Interfax-Russia.ru - Круизы по Черному морю с заходом в Крым начнутся в мае. Также между Сочи и Ялтой будет курсировать скоростной катер на 150 мест.
Круизное судно начнет ходить в мае 2017 года по маршруту Сочи-Ялта-Севастополь-Стамбул. "Круизы запустятся до "высокого" сезона", - заявил журналистам в Ялте глава Ростуризма Олег Сафонов.
В свою очередь губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в ходе Российского инвестиционного форума "Сочи-2017" сообщил, что ФГУП "Росморпорт" уже подготовил круизное судно, которое встанет на данный маршрут 1 мая.
"Если данный проект вызовет интерес у туристов, то "Росморпорт" готов в дальнейшем развивать данное направление", - заявил Дмитрий Овсянников.
Он подчеркнул, что речь идет именно о круизном, а не о скоростном пассажирском сообщении.
По его словам, Севастополь предоставит причал для швартовки данного круизного судна.
Между тем, глава комитета Госсовета Крыма по курортам и туризму Алексей Черняк сообщил, что также в мае Крым будет связан с материковой Россией регулярным пассажирским морским транспортом.
"Между Сочи и Ялтой будет ходить скоростной катер вместимостью 150 мест", - сказал Алексей Черняк.
О том, что круизы по Черному морю необходимо возродить, заявил в сентябре 2016 года президент РФ Владимир Путин. Он попросил Минтранс РФ проработать вопрос возрождения морских круизов в Черном море, отметив, что круизами мог бы заняться частный бизнес.
"Это сделает жизнь на Черноморском побережье вообще, не только здесь в Крыму, но и на Кавказе, поживее, динамичнее. Я сам в советское время пользовался таким видом транспорта, из Абхазии когда-то перебирался в другие места... И уверен, таких людей будет много, желающих перемещаться туда-сюда в летний период", - говорил Владимир Путин.
Затем, в конце прошлого года, во время заседания морской коллегии при правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что морское сообщение в Черном море необходимо наладить как можно более оперативно - к лету.
"Наш южный берег - не такой уж большой для огромной северной страны - нужно связать воедино, чтобы людям было удобно перемещаться в период отпусков", - отметил он.
В свою очередь заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский подчеркивал, что порты Крыма и Кавказа необходимо связать именно круизными, а не скоростными маршрутами. По его мнению, морское сообщение между портами Крыма и Кавказа скоростными судами неоправдано из-за низкого уровня комфорта для пассажиров и низкого спроса.
"Время доставки пассажиров из Сочи до Ялты - порядка девяти часов. Понятно, что о каком-либо комфорте говорить не приходится, все-таки это Черное море. Мировая практика говорит о том, что такой формат перевозок уместен на расстоянии до 50-55 миль", - пояснил Виктор Олерский.
Он напомнил, что в 2014 году между портами Крыма и Сочи курсировал скоростной катамаран вместимостью 250 пассажиров.
"Этот опыт был неудачным, с отвратительным финансовым результатом. Средняя заполняемость катамарана составляла 35 мест", - сказал замминистра.
Поэтому в правительстве предложили сделать упор на регулярное круизное сообщение.
"Стоит задача не просто обеспечить еще один способ доставки отдыхающих, но и разнообразить возможности отдыха", - добавил Виктор Олерский.
Минтрансу РФ еще в 2016 году удалось получить согласие турецких властей на заход круизного судна в порт Стамбула, несмотря на санкции Евросоюза, ограничивающие заход судов в крымские гавани.
Всего круизный маршрут Сочи-Ялта-Севастополь-Стамбул, по предварительным расчетам, будет длиться семь дней. Включение в него Стамбула позволит привлечь также туристов из Турции. Для этого Минтранс предложил внести Севастополь и Ялту в список портов России, доступных для безвизового посещения пассажирами круизных судов.
"Существует постановление правительства РФ, которое дает возможность безвизового въезда пассажирам круизных судов на 72 часа. Нужно включить туда Севастополь и Ялту, что, вероятно, и будет сделано", - сказал Виктор Олерский.
В настоящее время сочинский порт полностью готов к приему нового круиза. В свою очередь порт Ялты продолжает модернизацию, которую намерен завершить до начала круизного сезона. Сейчас в порту ремонтируют причал, здание морского вокзала и автобусные площадки.
В Российском союзе туриндустрии считают, что новый круиз будет востребован у российских туристов. Однако данный проект из-за своей затратности не сможет обойтись без субсидий и господдержки.
"Сейчас есть туроператоры, готовые взяться за этот проект и обеспечить большие блоки мест", - говорил в прошлом году во время международного туристского форума в Сочи вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Он отмечал, что финансировать данный проект готовы власти Краснодарского края и Крыма, однако еще не решено, в какой форме.
Представитель Российского союза туриндустрии не сомневается в том, что туроператоры смогут обеспечить необходимый спрос на черноморских маршрутах.
"Но есть проблема с коротким сезоном: навигация возможна по сути с мая по октябрь, чем будут заняты суда в остальное время года - не ясно. Второй вопрос - стоимость поездки: с января между Адлером и Симферополем будет возобновлено авиасообщение, в дальнейшем откроется проезд по Керченскому мосту, и цена путешествия морем должна быть конкурентоспособной", - приводит его слова "Коммерсант".
Стоит также вспомнить, что ранее "Росморпорт" пытался организовать регулярное морское скоростное сообщение между черноморскими городами. Для этих целей ФГУП в 2011 году приобрел два пассажирских катамарана "Сочи-1" и "Сочи-2". В летнюю навигацию 2014-2015 годов они эксплуатировались на маршрутах между Анапой и Феодосией, а также Анапой и Ялтой. В начале туристического сезона 2016 года эти маршруты отменили из-за нерентабельности, а катамараны подарили детским центрам "Орленок" и "Артек".
Тем временем, в 2016 году на судоверфи "Лотос" в Астрахани заложили первый за постсоветское время пассажирский круизный лайнер класса река-море. Второе такое судно в 2017 году начнут строить на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде.
В настоящее время в России не хватает современных судов "река-море", в то время как круизы становятся все более популярными у иностранных туристов.
Заложенное на верфи Астрахани судно будет работать на дальних круизных линиях Москва - Астрахань, Москва - Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва - Ростов-на-Дону с проходом Волго-Донским судоходным каналом.
Обозреватель Евгения Артемова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook