Туризм / Интервью 28 апреля 2010 г. 17:01

"Музенидис Трэвел": "Крупные греческие отели быстро перестроились и начали снижать цены"

Греция сейчас у всех на устах – и у финансистов, и у политиков, и у представителей турбизнеса. Греция – популярное направление отдыха, поэтому о ней в канун сезона все чаще думают и российские туристы. Причем, похоже, что именно туристы выиграют в тех непростых экономических обстоятельствах, в которые попала эта страна. О том, как и развивается ситуация в Греции, как кризис повлиял на ее туротрасль и каким "боком" он повернется к российским туристам, мы беседуем с одним из ведущих экспертов по Греции, генеральным директором туркомпании "Музенидис Трэвел" Александром Цандекиди.

"Музенидис Трэвел": "Крупные греческие отели быстро перестроились и начали снижать цены"
Фото: Интерфакс

"Музенидис Трэвел": "Крупные греческие отели быстро перестроились и начали снижать цены"
Фото: Интерфакс

Александр, по телевизору мы в последнее время часто видим впечатляющие кадры из Греции: толпы демонстрантов, их с помощью водометов и слезоточивого газа разгоняет полиция. Ощущение, что страна чуть ли не грани гражданской войны. Насколько это соответствует действительности? Страшно ли сейчас в Греции?

- Телевидение как обычно сильно сгущает краски. Я только что вернулся из Греции: никакого надрыва! Кроме того, я по роду своей работы каждый день связываюсь по телефону с принимающей туркомпанией и могу вас заверить, что жизнь в Греции идет своим ходом, люди живут обычной жизнью, здесь абсолютно спокойно и безопасно. Выступления есть, но они носят локальный характер. Были, например, отдельные столкновения анархистов и молодежи с полицией, но они происходили в одном районе Афин. Причем, больше нигде, ни в одном другом городе Греции ничего похожего не было. А уж тем более на греческих островах и в туристических зонах. Здесь никому в голову не придет выступать, ведь страна "живет" туризмом, гостеприимство и радушие – у греков в крови.

Тем, наверное, тяжелее оказался удар кризиса по греческому туризму. Известно, что из-за кризиса западные туристы начали экономить, реже ездить отдыхать, и многие пляжные страны, в том числе, Греция, в том году недосчитались туристов.

- Да, туристов стало меньше. И в целом, положение в турбизнесе Греции не очень хорошее. Я думаю, этой осенью можно ждать банкротств маленьких отелей и небольших турфирм, которые не сумели быстро сориентироваться и занять более гибкую позицию по отношению к клиентам.

Крупные же компании и отели очень быстро перестроились: они стали снижать цены и улучшать сервис, чтобы удержать старых и привлечь новых клиентов. Это правильно: если продажи идут плохо, надо срочно снижать цены. И нам греческие партнеры пошли навстречу, предоставляя весьма существенные скидки. Особенно на "провальные" даты. Один из ближайших "провалов" на российском рынке - сразу же после майских праздников. И несколько отелей предоставили нам скидки на проживание после 10 мая в размере 70% от контрактной цены!

В это время недельный отдых в отеле 5* с полупансионом в Халкидиках с перелетом и страховкой обойдется менее 400 евро. Кроме того, в нынешнем году мы раннее бронирование, которое позволяет приобрести тур на лето со скидкой 30-40%, специально продлили до конца апреля. А некоторые отели продлили срок действия этой акции даже до конца мая.

Видимо, ранее бронирование в этом году плохо "пошло" и его пришлось продлить?

- Нет, не так. Я бы хотел подчеркнуть, что такой шаг отелей не говорит о плохих продажах. Просто греки понимают, что рынок еще не устоялся после кризиса, его лихорадит, людям надо дать время. И не бояться идти на уступки клиентам. Это очень хороший, гибкий подход, который дает свои плоды и очень благотворно влияет на рынок в целом.

Каковы на сегодня предпочтения россиян в Греции, как на них отразился кризис?

- Мне кажется, они начали забывать про кризис. Сейчас я вижу изменения в лучшую для нас, туроператоров, сторону. Главное, что начал расти интерес к отдыху в отелях 4-5*. Это было сильной тенденцией на российском рынке в 2007-2008 годах, а 2009 год сместил спрос на бюджетные категории отелей. Возвращение спроса на качественные отели не может не радовать. Правда, пока рано говорить о докризисных показателях по числу отправленных клиентов - сезон только начинается.

По продолжительности тура практически ничего не изменилось: центральные российские регионы бронируют в основном 10-11 дней, сибиряки и уральцы - 14. Большая часть бронирований у нас приходится на полуостров Халкидики. Это понятно, ведь Халкидики – наш базовый регион. Но заметно активизировалось бронирование отдыха на острове Крит, на который мы впервые в этом году выходим массово.

Вы не одиноки: вместе с "Музенидис Трэвел" еще как минимум две-три компании впервые в этом году займутся Критом. Кто-то запланировал собственные чартерные цепочки. Эксперты ожидают, что на таком фоне за Крит этим летом разразится настоящая война. Не страшно?

- Мы конкуренции не боимся. Крит - остров большой, с огромным потенциалом и множеством отелей. Места тут всем хватит. Скажу только, что у нас продажи по Криту начались великолепно: к середине апреля мы продали все туры на май-июнь. С июлем сложнее, но этот месяц традиционно "провальный" для многих направлений. Именно в июле будет, скорее всего, демпинг по Криту. Появятся спецпредложения, и можно будет существенно сэкономить на туре, например, приобрести недельный турпакет с проживанием в отеле 3-4* всего за 300-400 евро.

На Крит мы ставим собственную авиаперевозку - с 29 апреля поднимаем рейс "Аэрофлота" на Ил-96 в Ираклион из Москвы. Чуть позже планируем запустить еще одну чартерную цепочку туда же на авиакомпании "ВИМ Авиа". Рассчитываем отправлять еженедельно по 400 клиентов, а в пик сезона – не менее 800.

Небольшое расширение есть также по полетным программам и в Салоники: в прошлом году было 17 наших рейсов еженедельно, в этом - 20. Отправляем и клиентов в Афины - на рейсах "Атлант-Союза" (три раза в неделю).

Насколько я знаю, вы только что вернулись из большого турне по регионам России, в ходе которых "Музенидис Трэвел" представил свои летние программы. Какие впечатления? Интересуются ли туристы в регионах Грецией?

- Интерес у туристов к Греции, несомненно, есть. Во-первых, всегда хочется чего-то нового. Во-вторых, многие туристы наслышаны о чистом море в Греции, качественной еде, колорите, наконец, разумных ценах. Многие устали от Турции и Египта, а Греция – Европа. Другое дело, что отдых в Греции пока для жителей российских регионов дороговат, по сравнению с тем же Египтом и некоторыми другими странами. Так что полетные программы из российских регионов мы немного сократили. Хотя все равно будем летать в Салоники из Тюмени, Самары. Перми, Оренбурга и Новосибирска.

Развитию Греции как направления массового отдыха на региональном рынке, на мой взгляд, мешает отсутствие рекламы. Греция по-прежнему очень мало рекламируется в России. И нам как туроператору даже в этом году Министерство по туризму Греции также не компенсирует расходы на рекламу в России. Обнадеживает лишь то, что премьер-министр страны Папандреу недавно заявил о всемерной поддержке туротрасли. В этой связи я ожидаю реальных визовых послаблений.

Но это решенный вопрос: уже сообщалось, что всем россиянам начнут выдавать полугодовые многократные визы.

- Я слышал об этом. Но насколько это реализуется на практике, не знаю. Просто "Музенидис Трэвел" не стал дожидаться и договорился о выдаче своим клиентам многократных полугодовых греческих шенгенских виз - при двух условиях. Клиент получает такую визу, во-первых, если он заказывает и оплачивает у нас какой-либо тур с проживанием в отеле 5*, во-вторых, если он имел ранее две погашенные греческие шенгенские визы. Не знаю, добились ли такого права другие туроператоры по Греции. Уверен, что подобный шаг привлечет клиентов.

В целом, мы ожидаем, что сезон-2010 пройдет неплохо, хотя и тяжело. Мы готовим ряд новинок: круизы по греческим островам различной длительности (с заходом в Стамбул и Турцию), открываем VIP-зал для россиян в аэропорту Ираклиона, чтобы максимально упростить прохождение паспортного контроля. Надеюсь, что наши туры в прекраснейшую из стран привлекут много россиян.