Interfax-Russia.ru – В Махачкале убит заместитель начальника следственного управления СКП по Дагестану.
В Дагестане многое обманчиво и непредсказуемо. Когда попадаешь в республику, она кажется мирным райским уголком с открытыми, приветливыми людьми. В столице – улыбающиеся лица, веселая молодежь, где-то даже благостная обстановка. В одной из командировок встречавшие нас местные чиновники даже с обидой пеняли: "Вы вот все пишете о том, как у нас страшно, как все друг друга убивают, взрывают, режут… Это же неправда!"
А на возражение о том, что в день нашего приезда было совершено покушение на большого местного чиновника, последовал ответ: "Так это же мы между собой! К гостям это не имеет никакого отношения!"
Вот такой мирный "междусобойчик" с несерьезными перестрелками. Кавказ, понимаете ли… Здешний народ привык уже к сообщениям об убийствах, "разборках", взрывах как к вестям с полей и огородов. А привычка – вторая натура.
Заместитель главы следственного управления Следственного комитета прокуратуры Сейфутдин Казиахмедов не раз публично рассказывал о том, что ему постоянно угрожают экстремисты всех мастей. Да и чему же тут удивляться? Ведь на его счету раскрытие ряда громких преступлений, в том числе связанных с незаконными вооруженными формированиями. Казиахмедов прекрасно понимал, что люди, которые ему звонят, - не "телефонные", а самые что ни на есть настоящие террористы, и за словом всегда может последовать дело. Так, в сентябре 2007 года – правда, не в Дагестане, а в Москве – неизвестные выпустили четыре пули в однофамильца заместителя главы СУ СКП, следователя прокуратуры Дагестана Назима Казиахмедова, причем последний выстрел был контрольным в голову. Назим находился в командировке и расследовал ряд громких преступлений.
В общем, старший советник юстиции все понимал. Но таков уж кавказский мужчина: не может он жить, постоянно оглядываясь. Вот и утро четверга 21 мая он решил начать с легкой пробежки, которую они обычно совершали вместе с женой. Но в этот раз пробежка не состоялась. Когда Казиахмедов вышел с женой из подъезда, стрелка уже приближалась к восьми. Ни старший советник, ни супруга не обратили внимания на автомобиль ВАЗ-21099, стоявший рядом с домом 12Б по улице имени Ирчи Казака – кумыкского поэта-классика. Вернее сказать, они не успели даже обратить внимания, поскольку молниеносно выскочивший из машины незнакомец подбежал к сотруднику прокуратуры и выпустил всю обойму пистолета Макарова в грудь и в голову Сейфутдина Казиахмедова. На оцепеневшую от ужаса женщину киллер даже не обратил внимания. Закончив со своим грязным делом, убийца так же быстро сел в машину и скрылся.
На выстрелы выскочили родные Казиахмедова. Советник юстиции еще дышал. Однако спасти его уже не было возможности: замначальника следственного управления умер на руках у медиков по дороге в больницу.
Преступление это по дерзости и наглости необычно даже для Дагестана. На место происшествия выехал лично руководитель главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Южному федеральному округу Борис Карнаухов, из Москвы в помощь следственно-оперативной группе МВД и прокуратуры Дагестана вылетели опытные криминалисты центрального аппарата Следственного комитета. Расследование уголовного дела взяло на контроль руководство Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
"По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.295 и 222 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего предварительное расследование, и незаконный оборот оружия)", - сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.
Стоит отметить, что именно в Южном федеральном округе жизнь следователей подвергается опасности особенно часто: их обстреливают, взрывают служебные машины, дома… Таких нападений за последнее время совершено уже более десятка – к примеру, ночью 24 января 2008 года неизвестный ранил в плечо следователя следственного управления по Астраханской области Евгения Ковалева, выстрелив в заднее стекло машины, где находился работник прокуратуры.
И все же большинство экспертов связывает убийство Сейфудина Казиахмедова не с общей тенденцией по ЮФО, а именно с напряженной обстановкой в Дагестане. За первые три месяца этого года здесь пять раз объявлялся режим контртеррористической операции (тот самый, который 16 апреля отменен в Чеченской Республике). За это время убито около 40 участников незаконных вооруженных формирований. Погибло около 10 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, ранены или контужены 20 человек. Много случаев покушений на сотрудников милиции и других силовиков.
Но особо обострилась ситуация в мае, когда федеральные власти решили совершенно "перекрыть кислород" бандитам. 8 мая в Сергокалинском районе Дагестана из притормозившей машины вышли двое человек и принялись поливать автоматными очередями сотрудников милиции. Было организовано их преследование. Один из нападавших был убит, другой тяжело ранен, третий был ранен, но сумел скрыться в лесном массиве.
13 мая в Хасавюртовском районе Дагестана режим контртеррористической операции распространили на села Эндирей, Аркабаш, Ленинаул и Дылым. Режим контртеррористической операции также введен и в соседнем Казбековском районе. В ходе спецоперации уничтожены четверо боевиков, в том числе так называемый эмир хасавюртовской бандгруппировки Арсен Асульбегов. В бою погиб офицер спецназа ФСБ России.
17 мая режим контртеррористической операции был введен в Карабудахкентском районе Дагестана, где в марте были уничтожены 12 боевиков, в том числе лидер бандгруппы Абдулгафур Закарьяев. При ликвидации бандгруппы погибли пять военнослужащих, еще трое получили ранения.
Экстремисты отвечают не менее решительно, развернув целую войну с использованием разнообразных методов террора. Так, 1 мая на окраине Хасавюрта неизвестные подорвали бронированный спецавтомобиль с сотрудниками следственного изолятора. Обошлось без жертв.
Вечером 13 мая в Махачкале сработало взрывное устройство – скорее всего, радиоуправляемое: в момент взрыва рядом проезжала автомашина сотрудников дорожно-патрульной службы. Ранены два милиционера. В этот же день в поселке Семендер Махачкалы было обнаружено взрывное устройство, спрятанное в резиновый сапог.
16 мая на обочине автодороги "Хасавюрт-Бабаюрт" недалеко от места несения службы наряда ДПС Хасавюртовского РОВД сработало взрывное устройство мощностью 1 кг тротила. Милиционеры не пострадали. Вечером того же дня в Хасавюрте неизвестные из припаркованного автомобиля расстреляли милиционера, который выходил из магазина. Старший лейтенант скончался, погиб также местный житель, проходивший мимо.
18 мая преступники обстреляли дом начальника городского отдела внутренних дел Хасавюрта полковника Шамсудина Халитова. К счастью, никого из хозяев дома не было.
И вот теперь очередная "акция возмездия и устрашения". Как заявил представитель СКП РФ Владимир Маркин, "в качестве основной версии преступления следствие рассматривает профессиональную деятельность Сейфудина Казиахмедова. В его производстве находились уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, совершенных на территории Дагестана". Говоря словами Маяковского, убийцы поставили "точку пули" в конце жизни сотрудника следственного управления.
К сожалению, пока нет гарантий, что эта точка не станет лишь частью кровавого многоточия. По крайней мере, обстановка в республике пока не дает поводов для оптимистических прогнозов.
Обозреватель Александр Сидоров