Interfax-Russia.ru – Жители двух дагестанских селений, находящихся на территории Азербайджана, страдают от неурегулированной территориальной проблемы. Россиян грозятся депортировать.
Политика выжимания
На политической карте мира маленькие части одного государства нередко можно найти внутри других государств. Такие территории называют анклавами или эксклавами (если участок земли имеет выход к морю). Мало кто знает, но у России есть не только один из самых больших эксклавов мира – Калининградская область, но и несколько "микро-анклавов". Например, заброшенные ныне поселки Саньково и Медвежье административно относятся к Брянской области, хотя полностью "погружены" в Белоруссию, а российская деревня Дубки Печорского района Псковской области по суше полностью окружена территорией Эстонии.
Вокруг пары других таких российских "островков", похоже, назревает международный скандал. Небольшие селения Храх-Уба и Урьян-Уба находятся в 60 км от российско-азербайджанской границы, которая проходит по реке Самур. Территориально оба селения располагаются на территории Хачмазского района Азербайджана, но административно еще с 1920-х годов относятся к Магарамкенскому району Дагестана. Если Урьян-Уба – совсем маленький аул с населением около 20 человек, то в Храх-Убе более 400 жителей. "В с. Храх-Уба проживает 70 хозяйств с населением 425 человек, которые являются гражданами РФ. Общая площадь земель населенного пункта на территории Азербайджана – 142 га", - говорится в информационной справке на сайте министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана.
По действующему закону Дагестана от 13 января 2005 года "О статусе и границах муниципальных образований" село Храх-Уба все еще официально входит в состав российского региона. Жители этих населенных пунктов участвуют в российских выборах, учатся по российским учебникам в местной школе, получают российские пенсии и пособия, местных юношей призывают в Вооруженные силы РФ.
До недавнего времени храхубинцы почти беспрепятственно перемещались по Азербайджану. Теперь азербайджанские власти открыто заявляют, что не желают, чтобы жители дагестанского селения продолжали жить в своем маленьком российском "заповеднике" и предлагают им следующий выбор: или азербайджанское гражданство, или принудительная депортация без компенсации за имущество и землю. При этом, заметим, что конституция Азербайджана не признает двойного гражданства, а кроме того в соответствии с законами этого государства иностранцы не имеют права собственности на землю. Положение с каждым днем усугубляется, отмечают местные жители. Однако лезгинское население Храх-Убы и Урьян-Убы не желает менять паспорта, ведь большинство из них имеет родственников в "большом Дагестане".
8 февраля около сотни жителей Храх-Убы собрались на санкционированном митинге перед зданием Аварского театра в центре Махачкалы. Они требовали у властей защиты их прав как граждан России.
"Выступившие на митинге жители селения Храх-Уба отметили, что в последнее время представители МВД, паспортно-визовой службы Азербайджана регулярно посещают село Храх-Уба, проводят дворовые обходы и заявляют, что земли Храх-Убы принадлежат Азербайджану и выдвигают жителям села претензии и требования, связанные с соблюдением национального законодательства Азербайджанской Республики, допускают угрозы в их адрес депортацией с территории Азербайджана", - говорится на сайте дагестанского министерства по делам национальностей.
Лозунги на транспарантах митингующих гласили "Нет депортации и разделу семей! Храх-Уба, Дагестан, Россия – неделимы!", "Мы – россияне, а не азербайджанцы!", "Дать статус анклава!" и т.д.
В резолюции митинга говорится следующее: "Азербайджанская сторона требует от жителей немедленного принятия гражданства Азербайджана, в противном случае грозит депортацией без компенсации за имущество и землю, что категорически неприемлемо для нас… В надежде, что наш голос услышат, обращаемся к руководству России и Дагестана с просьбой обеспечить защиту конституционных прав жителей анклава Храх-Уба; прекратить депортацию жителей анклава и воссоединить семьи, дать возможность беспрепятственного перехода государственной границы; признать Храх-Убу российской территорией".
Ранее храхубинцы писали многочисленные обращения в администрацию президента РФ, в федеральное правительство, в Госдуму, в МИД России, в правительство Дагестана и многие другие инстанции. Однако в ответ получали в лучшем случае пространные обещания "разобраться в ситуации", а чаще всего и вовсе ничего не получали.
В обращениях заложников территориального казуса сквозит отчаяние. "Мы – россияне, у нас российское гражданство и паспорта, но посещение большой родины для нас стало проблемой. Семьи, родственники, друзья оказались по разные стороны границ. Азербайджанские власти всеми силами препятствует поездкам в Россию, требуют, чтобы храхубинцы отказались от российского гражданства. Составлены списки лиц въезд, которым в анклав Храх-Уба запрещен. (…) Российские таможенники пропускают их, а азербайджанские без объяснения причин гонят обратно", - говорится в одном из обращений жителей селения на официальном сайте населенного пункта.
Здесь же приводятся списки лиц, которым запрещен доступ в родное селение, а также примеры того, как бездушно порой ведут себя азербайджанские силовики. "Трагичен случай Асвара Асварова, супруга которого скончалась от остановки сердца на почве нервных потрясений из-за депортации мужа. Асварова не пустили даже на похороны жены", - говорится на сайте Храх-Убы. Здесь же отмечается, что некоторых храхубинцев лишили права въезда в родное селение пожизненно. На сегодня, только по официальным данным, 7 жителям Храх-Убы запрещен въезд на территорию Азербайджана.
На днях сотрудники миграционной службы Хачмазского района Азербайджана заявили жителям Храх-Убы, что те "имеют право находиться и свободно передвигаться по азербайджанской территории только в течение трех дней после перехода границы". В последнее время россиянам прямо говорят, чтобы они готовились к массовой депортации.
Жертвы административно-территориальных "причуд"
Около трех лет назад президиум Народного собрания Дагестана издал постановление N47, в котором официально признавалась "анклавная" проблема и обосновывалась необходимость создания специальной комиссии для рассмотрения обращения жителей Храх-Убы. Комиссию возглавил первый вице-спикер парламента республики Николай Алчиев. Парламентарии признали: "Исторически сложилось, что село Храх-Уба, относящееся к Магарамкенскому району Дагестана с административным центром в селении Новый Аул, находится на территории Хачмазского района Азербайджанской Республики. Все его жители до сих пор являются гражданами РФ". Но это, правда, ничего не изменило в жизни оторванных от России селений.
"Республиканские власти создали комиссию под председательством Алчиева Н.Ю., которая составила справку по нашему обращению, в которой нам рекомендовали осуществить "переезд добровольно в частном порядке", - пишут жители Храх-Убы в своем открытом обращении к российской общественности. – Но куда переезжать? В качестве кого? Как и на каких правах? Куда девать нашу землю, могилы наших предков, селение, дома, хозяйства, членов семьи, традиции, обычаи, любовь, уважение и привязанность к своей Родине? (…) Мы видим наше будущее с Россией".
Между тем, во время митинга в Махачкале, о котором шла речь выше, министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев заявил, что проблемы жителей села не забыты, напротив, они решаются на самом высоком уровне. "Развитие ситуации вокруг указанных сел постоянно отслеживается и докладывается руководству Российской Федерации и Республики Дагестан, соответствующим федеральным структурам. Ими принимаются необходимые меры. Даны поручения начать работу с азербайджанской стороной по решению проблемы", - сказал министр.
Позднее, комментируя ситуацию журналистам, он сказал, что в настоящее время существует "несколько вариантов разрешения сложившейся ситуации, которые будут рассматриваться российской и азербайджанской сторонами с учетом мнения жителей. "Сами граждане сел должны определиться и принять один из предложенных вариантов", - сказал Бекмурзаев. Какие варианты были предложены, он, правда, не уточнил, ссылаясь на деликатность проблемы.
"Деликатность" проблемы может заключаться в том, что Храх-Уба и Урьян-Уба де-юре уже не являются территорией РФ. И вот почему. 3 сентября 2010 года в рамках визита президента РФ Дмитрия Медведева в Азербайджан был подписан договор о госгранице и межправительственное соглашение о рациональном использовании и охране водных ресурсов пограничной реки Самур. Этот договор закрепляет линию прохождения границы от точки стыка госграниц России, Азербайджана и Грузии до Каспийского моря.
Исторический документ должны вскоре рассмотреть и ратифицировать парламенты двух стран. При этом, судя по всему, в договоре про анклавы, о которых идет речь, ничего не говорится. "В соглашении о госгранице нет упоминания об анклавности. Все населенные пункты на территории Азербайджана относятся к нашей стране, а на территории РФ – к нашим соседям", - сообщил во вторник агентству "Интерфакс-Азербайджан" пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов.
Что ж, даже если это так, имеют ли право азербайджанские чиновники применять репрессивные меры к тем гражданам России, которые вынуждены защищать сами себя на сотне гектаров земли, которую они считают российской? Имеют ли право грозить им депортацией безо всякой компенсации, когда межгосударственный договор о госгранице еще даже не вступил в силу? Имеет ли кто-то право принуждать россиян к смене гражданства? Почему почти полтысячи человек оказались в политической ловушке и живут в состоянии постоянного стресса? Жители Храх-Убы и Урьян-Убы давно и тщетно пытаются получить ответы на эти и другие вопросы.
Многие из них уже готовы на самые отчаянные поступки. "Я готова обратить внимание на произвол властей в Азербайджане, как и российских властей, бросивших своих граждан, актом самосожжения на центральной площади Махачкалы. Думаю, тогда на нас и моих детей внимания обратят", - заявила на днях корреспонденту "Независимой газеты" жительница анклава Мина Асварова.
Как считают эксперты, проблемы нескольких граждан РФ, даже если они не совсем правы в оценке происходящего, но объективно страдают от действий другого государства, нужно решать на самом высоком уровне. "Не буду вдаваться в исторические подробности, но замечу, что, по крайней мере, с 2004 года вопрос официальной принадлежности этих двух аулов (Храх-Убы и Урьян-Убы – ИФ), действительно, повис в воздухе, - прокомментировал ситуацию Interfax-Russia.ru военный историк Юрий Чащин. – На самом деле, это очень сложная и запутанная ситуация, которая возникла из-за советских административно-территориальных "причуд". Проблему надо решать как можно скорее, ведь речь идет о судьбах нескольких сотен российских граждан".
Вместе с тем, по мнению Чащина, решать проблему "должна не дагестанская региональная комиссия, а межгосударственная российско-азербайджанская, куда вошли бы и независимые эксперты, и ученые, и представители общественности с обеих сторон". "И самим людям, конечно, нужно говорить правду об их положении, даже если она противоречит их сложившемуся мнению. На мой взгляд, лучшее, что может предпринять российская сторона – предложить жителям так называемых анклавов достойный план переселения на территорию РФ с адекватной материальной компенсацией, - полагает эксперт. – Пока же мы наблюдаем худший вариант – острый вопрос делимитации границы никак не решается, люди всеми силами ищут защиты и правды, а власти пассивны".
Обозреватель Максим Кирчатов