Екатеринбург. 26 декабря. ИНТЕРФАКС - Четыре из шести регионов Уральского федерального округа (УрФО) не исключают возможности размещения в 2025 году облигационных займов на общую сумму 91 млрд рублей. При этом в уходящем 2024 году субъекты такой возможностью привлечения средств не воспользовались.
Эфемерные планы
Согласно материалам региональных парламентов об утверждении бюджетов субъектов УрФО на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, в следующем году могут разместить облигации Свердловская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Самый большой план по облигациям у Свердловской области. Как сообщили "Интерфаксу" в департаменте информполитики региона, бюджет региона допускает привлечение за счет размещения ценных бумаг 41 млрд рублей (согласно программе внутренних заимствований, предельный срок погашения - 2035 год). Сроки выпуска и объема размещения облигаций будут рассматриваться, исходя из исполнения бюджета в 2025 году. При этом, в ведомстве подчеркнули, что изменение ключевой ставки Центробанком с курсом на ее повышение приводит к удорожанию обслуживания госдолга.
"Размещение государственных облигаций в нынешних условиях требует от регионов тщательного анализа факторов, влияющих на спрос, а также стратегического подхода к управлению долгом", - подчеркнули в департаменте.
Замгубернатора Ханты-Мансийского автономного округа Вера Дюдина также отметила, что из-за повышения ключевой ставки стоимость размещения облигаций и величина купонного дохода по ним существенно увеличиваются. В целом, округ для финансирования дефицита бюджета в 2025 году предусмотрел привлечение заимствований в виде облигаций на 10 млрд рублей (срок погашения не уточняется).
Минфин Челябинской области, которая предусмотрела на 2025 год возможность размещения облигационного займа на 31 млрд рублей (на срок до 7 лет) для частичного покрытия дефицита и планового погашения госдолга, подчеркивает, что план по облигациям - это традиционная подстраховка, регион воспользуется этим инструментом лишь в крайнем случае.
"Предметно говорить об условиях размещения можно будет ближе к концу 2025 года. Как правило к этому моменту становится понятно, будет ли потребность в привлечении займов", - добавили там.
В пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа "Интерфаксу" сообщили, что в 2025 году регион не планирует размещение облигационных займов. При этом бюджет округа предусматривает возможность размещение ценных бумаг на сумму 9 млрд рублей (срок погашения - 2030 год).
В общей сложности Свердловская область имеет шесть выпусков облигаций общим объемом в обращении 24,3 млрд рублей, Челябинская область - 3 выпуска объемом 4,2 млрд рублей, ЯНАО - один выпуск объемом 23,2 тыс. рублей (срок погашения - 25 декабря 2024 года).
Стоит отметить, что Свердловская и Челябинская области, а также ХМАО на 2024 год также планировали облигационные займы в своих бюджетах, но не стали размещать ценные бумаги. Впрочем, в прошлом году регионы подчеркивали, что воспользуются этой "опцией" лишь в крайнем случае.
Альтернативные варианты
При этом Тюменская и Курганская области не планирует в 2025 году размещать облигации.
"В условиях высокого уровня ключевой ставки и сложно прогнозируемого вектора денежно-кредитной политики использование инструмента долгосрочных облигаций для финансирования дефицита бюджета нецелесообразно. В связи с этим на ближайшую перспективу в источниках финансирования дефицита бюджета предусмотрены бюджетные кредиты и кредиты банков", - сообщили агентству в информационном центре правительства Тюменской области.
Там добавили, что коммерческие кредиты по сравнению с ценными бумагами в среднесрочной перспективе являются более оперативным и гибким инструментом покрытия дефицита бюджета, в том числе с точки зрения возможности рефинансирования долга при снижении общего уровня процентных ставок.
При этом, как отмечают в департаменте информационной политики Свердловской области, в условиях нестабильности рынка и экономической ситуации в целом на сегодняшний день сложно спрогнозировать размер процентной ставки по запланированным займам. О том, что текущая экономическая ситуация делает заемные средства невыгодным инструментом соглашается и Минфин Челябинской области.
Согласно программам госзаимствований регионов, Челябинская и Свердловская области не планируют в будущем году пользоваться коммерческими кредитами. При этом ХМАО рассматривают возможность взять займы в банках на 41,5 млрд рублей, Тюменская область - на 59 млрд рублей, ЯНАО - на 9 млрд рублей, Курганская область - на 2,5 млрд рублей (согласно проекту бюджета, подготовленного ко второму окончательному чтению).
Кроме того, рассчитывают уральские регионы и на бюджетные кредиты. Так, Свердловская область планирует взять 94,8 млрд бюджетных кредитов, Тюменская область - 20,8 млрд рублей , ХМАО - 1,6 млрд рублей, ЯНАО - 2,1 млрд рублей, Челябинская область - 25,6 млрд рублей, Курганская область - около 7 млрд рублей (согласно проекту бюджета, подготовленного ко второму окончательному чтению).
"Привлечение кредитов из федерального бюджета с учетом относительно низких процентных ставок по ним - наиболее приемлемый источник покрытия дефицита бюджета, по сравнению коммерческими заимствованиями. Однако возможности предоставления федеральным бюджетом кредитов субъектам Российской Федерации ограничены", - подчеркнули в информационном центре правительства Тюменской области.
Регион | Планы выпуска облигаций в 2025г (млрд руб.) | Планы выпуска облигаций в 2024г (млрд руб.) | Фактический объем размещения в 2024г (млрд руб.) |
Свердловская область | 41 | 15 | - |
Челябинская область | 31 | 22,9 | - |
Курганская область | - | - | - |
Тюменская область | - | - | - |
Ханты-Мансийский АО | 10 | 10 | - |
Ямало-Ненецкий АО | 9 | - | - |