Туризм / Новости 11 ноября 2025 г. 16:43

Раннемусульманские мечети выявлены в башенных комплексах в Ингушетии

Магас. 11 ноября. ИНТЕРФАКС - Неизвестные исламские святыни обнаружили исследователи при проведении полевых работ на территории башенных комплексов в горном районе Ингушетии, сообщили во вторник "Интерфаксу" в Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике.

Раннемусульманские мечети выявлены в башенных комплексах в Ингушетии. Фото. Историко-архитектурный башенный комплекс Таргим в Джейрахском районе Ингушетии. © РИА Новости. Саид Царнаев
Историко-архитектурный башенный комплекс Таргим в Джейрахском районе Ингушетии. © РИА Новости. Саид Царнаев

"Сотрудники музея-заповедника выявили раннемусульманские мечети на территории башенных комплексов Эгикал, Хамхи, Фалхан, Лялах, Верхний Пялинг, Нижний Кяхк, Цори, Гершки, Гаракх, Керби. Определены локации этих объектов, произведены замеры и фотофиксация", - сказал представитель учреждения.

Он пояснил, что в горах встречаются руинированные постройки с сохранением основания, а также частично разрушенные с возможностью полного восстановления.

Мечети в горной Ингушетии имеют немаловажное значение для истории и культуры региона, поэтому заповедник проводит активную работу по их учету, инвентаризации и включению в реестр выявленных объектов культурного наследия.

Эти старинные сооружения были разрушены в период выселения ингушского народа в Казахстан и Среднюю Азию в 1944 г.

О том, как в Ингушетию проник ислам, впервые в истории упоминалось в восьмидесятых годах 16 века. Грузинский царевич Вахушти Багратиони в своей книге "География Грузии", написанной на основе данных, собранных в конце семнадцатого века, однозначно относит жителей села Ангушт к мусульманам, и даже к суннитам.

В семидесятых-девяностых годах восемнадцатого века в Ингушетии преобладали мужские и женские мусульманские имена. Были даже зафиксированы факты, что ислам принимали как отдельные жители Ингушетии, так и целые группы ингушей.

Процесс исламизации народа проходил в несколько этапов и был сложным, затронувшим все сферы жизни, и завершился лишь после того, как на политической арене появился духовный наставник Кунта-Хаджи Кишиев, который провёл активную пропаганду ислама среди ингушей.