В Баку уверены, что кяманча – это азербайджанский национальный инструмент, а не армянской

Председатель азербайджанского Агентства по авторским правам Камран Иманов считает надуманными притязания армян на азербайджанский народный инструмент кяманча.

"Я знаком с этим материалом (статья в газете "Аргументы недели - Урал" с рассказом об армянской кяманче – ИФ), в котором выходец из азербайджанского Карабаха Александр Мовсесян с теплотой отзывается о каманче, на которой играет и высказывается о пристрастии к собственноручному изготовлению этого инструмента. Не сомневаемся мы, и когда интервьюируемый говорит о народных музыкантах – ашугах, исполнявших на улицах Карабаха множество народных напевов. Непонятно же то, почему кяманча стала старинным армянским инструментом", - сообщил К.Иманов агентству "Интерфакс-Азербайджан".

По словам главы агентства по авторским правам, принадлежность кяманчи азербайджанцам признают многие армянские культурные деятели, в том числе известный армянский писатель Микаэль Налбалдян, отмечавший, что "армянских ашугов можно считать армянскими только по той причине, что они родились в армянских семьях", и "что они все время опирались на творчество азербайджанских мастеров".

"Примерно такие же мысли высказывал и Т.Балеан, известный армянский собиратель и издатель фольклора, религиозный деятель, а вот несколько ранее него известный армянский деятель С.Паласанян сделал заключение "мотивы наших напевов различаются… и, вообще под влиянием какого народа мы находимся, его напевы и принимали за свои. Возможно, именно здесь кроются причины выводов и двух не менее именитых армян: Лео (А.Бабаханян): "…малая, можно сказать, что даже незначимая часть, армянского ашугского творчества относится к нашей литературе…" и Г.Левонян: "как имена, принимаемые армянскими ашугами, так и названия их стихов и песен – все по-азербайджански". И последнее. Армянская газета "Мшаг" (издаваемая в Тбилиси 3 сентября 1916 г.), описывая успех азербайджанской музыки у армянского народа, писала: "…их [армян] уши заполнены звуками тара и кяманчи. Поэтому восточная музыка вошла в плоть и кровь армянской нации", - отметил К.Иманов.

"На азербайджанской земле Карабаха творили азербайджанские и подражающие им армянские ашуги, а мелодии и напевы исполнялись под аккомпанемент наших музыкальных инструментов, в т.ч. и кяманчи", - подчеркнул он.

В тоже время, по словам собеседника агентства, ученые считают, что у кяманчи тюркское происхождение. "В народе мы уменьшительно – ласково с добавкой окончания "ча" называем этот изумительный стручковый инструмент в отличие от общетюркского камана, и произошел он от смычкового гопуза – главного инструмента древнейших ашугов-озанов. Считаю, что сегодня все более подтверждается этимология слова "каман" происходящая от древнетюркских слов "гам", т.е. "священный" и "ан / ун", что означает "звук". Таким образом "каман" есть "звук гама" или "священный звук", способный создать резонанс в контакте с божественным началом", - сказал К.Иманов.

На днях еженедельная газета "Аргументы недели - Урал", издаваемая в Екатеринбурге и распространяемая в Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областях, опубликовала материал, в котором говорится об армянской каманче и приводится интервью с армянским каманчистом Александром Мовсесяном.