Весна нахлынула

Interfax-Russia.ru – Многокилометровый участок железной дороги в Волгоградской области накрыл мощный паводок, прорвавший дамбу.

Паводки, которые ожидаются в России этой весной, могут побить многолетние рекорды. Виной тому – погодные аномалии. "Эта зима отличалась экстремальным характером погодных условий, такое бывает один раз в 30 лет, — заявил 2 марта на межведомственном совещании и.о. главы Росгидромета Александр Фролов. – Выпало много снега, при этом было мало оттепелей. Поэтому опасные зоны с большими запасами воды занимают значительную территорию страны. Из-за сильных морозов почва промерзла на большую территорию, то есть, когда начнется оттепель, вода будет сразу попадать в реки, не задерживаясь в земле".

Следом глава МЧС России Сергей Шойгу привел неутешительные данные о том, что затопленными могут оказаться около 900 предприятий и более 300 километров железных дорог, а пострадать от паводков в той или иной степени могут до 2 млн россиян.

Пока государственные мужи размышляли над тем, как минимизировать последствия грядущего природного катаклизма, на европейской части страны с 20 марта началось медленное, но верное потепление. Южные регионы по традиции принимают последствия бурного таяния первыми.

Региональное управление МЧС по Волгоградской области еще в начале марта предупреждало – ситуация с паводками с конца марта может быть весьма и весьма напряженной. В конце зимы – начале весны этого года в области выпало почти в 1,5 раза больше осадков, чем за аналогичные периоды прошлых лет, почва промерзла за зиму более чем на 130 см, а снегу, скопившемуся на земле, упорно не давали таять необычно низкие температуры. Кроме того, на 80% водоемов области образовалась могучая ледяная корка…

И вот началось. Во вторник стало известно о первом серьезном проявлении масштабного весеннего таяния. О том, что вода подошла к железнодорожному перегону на участке Эльтон - Энгелов в Палласовском районе области, первой сообщила поездная бригада состава номер 94 примерно в 1:30 мск во вторник. Тем не менее, этот поезд пропустили через затопленный участок со скоростью 5 километров в час. Затем по ветке направили еще один пассажирский состав – Санкт-Петербург – Астрахань, но его машинист доложил, что двигаться по перегону уже опасно – вода почти накрыла полотно. "Пятнадцатикилометровый участок железной дороги Эльтон - Энгелов Волгоградской области подтоплен из-за прорыва дамбы. Остановлено движение пассажирского состава Санкт-Петербург - Астрахань с 2:20 мск вторника", - сообщили ночью тревожную весть агентству "Интерфакс-Юг" в пресс-службе Южного регионального центра МЧС РФ.

Специалисты МЧС и Приволжской железной дороги (ПЖД) целую ночь работали, чтобы несколько пассажирских поездов могли утром продолжить движение по однопутному участку. К месту ЧП отправили специальный пожарный поезд, который должен был откачивать воду, однако к 5:30 утра вода стала сходить с путей.

После этого составы, наконец, пустили на медленном ходу. "В настоящее время путь открыт. В 7:20 мск пущены поезда со скоростью 40 км в час", - сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в астраханском отделении ПЖД. Собеседник отметил, что, ожидая окончания основных ремонтных работ, в общей сложности на запасных путях были вынуждены простаивать четыре состава. "Задержка поездов составила от 19 минут до 3 часов 15 минут", - сказал представитель железной дороги.

У железнодорожников не вызывало сомнения, что причиной подтопления пути стал прорыв насыпи, расположенной неподалеку – у поселка Эльтон. В ПЖД эту информацию подтвердили. "По предварительным данным, причиной инцидента стал ураган и обильный паводок, который размыл две насыпи – одну автомобильную, другую – железнодорожную", - отметили в ПЖД.

Позднее в МЧС выяснили, что к инциденту привело сочетание целого ряда факторов, и прорыв защитной дамбы был практически неизбежен. "В результате резкого повышения температуры и вызванного этим таяния снега в районе поселка Эльтон прорвалась дамба, произошел подмыв и частичное разрушение защитной земляной насыпи высотой 120-150 см. В итоге был подтоплен участок железнодорожного полотна", - сообщила пресс-служба МЧС региона.

Между тем, ответственных за сохранность железнодорожного пути от паводков должностных лиц могут вскоре ждать неприятности. Астраханская транспортная прокуратура уже проводит проверку по факту ЧП. "Проверка проводится в целях установления лиц, ответственных за проведение противопаводковых мероприятий и дальнейшего принятия мер прокурорского реагирования", - сообщил помощник астраханского транспортного прокурора Михаил Костин агентству "Интерфакс-Юг". "Проверка должна установить, насколько полно были предприняты уполномоченными лицами меры, направленные на предотвращение течения паводковых вод", - уточнил собеседник агентства, напомнив, что аварийный участок железной дороги находится в зоне ответственности астраханской транспортной прокуратуры. По данным "Российской газеты", в реестре Ростехнадзора, отвечающего за состояние гидротехнических сооружений, размытая дамба не значится. Кто, когда и зачем ее построил – предстоит разобраться прокуратуре.

Тем временем восстановительные работы на пострадавшем от катаклизма участке все еще продолжаются. К месту ЧП отправили 47 специальных вагонов и три платформы с щебнем для уплотнения полотна. Вода, по последним данным, уже полностью сошла с полотна.

Однако угроза новых подтоплений сохраняется. Как сообщает днем во вторник "Первый канал", оперативные бригады областного управления МЧС делают сейчас все возможное, чтобы вода, оставшаяся в низинах, не накрыла железнодорожную станцию, от работы которой зависит график движения многих поездов, в том числе пассажирских.

Добавим, что этой весной в потенциально опасной зоне окажутся более сотни городов и сел Волгоградской области, а также десятки объектов инфраструктуры. "По наихудшему сценарию в зонах возможного затопления могут оказаться до 114 населенных пунктов, в которых проживет больше 30 тысяч волгоградцев. А в результате половодья Волго-Ахтубинской поймы более 70 деревень и сел с общим количеством жителей почти 50 тысяч человек рискуют быть подтопленными", - заявил в середине марта на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций начальник главного управления МЧС по Волгоградской области генерал-майор Олег Гребенюк.

По данным ведомства, в зоне затопления могут также оказаться 416 километров автодорог и 420 опор линий электропередач. Чтобы избежать худших последствий, по области организуют ведомственные посты наблюдения за уровнем воды в реках и озерах. Кстати, на этом же совещании особую обеспокоенность специалисты МЧС выражали, говоря о местных плотинах и дамбах, треть из которых, по данным ведомства, находится в предаварийном и аварийном состоянии. Похоже, события, произошедшие в ночь на вторник, подтверждают эти опасения. Если с защитными сооружениями в регионе и впрямь непорядок, то в ближайшие недели весна может в прямом смысле хлынуть на волгоградские просторы.

Обозреватель Максим Кирчатов