинаю спускать с главного двигателя воду, со вторым механиком, а электромеханик стоит за ГРЩ (главный распределительный щит), как с лобовой переборки пошел страшный треск, металл начало рвать, трещины пошли по переборке", - рассказал Адамчук.

Когда старший механик вместе со вторым механиком и электромехаником поднялись наверх, все уже надели гидрокостюмы. "Мы выскочили на шлюпочную палубу, и капитан вышел. Единственно, что капитан гидрокостюм не одел, но он вышел с документами. Вышел в кепке. Остальные все в гидрокостюмах. Ни в машине, ни в надстройке никого не было, ни одного человека. Мы сбросили один плот", - говорит моряк.

По его словам, все суда на рейде видели тонущий "Василий", кроме того, моряки пускали ракетницы. Около 11 часов утра подошел буксир "Питер", который поднял на борт несколько человек, еще одного поднял буксир "Бора", сухогруз "Дон" поднял второго механика. "Нет капитана, нет старпома, нет второго помощника. Боцмана подняли, но он не живой. Плоты мы посбрасывали, но не все успели в них сесть. Когда судно пошло под воду, некоторых выкинуло с пузырями, меня смыло волной", - рассказал Адамчук.

В свою очередь второй механик Эдуард Пашковский сообщил, что плоты успели скинуть лишь с одной стороны судна. "С левого борта скинули, а с правого мы уже просто не успевали, потому что был слышен треск, и вода уже начала доходить до шлюпок. Мы так дружно все держались за леер. И буквально через минуту мы так все дружно... Корабль резко пошел вниз, и мне кто-то по голове ногой ударил", - рассказал механик.

По его словам, секунд через 20 экипаж выбросило и раскидало кого куда. "У нас на судне есть аварийные брусья. Длиной метров шесть. Сначала я поймал доску, потом через некоторое время смотрю, мимо меня брус проплывает. Я доску скинул, прыгнул на брус. Но если бы я этот брус не поймал, сейчас бы трое были трупами. Я, плюс 17-летний моторист-практикант и женщина-повар. Брус нас спас", - говорит Пашковский. Моторист Алексей Ситников рассказал, что паники не было, и некоторые члены экипажа сумели забраться на спасательный плот: "Мы догнали плот. И мы пускали сигнальные ракеты уже из плота".

Однако спастись с тонущего корабля удалось не всем. Остаются ненайденными капитан судна россиянин Николай Сорокопудов 1956 г.р.; первый помощник капитана россиянин Павел Кулаев 1978 г.р. и второй помощник украинец Сергей Понтиаев 1971 г.р. Их поиски осложнились малой зоной видимости: сначала метеоусловия не позволяли проводить поисковую операцию с помощью авиационной техники. Лишь позже, когда погода немного наладилась, к поискам подключился вертолет МЧС Крыма.

Поисковые работы на море были временно прекращены в 19:00 в связи с наступлением темноты. Однако два подразделения Главного управления МинЧС Украины в Крыму и в ночью продолжили поиски моряков с затонувшего судна по берегу от мыса Чауда до мыса Такиль.

К моменту выхода материала судьба троих моряков с затонувшего накануне близ Керчи сухогруза "Василий" по-прежнему остается неизвестной.

Обозреватель Анастасия Николаева