Интервью 20 декабря 2012 г. 13:51

"Пегас Туристик": "Уходящий год для туротрасли, в общем, сложился достаточно спокойно"

"Пегас Туристик": "Уходящий год для туротрасли, в общем, сложился достаточно спокойно"
Фото: Пегас Туристик

Вот и подходит к концу 2012 год. О его итогах для туристической отрасли страны, а также о тенденциях предстоящего сезона в интервью порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала генеральный директор компании «Пегас» Анна Подгорная.

Анна Альбертовна, каким, на Ваш взгляд, запомнится уходящий год участникам туррынка в России?

- Мне бы хотелось отметить, что уходящий год, в общем–то, сложился достаточно спокойно. Я думаю, что, несмотря на ряд несколько негативных ситуаций, которые произошли в этом году, для большинства игроков туристического рынка он сложился ровным, достаточно успешным и запомнится неплохими результатами. Я имею в виду и по маржинальности бизнеса, и по тем планам, которые выстраивал себе бизнес в этом году.

На рынке не было тех (я говорю о 90% игроков), кто использовали в своей практике такие инструменты, как жесткий демпинг, переизбыток перевозки и так далее. Все было весьма сбалансировано, весьма устойчиво. Ценовая политика большинства туроператоров была весьма и весьма приемлема для рынка и для бизнеса самих туроператоров. Мы с большим удовлетворением смотрим на итоги прошедшего года.

Можно ли сказать, что в прошедшем году было проще, или, может быть, сложнее работать в связи с уходом с рынка нескольких туроператоров?

- Туроператоры первой десятки сейчас достаточно устойчивы, и я не вижу опасений в плане устойчивости туроператоского бизнеса. Уход с рынка некоторых игроков, конечно же, нанес имиджевые потери для туристического бизнеса, не только туроператорского. Но при этом большинство туроператоров на этом фоне проводили очень сдержанную и очень взвешенную политику. Как я уже говорила, в целом, рынок, несмотря на все эти колебания, выдержал, выстоял.

В этом году было создано объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Что изменится в сфере турбизнеса с появлением этой организации?

- Организация была создана в соответствии с федеральным отраслевым законом. При этом большинство игроков туристического бизнеса подошли к исполнению закона продуманно и с большой заинтересованностью, потому что крупный бизнес был инициатором создания этой организации. Ведущие туроператоры стали учредителями. И тут сошлись интересы, что бывает крайне редко, и бизнеса, и государства и общественности. Когда на таком конгломерате интересов создается организация, я вижу у нее большое будущее.

Создание организации, пока называемой «Турпомощь», в скором времени «Ростурпомощь», само по себе говорит, что бизнес, государство и общественность собираются поддержать в любой ситуации нашего гражданина, который становится туристом в странах временного пребывания.

Я не говорю о форс-мажорных ситуациях, о революциях, природных катаклизмах, политических катаклизмах, но о ситуации, когда кто-то из участников рынка не исполняет своих обязательств по причине банкротства. Здесь потребитель чувствует свою защищенность, поскольку оставленным в беде он не будет.

В будущем у «Турпомощи», я думаю, есть вполне реальная возможность влиять на добросовестность участников рынка. Хотелось бы в это верить, поскольку мы прекрасно понимаем, что сейчас на рынке присутствуют добросовестные туроператоры и туроператоры, которые проводят неоправданно рискованную деятельность. То есть существует туроператорский риск, который оправдан самим бизнесом. Кто, как не туроператор, развивает новые направления? Но есть риски неоправданные, связанные с агрессивным поведением на рынке, которые могут привести к достаточно плачевным последствиям.

Сейчас стоит задача сделать так, чтобы «Турпомощь» заработала, начала функционировать. В дальнейшем, я считаю, что такая организация поможет рынку "самоочиститься" от недобросовестных и от агрессивных участников. Все участники туристического бизнеса - турагенты и туроператоры - должны быть социально ответственными перед людьми, которые доверяют нам не только свои деньги, но и возможность осуществить свои мечты об отдыхе.

Каким Вы видите следующий год для туристического бизнеса в России?

- Год будет сложным. Есть масса проблем на туристическом рынке: перепроизводство, нехватка кадров, сложное финансовое состояние ряда игроков туристического рынка.

Сложность я вижу и в том, что по причине недобросовестности некоторых игроков туристического рынка, как туроператоров, так и турагентов, имидж туристической отрасли очень упал. И поэтому многие потребители стараются самостоятельно организовать отдых - так называемые самотуристы. Этот процесс неизбежен. У нас все больше и больше потребителей будут уходить в интернет, уходить в самостоятельное бронирование на различных букинговых системах и так далее.

Но этот процесс не должен вызывать отчаяние у участников рынка. Надо приложить определенные усилия к тому, чтобы сохранить свою нишу. Сейчас, в общем-то, отрасль находится в плачевном состоянии. Но кому, как не нам самим это состояние выправлять? Всем участникам, без деления на турагентов и туроператоров, необходимо продумать определенные бизнес-задачи в этом новом году для того, чтобы, как бы высокопарно это не звучало, удержать звание работника туристической отрасли.

Сам по себе турбизнес очень красивый, несмотря на всю его сложность. Задача каждого участника доказать свою привлекательность и доказать свою необходимость на этом рынке. Ведь есть масса возможностей для этого, и надо только включить фантазию, понимание тенденций и работать в этом направлении, а не стенать и плакать: «Ой-ой-ой, как все плохо, авиакомпании банкротятся, туроператоры банкротятся, турагенства банкротятся, как все ужасно». Если так подходить к бизнесу, то, наверное, не стоит этим заниматься.

Если верить в свое дело и в себя, в то, что ты можешь что-то сделать и изменить, тогда имеет смысл продолжать эту работу. Мне кажется, сезон будет сложным, но тем и интересным.

А если брать направления - что ждать в наступающем сезоне?

- Безусловно, ожидать чего-то нового всегда нужно. Для этого туроператоры и работают: открывают новые страны, новые курорты. Еще столько всего неизведанного, что можно предложить нашему российскому туристу. Но есть определенные сложившиеся тенденции на рынке предпочтительности того или иного направления. В последние годы были определенные лидеры, которые по объемам стояли в отрыве далеко от всех остальных направлений, и уже считаются чуть ли не российскими здравницами.

В прошлом году произошло некоторое изменение в сторону европейского средиземноморья, предпочтение ушло туда. Это не значит, что лидеры туристических направлений потеряли свои места, но мы видим, как развиваются предпочтения, и как те направления, которые раньше считались эксклюзивными, экзотическими, сейчас перестают таковыми быть. Они становятся доступной экзотикой. И в этом заслуга туроператоров.

Какие виды туризма, помимо пляжного, могут привлекать российского туриста в следующем году?

- Сейчас наблюдается тенденция по увеличению спроса на комбинированные туры. Это и «посмотреть», и «позагорать». Причем комбинируются не только пляжный с познавательным, но комбинируются несколько стран, чтобы за одно путешествие побывать хотя бы в двух странах, познать как можно больше в короткие сроки. Подчеркну, что туроператоры в своем ассортименте уже имеют подобные предложения, то есть в продуктовой линейке масса комбинированных туров.

Хотелось бы всех поздравить с наступающим Новым годом и хотелось бы пожелать больше оптимизма, а в туристической отрасли он не просто желателен, он необходим. Всем счастья, удачи и всех благ!

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще