Точка зрения 12 августа 2009 г. 17:03

Выжить, чтобы дожать

Interfax-Russia.ru - Президент Ингушетии выписался из больницы и намерен вернуться в республику.

Ох, как они сейчас скрипят зубами - те, кто с бешеной радостью 22 июня этого года приветствовал известие о таране евкуровского "Мерседеса" автомобилем террориста-смертника на федеральной трасе "Кавказ"… Да, популярность Юнус-бека Евкурова в Ингушетии очень велика: некоторые считают, что она доходит до 95%. Но и врагов у ингушского главы немало. Не только среди боевиков, но даже среди собственного окружения: политика радикальной борьбы с коррупцией затронула интересы слишком многих чиновников не только в республике, но и в ЮФО, и выше - в первопрестольной: те, кто кормится от бюджетных откатов. Поэтому смерти Евкурова желали многие.

А он - выжил! По словам замечательного хирурга, академик РАМН Владимира Федорова, причина тому - потрясающие физические способности Евкурова и его воля к жизни. Однако никакая воля не может заменить феноменального мастерства врачей Института хирургии имени Вишневского, где глава Ингушетии проходил курс лечения. Специалисты этого центра спасли не одну сотню жизней, вытащили буквально с того света сотни жертв природных и техногенных катастроф. Ингушскому президенту здесь сделали несколько сложнейших операций.

"За жизнь и здоровье Евкурова боролись 35 докторов наук только из нашего института, - сообщил замдиректора Института хирургии им. Вишневского Андрей Федоров. Кроме них, мы пригласили пятерых академиков и пятерых профессоров - звезд медицины из других институтов".

У Евкурова была сочетанная политравма: в результате взрыва он получил перелом ребер, черепно-мозговую и челюстно-лицевую травмы, травму печени и ожоги различных участков тела. К счастью, обошлось без тяжелой травмы мозга, и не была задета центральная нервная система. Благодаря высокому профессионализму врачей и индивидуальным свойствам организма главы Ингушетии он выписался через семь недель после поступления в институт Вишневского, хотя, по первоначальным прогнозам, должен был пробыть здесь не менее четырех месяцев. "Мастера", - коротко отозвался о своих спасителях Евкуров. Но за этим коротким словом скрыт поток чувств, которые разведчик-десантник научился сдерживать.

Когда в полдень 10 августа Юнус-бек Евкуров в спортивном костюме спускался по ступеням лечебницы к встречающей его толпе, выглядел он очень бодро и жизнерадостно - даже несмотря на то, что опирался на тросточку.

"Сейчас есть желание быстрее выздороветь и приступить к работе", - сказал Евкуров. И настроен 46-летний президент республики был по-боевому. "Я надеюсь, что через неделю", - ответил Евкуров на вопрос журналистов о том, когда он готов приступить к работе. "Хоть сегодня готов, но академики говорят, что рано", - уточнил он.

Однако уже на следующий день, уже проходя курс реабилитации в одном из подмосковных санаториев, президент Ингушетии назвал более реалистичный срок. "Хотелось бы вернуться к работе прямо сейчас, но, видимо, примерно месяц придется подождать", - заявил он в интервью "Российской газете". И это понятно: ведь, по признанию медиков, Евкуров только в прошлую субботу впервые вышел на улицу.

Но ингушский президент все же пообещал через неделю побывать дома. Собственно, Евкуров уже давно окунулся в гущу дел, связанных с руководством республикой. Врачи свидетельствуют, что уже три недели, несмотря на их возражения, глава Ингушетии постоянно "висит" на телефоне, давая указания, подписывает документы, отслеживает ситуацию в республике через СМИ. Совершенно очевидно, что он рвется в бой.

А иначе охарактеризовать управление такой "горячей точкой", как Ингушетия, нельзя. Здесь постоянно кого-то взрывают, убивают, похищают… Уже сегодня с утра двое неизвестных в масках расстреляли из автоматов министра строительства Ингушетии Руслана Амирханова и ранили его помощника Магомеда Амирханова.

Ингушские правозащитники, исследуя открытые источники, насчитали в республике в 2008 году 171 убитого, из которых 40 считаются мирными жителями, 75 - сотрудниками правоохранительных органов, 5 - чиновниками и 51 - боевиками. За первое полугодие 2009 года убитых уже 164: 61 гражданский, 53 силовика, один чиновник и 49 боевиков. У правозащитного центра "Мемориал" другая статистика (основанная лишь на фактах, которые можно доказать в суде): в республике за полгода убито 103 человека, в том числе 39 гражданских, 21 силовик и 31 боевик. В Чечне "Мемориал" за те же полгода насчитал "лишь 16 убитых - 7 гражданских, 4 силовика и 5 боевиков".

Неудивительно, что по возвращении на родную землю Юнус-бек Евкуров намерен ужесточить свои действия. Причем это касается не только боевиков. С ними все предельно ясно. "Лидеры боевиков куплены, они на шантаже, они на деньгах", - сказал Евкуров, отметив, что тех людей, которые попали в ряды боевиков по ошибке, необходимо вернуть к мирной жизни. Что касается тех, кто покушался на ингушского главу, о них Евкуров сказал так: "Я мстить не собираюсь. Кто сдастся, будет осужден по закону за его злодеяния, если они у боевика есть. А те, кто не сложит оружие, будут уничтожены".

Однако первоочередной задачей, по мнению Евкурова, является не только борьба с преступностью, но и борьба с коррупцией. Он сам подчеркнул, что его политика станет "более жесткой, в том числе к коррупционерам". И хотя президент Ингушетии заявил, что не намерен ничего кардинально менять ни в составе республиканского правительства, ни в работе своей охраны, верится в это с трудом. Он уже пообещал по приезду в республику собрать расширенное заседание правительства и заслушать отчеты высокопоставленных чиновников - кто как работал.

После июньского покушения на президента стало совершенно ясно: без "железной руки" в Ингушетии не обойтись. Чтобы направить республику по верному пути, необходимы огромные усилия, воля, нервное и физическое напряжение. Временно исполняющий обязанности президента Ингушетии премьер-министр Рашид Гайсанов признался: "Такой работы и врагу не пожелаешь".

Сам Евкуров в одном из интервью охарактеризовал обстановку в республике предельно мрачно: "Полный развал. Не осталось даже 20% от того, что было. Такое понятие, как экономика, полностью отсутствует".

При этом следует учитывать, что феноменальный кредит доверия новому президенту Ингушетии, основанный на его личных качествах, все же не безграничен. Да, большинство населения, в том числе оппозиционеры, считают Евкурова порядочным, честным, мужественным человеком. Открытость привлекает к нему соотечественников. Он, в отличие от предшественника, постоянно встречался с простыми людьми и даже опубликовал свой мобильный телефон для того, чтобы каждый ингуш имел возможность пожаловаться ему на свои беды. Мало того: он внимательно читал, анализировал и проверял материалы сайта "Ингушетия.орг". "Я слепо им не доверяю, но без внимания эти публикации нельзя оставлять", - говорил президент. Ведь речь в них идет о серьезных вещах - хищениях государственных денег, незаконных действиях силовых структур и так далее. Ряд деятелей оппозиции получили высокие посты в руководстве республикой.

При Евкурове потеряли должности несколько крупных руководящих чинов. Он категорически заявил, что никаких "откатов" в верха он не потерпит и лично будет контролировать денежные потоки из федерального центра. Президент даже публично признал, что ему лично предлагали взятку, даже сумму назвал - 2 млн 700 тыс. долларов США. Он предложил "благодетелям" потратить эти деньги на детский приют. Разумеется, такая харизматическая личность не может не вызывать симпатии. Однако, с другой стороны, люди отмечают, что столь желанного спокойствия и порядка при Евкурове не наступило: напротив, ситуация в республике лишь обострилась. Понятно, что речь может идти о целенаправленной деятельности неких сил по расшатыванию ситуации в регионе. На это, кстати, не раз обращал внимание и сам ингушский глава, заявляя, что нестабильная ситуация в республике - хорошая подпорка для тех, кто хочет подорвать Кавказ. Но, с другой стороны, растет и разочарование у тех, кто ожидал позитивных перемен. Некоторые считают, что федеральный центр связал Евкурову руки и хотел бы видеть его послушной марионеткой, а не самостоятельным, энергичным политиком.

Многих разочаровало заявление Евкурова о том, что в руководстве силовых структур республики не будет кадровых перестановок. "Ни в коем случае. Силовики работали так, как надо", - сказал глава Ингушетии журналистам в день своей выписки из больницы. По словам президента Ингушетии, у него есть к республиканским силовикам "некоторые вопросы", но в целом их работой он доволен. Между тем немало ингушей рассматривают нынешнего главу республиканского МВД Рашида Гайсанова как ставленника бывшего министра внутренних дел Мусы Медова - того самого, подчиненные которого застрелили в милицейской машине владельца оппозиционного сайта "Ингушетия.ру" Магомеда Евлоева. После этого скандального случая Медова перевели в Москву с повышением и сделали инспектором МВД РФ. Теперь он фактически курирует Ингушетию и, по свидетельствам оппозиционеров, демонстративно приезжает вместе с бывшим президентом Муратом Зязиковым, который, как отмечают многие, оставил о себе крайне негативные воспоминания жителям республики.

"Евкуров вынужден их принимать, а люди видят эту несправедливость", - заметил один из видных деятелей ингушской оппозиции Макшарип Аушев. А бывший оппозиционер, ныне советник президента Евкурова Муса Плиев признался, что хочет уйти со своей должности, чтобы его не идентифицировали с правящей командой.

По мнению многих экспертов и жителей республики, президенту Евкурову необходимо развязать руки и дать возможность в полной мере проводить свою политику в Ингушетии. Это касается в первую очередь кардинальной реорганизации и кадрового обновления силовых органов - прежде всего МВД. Как считают наблюдатели, в рядах милиции достаточно осведомителей боевиков, в результате бандитам становятся известны не только детали операций, но даже секретный список новобранцев особого "президентского" батальона, который решил создать Евкуров. Результат - угрозы родственникам ребят, решивших поступить в это подразделение. Необходимо также повышение зарплат силовикам, обеспечение социальных льгот и т.д.

Впрочем, у многих жителей республики есть надежда на то, что после покушения внимание федеральной власти к Евкурову усилится, его просьбы, требования, проекты не останутся без ответа. России крайне нужен на Кавказе именно такой человек.

Тем более нужен он Ингушетии.

Обозреватель Александр Сидоров

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще