Interfax-Russia.ru – В ЮФО ученые тратят деньги с умом, а чиновники – с размахом.
Несмотря на то, что костлявая рука всемирного кризиса по-прежнему тянется к нашему с вами горлу, жизнь идет своим чередом. Все так же летают самолеты, плывут пароходы и шуршат шинами об асфальт автобусы. Причем средства на приобретение этих чудес техники по мере возможностей продолжают выделяться из государственной казны. Но вот беда: далеко не всегда на местах тратятся эти средства во благо простых россиян – то есть нас с вами.
Впрочем, не будем пока о грустном. Последуем устоявшейся традиции из двух новостей сначала сообщать хорошую. Итак, начнем с пароходов. Представьте себе: в самый разгар экономического кризиса Южный федеральный университет… приобрел комфортабельную яхту! Яхта, понятно, не пароход, но тоже денег стоит. Если быть совсем точными – стоит она 9 млн рублей. Но ЮФУ - не владелец "Челси" и для него такие затраты достаточно масштабны. Вопрос: стоит ли в такие непростые времена выкидывать деньги на ветер – даже дующий в белоснежные паруса?
Еще как стоит, считают ученые. Не случайно яхту купили на средства, выделенные в рамках национального проекта "Образование". Построена яхта по заказу ЮФУ осенью 2008 года на Мюнхенской верфи - крупнейшей в Европе и одной из крупнейших в мире. Вот технические характеристики этого парусника класса BAVARIA 46: максимальная длина палубы - 14,4 м, высота мачты - 19 м, площадь стандартных парусов - 115 кв. м, водоизмещение - 11 тонн, двигатель – 75 лошадиных сил. "Буревесник" (так назвали парусник) будет использоваться для спортивных, образовательных и исследовательских целей, поможет вывести на новый уровень работы по изучению дна и состава воды Азовского моря.
"В конце мая вместе с научно-технологическим центром приборостроения РАН, который возглавляет академик Владислав Иванович Пустовойт, мы предпримем масштабную экспедицию по акватории Таганрогского залива и Азовского моря с выходом в Керченский пролив, - рассказывает руководитель Таганрогского технологического института (ТТИ) ЮФУ Александр Сухинов. – Цель экспедиции: исследования с использованием уникального оборудования, которое позволяет дистанционным способом на основе оптико-электронных механизмов отработки отраженного солнечного света анализировать химический состав верхнего слоя моря".
А вот летом яхта отправится в научную экспедицию для исследования дна Черного моря в рамках проекта "Южный поток". Особо отметим: "Буревестник" - самая современная яхта в акваториии Азовского и Черного морей. И если в научных экспедициях на старых судах существовали ограничения (например, нельзя было переплывать косу, соединяющую Азовское море и Таганрогский залив), то на новом паруснике можно будет бороздить даже просторы Средиземного моря. В научных целях его можно будет использовать 4-5 месяцев в год.
"Эта яхта прослужит 25-30 лет. Думаю, это самое эффективное вложение бюджетных денег. Эффективнее даже, чем в компьютерные технологии", - считает Сухинов.
Впрочем, помимо научных целей, есть еще и другие. На это обращает внимание профессор Юрий Ларин, заведующий кафедрой физвоспитания ТТИ ЮФУ, - один из немногих в нашей стране специалистов по подготовке яхтсменов, возглавлявший около 10 лет сборную России по парусному спорту. "Секция парусного спорта нашего института уже много лет является лидером студенческого спорта страны, - напоминает профессор. – Мы готовили и чемпионов мира, и чемпионов России. Приобретение новой яхты позволить нам закрепить достижения в спорте".
Наконец, "Буревестник" призван помочь в обучении студентов на военно-морской кафедре.
Ну что же, как говорится, у матросов нет вопросов. Деньги действительно вложены с умом и будут работать на благо российской науки. Но ведь не все же русскому человеку бороздить просторы морей и океанов! На суше тоже дел достаточно. Чем, собственно, хуже яхты тот же самый автобус? То есть тот самый, который приобрели в рамках программы обновления общественного транспорта чиновники мэрии Волжского – города-спутника героического Волгограда. И, кстати, приобрели дешевле, чем парусный "Буревестник"- всего за 7,7 млн рублей.
А насколько он комфортабельный! Это вам не скромная научная яхта. Элитные породы дерева, специальные марки стекла и мягкая мебель из натуральной кожи, для каждого пассажира предусмотрены отдельные плазменные мониторы, выход в интернет, есть спутниковая антенна для просмотра телепрограмм. В автобусе элитной марки "Волжанин-5285" размещены туалет, кухня, бар, гардероб, душевая комната и спальные купе. Добавим к этим прелестям автономное электропитание от собственной дизель-электростанции – и поймем, что имеем дело с шедевром отечественного автостроения. Ведь могут же, когда хотят…
Между прочим, рачительные чиновники еще и сэкономили. Подобные машины класса люкс вообще-то предлагаются VIP-клиентам по цене в 20 млн рублей. А "своим" производители (местное ЗАО "Волжский") сбросило цену почти втрое.
А для кого же предназначено это чудо техники? Дорогой читатель, надо быть внимательнее. Русским же языком объяснили выше: для обновления общественного транспорта. Вот такой в городе Волжском теперь общественный транспорт. На 6 пассажирских мест. Так сказать, социальные нано-технологии.
И представьте же себе: нашелся-таки человек, которому такая забота о благе общественном поперек горла стала! Некий депутат Волгоградской областной думы от "Справедливой России" Олег Пахолков обвинил сотрудников городской администрации Волжского в нецелевом использовании бюджетных средств. Дескать, купили под шумок роскошную игрушку для собственных выездов на природу и оформили как пассажирский автотранспорт. Ну, если быть совсем уж принципиальными, впервые тему подняли сотрудники контрольно-счетной палаты Волжского в ходе проверки, которую провели еще в прошлом году. Тогда и выяснилось, что по программе "Обновление пассажирского транспорта" администрация города-спутника должна была приобрести 46 автобусов. А на выходе их оказалось… 45. Куда-то затерялся именно неброский "Волжанин" с кожаной мебелью, душем и баром-гардеробом.
Мало того, что закупка автобуса такого класса областной программой не предусмотрена. Это еще полбеды. Как свидетельствует начальник контрольно-ревизионного отдела КСП Волжского Виталий Журавлев, автобус был куплен еще в июне 2007 года, а передан на баланс управлению муниципального имущества Волжского только 24 декабря 2008 года – уже после проверки, проведенной КСП. Где он болтался до этого и кто на нем ездил – тайна, покрытая мраком. Когда контролеры задали чиновникам этот бестактный вопрос, то получили простой и ясный ответ: автобус все это время находился в ремонте! Чего непонятного?
Однако въедливые проверяющие обнаружили явное несоответствие версии городской администрации тому, что узрели собственными глазами. А узрели они, что люксовый "Волжанин", стоя на приколе полтора года, умудрился… накрутить на спидометре почти 300 тыс. километров! И совсем уж потрясающий факт. Мы уже писали, что после выявления пропажи автобуса сотрудниками КСП мэрия Волжского 24 декабря 2008 года неожиданно его "нашли" в лизинговой компании "Волжанин". Компания передала автобус мэрии – и в тот же день получила его же в аренду! Круговорот автобусов в природе…
Фактически город рейсового автобуса так и не получил. Вернее, даже двух: на покупку "дворца на колесах" администрация затратила 7,7 млн рублей, а стоимость двух действительно рейсовых машин классом ниже, составила бы 8,1 млн.
Однако представители мэрии Волжского утверждают: речь идет о простой путанице. Продавец, понимаете ли, ошибся, не тот автобус пригнал! Ну, мало ли таких случаев: заказываешь велосипед, а тебе по запарке присылают "Harley-Davidson". Обычное дело. По документам "Волжанин 5285" проходил как рейсовый междугородний. А когда его получили в городской автоколонне 1732, оказалось, что вместо 43 мест в нем всего 6. "Автоколонна направила претензии лизинговой компании, этот автобус был возвращен в лизинговую компанию, и сегодня лизинговая компания занимается доведением его до 43 рабочих мест, - доходчиво прояснил ситуацию первый заместитель главы администрации городского округа Волжского Михаил Кубанцев. - Поэтому этот автобус администрация не использовала, на нем не ездила и на сегодняшний день, можно сказать, не приобретала".
О какой финт ушами! Граждане дорогие, никто ничего не приобретал! То есть деньги заплачены, 300 тысяч км намотано – а покупки вроде как и не было. Непонятно только, почему понадобилось полтора года для того, чтобы разобраться, что автобус – не рейсовый. И уж совсем не ясно - для чего его курочить, чтобы переделать в пассажирский? Не проще ли просто вернуть и поменять на два обычных? Зачем из "Бентли" делать "Запорожец"?
У защитников мэра города Волжский Игоря Воронина есть и другое объяснение. Они убеждены: против главы города развернута клеветническая кампания в рамках предстоящих выборов главы городской администрации, которые состоятся через пять месяцев. А один из местных политологов в комментарии Interfax-Russia.ru выдвинул не менее оригинальную версию: "В конце прошлого года рассматривался вопрос о сокращении расходов на чиновничий аппарат, куда входит и экономия на содержании КСП. Теперь надо показать, что на них экономить нельзя: они возвращают государству миллионы рублей. Отсюда поиски растратчиков и врагов".
Увы, не очень вяжется. Дело в том, что история с автобусом всплыла в сентябре прошлого года – за несколько месяцев до обсуждения расходов на содержание административного аппарата. Что же касается злобных конкурентов мэра Воронина, тут можно сказать одно: компромат используют только против того, на кого его можно накопать. Не хочешь критики – не давай поводов. А пока стенания городской администрации Волжского вынуждена будет слушать прокуратура, которая очень заинтересовалась VIP-автобусом.
Для справки: согласно данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в прошлом году завышение цен при проведении госзакупок обошлось бюджету в 364 млрд руб.
А теперь задачка для старшеклассников: сколько яхт для ученых ЮФУ можно приобрести на эти деньги?
Обозреватель Александр Сидоров