Военные потери в гражданском аэропорту

Interfax-Russia.ru - Столкновение двух самолетов в Махачкале, по предварительным данным, произошло из-за ошибки экипажа.

Картина трагического происшествия на данный момент такова. 15 января в 20:45 на полосу крупнейшего в Дагестане махачкалинского аэропорта "Уйташ" приземлился самолет с бортовым номером 76827, перевозивший 36 бойцов внутренних войск МВД РФ и боевую технику из военной части Нижнего Новгорода. В это же время готовился к взлету другой Ил-76 - с номером 76825, на борту которого тоже находились военнослужащие.

Оба самолета принадлежат внутренним войскам МВД РФ. По основной версии, когда военно-транспортный самолет из Новгорода выруливал после посадки, его порывом ветра снесло с траектории к соседней полосе и он задел краем (консолью) левого крыла встречный ИЛ-76. Удар пришелся по кабине пилотов. Произошло короткое замыкание электрооборудования, вспыхнул пожар.

Расчеты противопожарной службы аэродрома прибыли на место спустя две минуты, в течение часа пламя было погашено. Борт 76825, совершавший маневр для взлета, получил серьезные повреждения. Погибли четверо членов его экипажа - командир экипажа подполковник Максим Дубенков (тело которого спасатели обнаружили лишь на следующий день после столкновения), старший бортовой инженер майор В.Князевич, старший бортовой техник майор А.Тупицын и старший бортовой радист прапорщик А.Алехин. С тяжелыми травмами в городскую больницу Каспийска и госпиталь МВД Дагестана в Махачкале были доставлены помощник командира корабля капитан Шаблий и штурман капитан Шищенко. Седьмой член экипажа – старший бортовой механик прапорщик Шимин, находившийся в транспортном отсеке самолета, не пострадал, но все же направлен на медицинское освидетельствование. На борту приземлившегося Ила обошлось без жертв и ранений, военнослужащие вовремя покинули самолет.

"Столкновение произошло в условиях ограниченной видимости, - пояснил "Интерфаксу" начальник пресс-службы внутренних войск МВД полковник Василий Панченков. - Посадка осуществлялась в темное время суток при сильном тумане". Согласно информации пресс-службы, происшествие произошло в ходе плановой учебы военных летчиков, когда на аэродроме Махачкалы отрабатывалась перегруппировка войск. Однако для обычной плановой учебы география, включающая Нижний Новгород, кажется чересчур масштабной.

Сразу же после сообщения о трагедии в Махачкалу прибыл командующий войсками Северо-Кавказского регионального командования генерал-полковник Евгений Внуков. Служебное расследование проводит заместитель главнокомандующего Внутренних войск МВД России по авиации - начальник авиационного управления генерал-лейтенант Юрий Пыльнев.

На место происшествия срочно выехала оперативно-следственная группа военного следственного отдела по Махачкалинскому гарнизону военного Следственного управления по Северо-Кавказскому военному округу СКП РФ. В этот же день было возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Для расследования всех обстоятельств дела создана специальная следственно-оперативная группа. Сейчас она проводит осмотр места происшествия и другие необходимые действия. Поврежденные самолеты по-прежнему находятся на взлетно-посадочной полосе.

Пока основная версия следствия - авария произошла из-за ошибки экипажа, сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Следственного комитета прокуратуры РФ. Однако не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что состояние махачкалинского аэропорта далеко от идеального. Не случайно на прошлогоднем форуме "Сочи-2008" компания "Авиалинии Дагестана" представила масштабный проект реконструкции международного аэропорта "Уйташ". Первая очередь проекта как раз предполагала расширение и укрепление покрытий аэродрома и установку сигнального оборудования. После окончания работ взлетные полосы могли бы принимать самолеты уровня Ту-204, А320, Ил-96.

Если верить материалам для прессы, в настоящее время состояние полос позволяет принимать только легкие "Яки". Хотя это, скорее всего, преувеличение: согласно технической документации, "Уйташ" на сегодняшний день способен пропускать Ту-154, Ту-134, Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-18 и Ил-76. Так что не исключено, что к аварии могло привести и состояние взлетно-посадочных полос. Однако истинную причину произошедшего может озвучить только Следственный комитет прокуратуры РФ после завершения тщательной проверки и скрупулезного анализа всех обстоятельств трагического происшествия.

Обозреватель Александр Сидоров