Interfax-Russia.ru – ЮФО и СКФО бьют тревогу в связи с возможным нашествием саранчи.
Крылатые людоеды
Священный ужас перед полчищами прожорливых кузнечиков человечество испытывает еще с библейских времен. Нашествие саранчи входит в десятку казней египетских, которые Господь обрушил на земли фараона, чтобы убедить его отпустить Моисея и его народ в Землю Обетованную.
На Ближнем Востоке и в Месопотамии саранча всегда считалась лакомством и не вызывала у народа такого отвращения, которое испытывают к ней европейцы. Все хорошо в меру. В библейской книге Исход описывается, как гнусные насекомые сожрали в Египте все, что не побил предшествующий огненный град, а в конце дня покрывали землю зловонным слоем в 12 см.
Эта история произошла в XII веке до нашей эры, во времена правления Рамзеса II. Но и до сих подобные ужасы не редкость. Вот как описал житель Каира свои впечатления 2005 года: "Просто кошмарно! Саранча врезалась в офисное здание, в котором я работаю, и падала вниз. Шел настоящий дождь из насекомых".
По одной из версий энтомологов, причина неожиданных перелетов зловещих кузнечиков заключается в том, что, когда рождается слишком много саранчи, в ее рядах появляются каннибалы, активно пожирающие сородичей. "Вегетарианцы" бросаются наутек, не выбирая направления, а хищники их преследуют. Как утверждают ученые, пути саранчи предсказать невозможно.
Увы, здесь с мудрыми мужами можно поспорить. В последние годы эти пути все чаще приводят летучие орды на Юг России. Проблема саранчи здесь ежегодно возникает к началу лета. Между тем специалисты свидетельствуют: в советские 70-80-е годы ситуация была совершенно иная. С начала освоения целины были обработаны миллионы гектаров земли, в итоге значительную часть гнездилищ саранчи уничтожили. Численность ее сократилась настолько, что заговорили даже о полном решении проблемы саранчи. К сожалению, поторопились. Недаром старинные сонники предрекают: если вам приснилась саранча, ждите серьезных неудач в делах. Тем более если она нагрянула наяву.
Заповедник для саранчи
Есть такой газетный штамп: сообщения о ситуации напоминают фронтовую сводку… Так вот, в отношении Юга России это – абсолютная правда. Причем с каждым днем эти сводки с фронтов борьбы против саранчи все тревожнее. Если в первых числах июня говорилась о личинках на площади в 61 тысячу га, то к концу первой декады площадь очагов поражения составила более 140 тысяч га, а сейчас специалисты и вовсе затрудняются назвать точные цифры. Тем более даже первоначальная площадь поражения, озвученная в СМИ представителем Южного регионального центра МЧС России, оказалась явно заниженной. Для этого ее достаточно сопоставить с данными конкретных субъектов. Например, в Астраханской области еще в конце мая был введен режим чрезвычайной ситуации, а на 1 июня площадь выявленных очагов высокой плотности присутствия вредителей составляла около 80 тысяч га. По данным регионального министра сельского хозяйства Ивана Нестеренко, на квадратный метр площади астраханских угодий в некоторых местах приходится до 3 тысяч особей саранчовых.
Летучие орды захватывают все большее пространство. Если первоначально говорилось о пяти пострадавших субъектах Юга, то теперь их уже девять: Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня, Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области. Причем режим ЧС введен в Астраханской и Волгоградской областях, Ставропольком крае, Дагестане и Кабардино-Балкарии, в Чечне и Калмыкии вводится режим повышенной готовности.
Обычно на Юге самым неблагополучным, традиционно страдающим от саранчи, считается Дагестан. Не стал исключением и нынешний год. По свидетельствам очевидцев, голодные кузнечики покрывают землю таким слоем, что она становится желтовато-оранжевой. В зоне заражения уже оказалось 20 тысяч гектаров. Как утверждает главный агроном Российского сельскохозяйственного центра по Дагестану Иса Магомедов, власти республики выделили местному Минсельхозу 2,5 млн рублей для борьбы с саранчой, но для обработки всех очагов обитания саранчевых этих денег может быть не достаточно.
И дело не в том, что пестициды не в состоянии остановить саранчу, а в том, что в Дагестане для нее создана прекрасная база размножения, по которой аграрии не имеют права наносить удар. Речь идет о дагестанском филиале федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Лакскому району – особой природоохранной зоне на территории Аграханского залива, где обитают редкие виды животных, птиц и рыб. В последнее время заповедник стал прекрасным местом для размножения саранчи. Говорят, под ее тяжестью ломается даже прибрежный камыш. А активно обрабатывать эту территорию пестицидами агрономы не имеют права: ядохимикаты могут нанести серьезный вред ценным представителям фауны.
Руководитель природоохранной зоны Магомед Молладов уверяет, что по мере сил работники сельхозцентра обрабатывают места скопления саранчи, однако на место погибших "бойцов" налетают полчища их соратников.
Директор федерального государственного учреждения "Государственный природный заповедник "Дагестанский" Магомедали Магомедалиев горестно разводит руками: надо обращаться непосредственно в Москву, получать разрешение…
Между тем, проблема саранчи для Дагестана не нова. Еще в 2001 году саранча уничтожила здесь почти все посевы - свыше 35 тысяч гектаров травы на лучших пастбищах. Масштабное нашествие насекомых началось в мае, но тогда в Дагестане не было ни денег, ни ядов, ни авиации. Только в середине июня сюда поступили первые самолеты из Ставрополья и Ростовской области, российский Минсельхоз выделил средства и ядохимикаты. Однако почти половина саранчи уже стала на крыло.
В июле 2004 года ситуация повторилась: саранча уничтожила растения на более чем 20 тысячах гектаров. В 2007 году насекомые нанесли урон на 5 тысячах гектаров пастбищ в равнинных районах Дагестана. Тогда земледельцы не успели из-за отсутствия средств начать весной обработку зараженных личинками земель. Впоследствии на борьбу с саранчой в республике обратили больше внимания, однако и в 2009 году здешним сельхозугодьям был нанесен серьезный ущерб.
Казахстан засылает к нам своих "летучих разбойников"
Однако особую тревогу, пожалуй, испытывают по поводу полчищ саранчи сельхозпроизводители Волгоградской области. По признанию заместителя председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области Георгия Волколупова, с саранчой в регионе не могут справиться уже третий год. В этом году на истребление этой нечисти из резервного фонда области выделено средств в четыре раза больше, чем в прошлом - 20 млн рублей. Сюда же следует приплюсовать еще 8 млн рублей, которые получены на эти цели администрациями муниципальных районов. В степях Волгоградской области планируется обработать 200 тысяч гектаров только государственных земель. Сколько денег потратят на борьбу с вредителями фермеры из собственных карманов, неизвестно.
Почему именно Волгоградская область стала передовой линией фронта на пути саранчи? Все дело в том, что у нее под боком - Казахстан, извечный "поставщик" саранчи в южные районы России. Отсюда кочует в волгоградские степи и наиболее злобная азиатская саранча, и итальянский прус. В 2008 году в пяти областях Казахстана - Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кзылординской, Алматинской, Восточно-Казахстанской - было отмечено формирование переходной фазы стай азиатской саранчи и итальянского пруса, которая затем переходит в стадную, наиболее опасную фазу, когда тучи насекомых способны перелетать на сотни километров и вредить посевам сельхозкультур. Еще тогда, два года назад, ученые предупреждали: формирование стадной фазы, скорее всего, придется на 2010 год. Именно тогда можно ожидать пика количества и прожорливости насекомых.
Между тем, по свидетельству администрации Волгоградской области, в Казахстане борьба с саранчой практически не ведется, хотя власти республики обещали соседям обработать химикатами более 60 тысяч гектаров земель. Чиновники даже считают, что в ситуацию должно вмешаться министерство иностранных дел. Ведь в нынешнем году размах бедствия превзошел все ожидания. Только к концу мая в семи районах (Дубовском, Иловлинском, Светлоярском, Быковском, Фроловском, Ленинском, Среднеахтубинском) на площади 10 тысяч га было принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации. Сейчас положение еще более усугубилось: саранчовые вредители сельскохозяйственных культур выявлены в 12 районах.
Улицы покрыты коврами из кузнечиков
"Урожайным" на саранчу оказался этот год и для Калмыкии. Специалисты считают, что это вызвано погодными условиями. Сначала на республику обрушились проливные дожди, а затем сразу же полыхнула сорокаградусная жара. А такая погода – самая благоприятная для размножения вечно голодных кузнечиков.
По данным Минсельхоза республики, площадь сельхозугодий, заселенная особенно опасными, стадными формами саранчовых, составила 82 тысячи гектаров при плотности до 150 личинок на квадратный метр. Всего же обследовано свыше 500 тысяч гектаров площадей, из них 150 тысяч заселены саранчой. С подобной ситуацией республика не сталкивалась никогда. В прошлом году по состоянию на 15 июня площадь, заселенная саранчой, здесь составляла лишь 8 тысяч гектаров. 8 тысяч и 150 тысяч – почувствуйте разницу…
Особенно сильно пострадал Лаганский район Калмыкии. По словам начальника районного отдела развития АПК Александра Малышева, улицы населенных пунктов были буквально покрыты ковром саранчи. "За свои 59 лет я ничего подобного еще не видел", - признался чиновник. Сейчас населенные пункты и окружающая их территория несколько раз обработаны инсектицидами. Но средств для обработки остальных угодий катастрофически не хватает.
Вообще по саранче нынешний год побил все мыслимые рекорды. Дошло до того, что эта нечисть появилась даже в Ростовской области – регионе, традиционно благополучном. Два района области - Советский и Сальский - заражены саранчой, нашествие этих насекомых ожидается в Обливском районе, сообщил руководитель филиала ФГУ "Россельхозцентр" по региону Михаил Стукалов. Ситуация здесь не столь критическая, как в целом по Югу России, однако введен режим повышенной готовности.
Эскадрильи становятся "на крыло"
Хуже всего то, что времени для уничтожения личинок, еще не развившихся во взрослую особь, уже практически не осталось. Азиатская саранча, самая прожорливая и наиболее распространенная на юге России, откладывает яйца в середине апреля, личинки из них рождаются в первой половине мая, а уже через 35-40 дней происходит так называемое "окрыление", когда стаи личинок саранчовых, так называемые "кулиги", начинают свои опустошительные налеты.
Скорость движения кулиги зависит от возраста личинок: у третьего и четвертого возрастов она достигает 6-7 метров в минуту, у пятого - до 10 - 12 метров. Стая взрослой саранчи летит со скоростью 10-15 километров в час и за день может преодолеть расстояние до 120 километров. При этом кулиги способны даже переправляться через полноводные реки - такие, как Сырдарья. Каждый экземпляр летучей орды съедает в течение своей недолгой жизни 300 граммов зеленого корма. Потомство одной самки за лето пожирает столько зелени, сколько хватило бы для двух овец.
По свидетельству профессора Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина Валерия Ажбенова, который 40 лет занимается "саранчовой" проблемой, численность мароккской саранчи, чрезвычайно распространенной на юге, достигает до 3 тысяч особей на квадратный метр. А итальянский прусс (другой, не менее активный вид саранчи) может откладывать до 180 тысяч яиц на квадратный метр. Стаи этого насекомого в течение 1-2 часов могут уничтожить сотни и тысячи гектаров посевов.
Скоро можно будет лишь с тоской наблюдать, как выжившие и возмужавшие воины-кузнечики успешно сметают на своем пути все посевы – от пшеницы до кукурузы. Понимая это, сельхозпроизводители и чиновники используют каждую минуту, чтобы хоть как-то смягчить удар.
Обозреватель Александр Сидоров