У Греции, в которой "все есть", о героической истории которой мы узнаем еще в детские годы, оказался довольно длинный путь к сердцам российских туристов. В то время, как поток из России в Турцию или Египет давно перевалил за миллион, в Греции отдыхает не более 250 тыс. россиян. Однако сейчас, как считает Александр Цандекиди, генеральный директор компании "Музенидис Трэвел", наступает новый этап развития греческого направления на российском туристическом рынке. О том, с чем это связано и как отразится на отдыхе россиян в этой стране, А. Цандекиди рассказал "Интерфакс-Туризму".
Александр, вы работаете со всей Грецией, но предпочтение явно отдаете полуострову Халкидики. Чем это вызвано?
Говоря о Греции, надо помнить, во-первых, что есть Греция материковая и островная, а во-вторых, что это - большая и очень разнообразная страна с огромной береговой линией. Причем линия эта настолько изрезана, что, по некоторым данным, если ее "разогнуть", она «опояшет» весь африканский континент. Иными словами, выбор возможностей для отдыха в Греции огромен. Но даже на этом фоне полуостров Халкидики, расположенный на севере страны, уникален. Греки – большие любители эпитетов, но именно Халкидики они начиная с незапамятных времен называют неизведанным раем Греции и относятся к нему с большим пиететом.
Халкидики – это место, где отдыхают сами греки. Здесь традиционно также отдыхают и немцы, и англичане. Но к российским туристам, особенно в последнее время, всегда было очень теплое отношение.
Трудно не согласиться, что Халкидики – почти идеальное место для отдыха. А вот утверждение об активности властей полуострова вызывает сомнения. Инфраструктура отдыха в Халкидиках заметно отстает от возможностей всего региона. Отелей явно меньше, чем могло бы быть. Огромные неосвоенные территории, дикие пляжи, которые вполне могли бы служить туристам.
Дело в том, что туризм в Греции стал одной из ведущих отраслей экономики не так давно. Достаточно сказать, что хотя Греция одна из наиболее посещаемых и любимых иностранными туристами стран, туризмом здесь еще 3-4 года назад занималось не профильное министерство, а всего лишь департамент одного из министерств.
Только после очередных парламентских выборов в стране появилась самостоятельная структура, которая занимается именно развитием туризма. Греческие хотельеры, в отличие от турецких или египетских, никогда не имели дотаций от правительства. Это одна из причин того, что в Греции до сих пор мало строили отелей. С другой стороны, в Греции всегда очень трепетно относились к природе, экологии, не гонясь за масштабным гостиничным строительством, способным нарушить природное равновесие и красоту здешних мест.
Другими словами, в отличие от большинства стран массового пляжного отдыха, Греция никогда не стремилась заработать на туризме любой ценой. Что, кстати, принесло свои плоды: в Халкидиках великолепное чистейшее море, отличные пляжи. Отправляя сюда туристов, мы всегда предлагаем им взять машину напрокат и поездить по полуострову, насладиться его красотой. Как правило, туристы привозят самые лучшие впечатления: они просто не ожидают увидеть фактически в центре Европы такие зеленые, девственно красивые места, дикие пляжи!
Вы сказали, что еще несколько лет назад туризм в Греции не получал должной государственной поддержки. А как обстоят дела сейчас?
Ситуация изменилась кардинально. Примерно три года назад в Греции была принята программа, согласно которой владельцы отелей стали получать 30% дотации от государства. Причем распространяется это как раз на отели 4-5*, наиболее востребованные на российском рынке. Греция также значительно усилила свое рекламное присутствие в России, причем реклама стала не только более объемной, но и прицельной, ориентированной на прямых потребителей.
Впервые Греция стала помогать российским туроператорам в продвижении страны, а это серьезно меняет положение: одно дело, когда в какой-либо российский город приезжает открывать греческое направление только «Музенидис Трэвел», и совсем другое – он едет вместе с Национальным офисом по туризму этой страны. Такое мероприятие имеет уже иной вес и значение. В качестве третьего аргумента в пользу того, что греческое направление сейчас на подъеме, назову назначение нового представителя в офиса по туризму в России. Новый человек – настоящий специалист, хорошо знающий как Грецию, так и Россию, умеющий принимать решения и отвечать за них.
Все эти шаги говорят о том, что греческие власти не только высоко оценили российских туроператоров и Россию в рамках туристической отрасли своей экономики, но и роль Москвы в рамках России. Я рад, что эти шаги совпали с достаточно зрелым периодом развития туризма в нашей стране, ведь отечественный турбизнес только сейчас обретает реальные очертания и сосредотачивается в руках ответственных игроков рынка.
Можно ли на этом фоне ждать многократного увеличения туристического потока из России в Грецию, как заявляют некоторые эксперты?
Не уверен, что можно говорить об увеличении в несколько раз, но то, что в ближайшие год-два поток в Грецию приблизится к 500 тысячам и будет абсолютно на равных конкурировать с Испанией за третье место по массовости, могу сказать точно. Некоторые причины, например, чистоту моря и пляжей, я уже назвал. Надо добавить такие объективные моменты, как близкий перелет, высокая возвратность направления – то есть съездив однажды в Грецию, наши туристы в 60% случае возвращаются в эту страну, - а также огромное количество достопримечательностей, что делает Грецию одинаково интересной детям, молодежи, взрослым и пожилым людям.
Еще один момент, который невозможно не упомянуть – огромный кредит доверия греков к россиянам и уважение. Это благорасположение существует не только на уровне «простых» людей, но и межгосударственных отношений: Греция – едва ли не единственная страна в Европе, которая солидарна с Россией по большинству политических и экономических вопросов. Не случайно греческая виза – самая лояльная в Шенгене по отношению к россиянам. Связи между нашими странами, я уверен, будут в ближайшее время только укрепляться.
Эти преимущества Греции, судя по увеличению числа игроков на рынке, видите не только вы. В этом году Грецией впервые занялись сразу несколько новых, но очень опытных компаний, лидирующих на других направлениях массового отдыха россиян, которые выступили с довольно амбициозными планами. Что вы можете им противопоставить?
Да. В этом году на греческом направлении «тесно», как никогда. Более того, мы ждем появления и других новых игроков. Как только направление становится достаточно раскрученным, модным, оно притягивает не только туристов, но и туроператоров. Этот процесс нельзя недооценивать, нельзя закрывать на него глаза. Наоборот, надо все внимательно отслеживать, анализировать, но особо нервничать точно не стоит, если ты уверен в своих силах. А «Музенидис Трэвел» – уверен!
Мы смотрим на происходящее философски, ведь выход новых игроков, например, это всегда дополнительная реклама самого направления, что нам только на пользу. На пользу этот процесс еще и потому, что заставляет мобилизовать творческие силы. Мы в этом году так серьезно укрепили свои позиции, что можем только сказать спасибо своим конкурентам, которые нас подстегнули.
Наши конкурентные преимущества: регулярные рейсы в Салоники (Халкидики), эксклюзивные условия в «рынкообразующих», лучших отелях, в каждом из которых функционируют мини-офисы "Музенидис Трэвел", а также самый многочисленный отряд представителей компании в отелях, где проживают наши туристы. У нас не бывает одного представителя на несколько отелей, у нас несколько представителей – в одном отеле!!
«Музенидис» полностью обновил автобусный парк, который, кстати, и без этого был самым мощным среди российских туроператоров в Греции. На сегодняшний день он насчитывает почти 3 десятка больших автобусов марки SETRA, и более 50 микроавтобусов. Теперь у нас есть автобусы совершенно разной вместимости, что позволяет отправлять экскурсионные группы в любом составе – групповой тур «Музенидиса» состоится даже если в группе будет два-три человека, мы просто дадим им микроавтобус.
Все это сделало нас в каком-то смысле неуязвимыми – в прошедшем году мы, насколько я помню, лишь один раз отменили групповой экскурсионный заезд, при этом причина никак не была связана с автобусами.
Нельзя не назвать еще одно наше конкурентное преимущество по Греции – собственный Vip-зал в аэропорту Салоник, такого нет ни у кого. Так что конкуренции на своем традиционном направлении мы не только не боимся, но в определенном смысле приветствуем, как тонус, который не дает расслабиться и почивать на лаврах.
Видимо, это же стремление держать себя в тонусе заставило «Музенидис» заняться круизами по Эгейскому морю?
Вы правы. Круизами по Эгейскому морю на лайнерах греческой круизной компании Monarch Classic Cruises мы занялись еще в 2007 году, но это была абсолютная «проба пера». К нынешнему сезону проанализировали свои прошлогодние промахи и подошли к делу гораздо более серьезно. Мне кажется, у нас получился очень неплохой продукт.
Лайнеры Monarch Classic Cruises - это не трансатлантические громадины, насчитывающие 9-10 палуб, которые среднестатистический турист даже не успевает обойти за время круиза. Я знаю, что далеко не все чувствуют себя комфортно в этих роскошных плавучих, но все-таки городах! Лайнеры Monarch Classic Cruises – более компактные, вмещающие до 700 человек, более мобильные, поэтому могут заходить и швартоваться в самых уединенных и экзотических местах, например, на греческих островах.
Предлагая маршруты по Эгейскому морю, мы хотели показать, что круизы доступны как по цене, так и по организации, что их легко совместить с отдыхом на пляже или экскурсионным туром. Судя по всему, мы не ошиблись: спрос на эти круизы очень хороший.
Что нового может ждать туристов «Музенидис Трэвел» в Северной Греции в ближайшие годы?
У нас есть несколько задумок, которые не так просто реализовать, но мы от них не откажемся. Надеемся, например, к следующему летнему сезону запустить так называемый экскурсионный шаттл. Мы хотим, чтобы по всем основным экскурсионным маршрутам Северной Греции постоянно курсировал один или несколько экскурсионных автобусов, так, чтобы турист, не будучи завязан на какой-то конкретный экскурсионный тур, мог всегда присоединиться к маршруту, причем, в любой его точке. Это – глобальная и красивая идея, которую мы обязательно воплотим.
Среди других стратегических направлений «Музенидис» я бы назвал также развитие делового туризма. Конечно, такие поездки мы организовывали и раньше, однако с прошлого года число заказов выросло настолько, что мы выделили это направление в самостоятельное.
В ближайшей перспективе планируем более активно освоить Афины, соединив отдых с экскурсиями. В Аттике предлагаем замечательную гостиницу Mare Nostrum 4*, которую мы «приметили» еще два года назад, но она принадлежала цепи Club Med, однако у сети сейчас некоторые проблемы, российский же рынок переживает подъем, так что владельцы решили сделать ставку на наших туристов. У отеля – великолепная территория, пляж, spa-центр. К тому же, Club Med – это уже достаточно высокий стандарт. Интересно, что таких перспективных мест и отелей в Греции много.
Будете ли вы расширять долю апартаментов и вилл в ассортименте своей компании, учитывая, что спрос на такое размещение растет самыми быстрыми темпами?
Да, мы совсем недавно приобрели 51% акций крупного греческого гостиничного комплекса Ef Zin Villas& Suites в Халкидиках, всего в часе езды от аэропорта Салоник. Это - уникальный в масштабах Греции жилой комплекс, состоящий из 60 роскошных двухэтажных вилл, в которых одновременно могут разместиться почти 500 гостей. Комплекс уже бронируется нашими туристами.
Все виллы двухэтажные, рассчитанные на 2-6 человек, но можно забронировать и один этаж. Виллы имеют большие террасы, место для парковки машины, все необходимое для приготовления пищи. На некоторых виллах есть собственный бассейн.
С учетом растущего спроса на такого рода размещение я считаю это абсолютно правильным шагом в развитии "Музенидис Трэвел". Более того, достигнуты четкие договоренности о покупке еще одного, очень известного отельного комплекса в Халкидиках.