Урал / Эксклюзив 13 августа 2012 г. 09:32

Директор департамента образования и науки Тюменской области А.Райдер: "Тюменские работодатели активно включаются в систему профессиональной подготовки кадров"

В Тюменской области за последние шесть лет в развитие системы профессионального образования вложено более 4 млрд рублей, на базе учреждений начального и среднего профобразования открыто обучение по нескольким десяткам новых профессий, остро востребованных на региональном рынке труда. Приоритетным направлением в подготовке квалифицированных кадров для предприятий региона стало социальное партнерство между учебными заведениями и работодателями. О том, как в Тюменской области модернизируется система профессионального образования, как тюменский бизнес участвует в подготовке молодых кадров и о создании независимого сертификационного центра в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.

Директор департамента образования и науки Тюменской области А.Райдер: "Тюменские работодатели активно включаются в систему профессиональной подготовки кадров"

- Алексей Владимирович, каковы основные направления принятой в Тюменской области программы модернизации системы профессионального образования?

- Программа модернизации профессионального образования включает в себя несколько разделов. Это, в первую очередь, организация системной работы по анализу рынка труда и формированию потребностей на подготовку востребованных в регионе кадров, организация многоуровневой профориентационной работы. Причем как в школе, так и на уровне начального и среднего профобразования (НПО, СПО), поскольку ребята, которые учатся в училищах и техникумах, тоже должны выстраивать перспективы повышения своей квалификации.

Модернизация самой системы профессиональной подготовки - еще одно из направлений программы, включающее в себя не только модернизацию инфраструктуры, не только капитальный ремонт и обновление учебно-лабораторной базы, но и модернизацию процесса предоставления услуг и перехода на новые стандарты в сфере профобразования. В этом разделе рассматриваются вопросы вовлечения в подготовку кадров и самих работодателей.

Кроме того, в программе, кроме финансовых, организационных вопросов, затрагиваются перспективы повышения самостоятельности учреждений профобразования, чтобы они могли динамично реагировать на запросы, потребности рынка труда, оперативно создавали новые направления подготовки кадров.

- Тюменские работодатели активно включатся в процесс подготовки профессиональных кадров?

- В нашей программе почти все мероприятия ориентированы на максимальное вовлечение работодателей в эти вопросы. Так, сегодня все учебные программы в образовательных учреждениях, включая федеральные вузы, разработаны с участием предприятий. Представители бизнеса предоставляют рабочие места для прохождения практики студентам, участвуют в наставничестве, в стажировке и повышении квалификации преподавательского состава, в итоговой аттестации выпускников.

Сегодня по большинству специальностей ребята видят своего будущего работодателя, за выпускником в некоторых случаях закрепляется место, куда он придет работать после окончания училища или техникума.

Конечно, степень активности работодателей разная. Есть отрасли, которые остро ощутили необходимость такого социального партнерства, например, ассоциации машиностроителей и металлообработки, предприятия деревообрабатывающей и мебельной промышленности. В связи с развитием в Тюменской области индустрии туризма, в том числе и делового, активно включаются в процесс подготовки кадров ассоциации предприятий торговли и гостеприимства.

На сегодняшний день мы имеем 107 соглашений с предприятиями, при этом некоторые учреждения профобразования подписали до десятка соглашений с работодателями, порой к одной специальности, обычно это касается сферы строительства и ЖКХ, проявляют заинтересованность сразу несколько заказчиков.

Кроме того, в Тюменской области планируется создать центр независимой сертификации выпускников. Это совершенно новый элемент системы профподготовки, и здесь нам без непосредственного участия тюменского бизнеса не обойтись, потому что центр будет создан самими работодателями.

- Получается, что выпускника, помимо государственного экзамена и защиты диплома, ждет еще одно квалификационное испытание?

- Да, выпускник, сдав обязательный госэкзамен, по своему желанию сможет пройти добровольную независимую сертификацию. И если это испытание он проходит успешно, то получает сертификат. В идеале такой молодой специалист, конечно, будет востребован на любом предприятии по своей профессии.

- Сроки создания независимого сертификационного центра уже определены?

- Срок озвучен главой региона - это 2013 год. В настоящее время союз работодателей Тюменской области занимается созданием центра, прорабатывает с отраслевыми ассоциациями вопрос их готовности финансовых вложений в организацию центра.

Согласован и формат центра - он будет единый областной, но в его структуре предполагается создание отраслевых направлений сертификации.

Практика проведения пробной независимой сертификации уже внедряется в ряде учреждений, например, в колледже водного транспорта, в железнодорожном колледже. Совсем недавно проходило совещание с работодателями, где как раз и обсуждали вопрос внедрения в систему профобразования практики независимой сертификации. В итоге договорились - будем хотя бы на отраслевом принципе внедрять элементы этой работы. Нас поддержал ряд отраслевых ассоциаций, в том числе машиностроителей и торговли.

В целом стоит отметить, что тюменские предприятия, включившиеся в программу социального партнерства, вносят в систему профподготовки свои требования, внедряют новый менеджмент. А это ведь тоже немаловажные аспекты модернизации. К примеру, представители завода "Стеклотех" предъявляют серьезные требования к подготовке кадров для своей отрасли к Тюменскому лесотехникуму. Компания "Бейкер Хьюз", которая сотрудничает с техникумом строительной индустрии и городского хозяйства, вообще требует изменения культуры преподавания.

Мы этого можем требовать только своими призывами и обращениями, а когда приходит реальный человек, которому нужны добротные квалифицированные кадры, это совсем другой разговор. И представители бизнеса либо добиваются своего, либо подытожат, что учреждение не способно с ними работать. Поэтому работодатель начнет вкладываться в систему профобразования только тогда, когда увидит, что процесс подготовки кадров изменился, что учреждение готово пересмотреть свои подходы к обучению. Если этого нет, то для бизнеса это пустая трата средств, сил и времени.

- Алексей Владимирович, по каким направлениям специальностей в системе НПО и СПО планируется увеличивать подготовку кадров, а по каким, наоборот, уменьшить?

- Набор переориентирован в сторону увеличения востребованным на рынке специальностям. Это касается, прежде всего, отраслей промышленности, включая машиностроение и новую для нашей системы подготовки кадров металлургию, а также транспорт, ЖКХ, строительство. Соответственно, в некоторых отраслях цифры приема уменьшены, в том числе в социальной сфере, в сфере торговли и общественного питания.

- А каковы объемы финансирования в профобразование?

- Региональный бюджет существенно поддерживает систему профобразования, объемы финансирования очень серьезные. Так, в систему НПО ежегодно направляется порядка 800 млн рублей, в систему СПО - больше миллиарда.

Сегодня все образовательные учреждения, вплоть до сельских училищ, капитально отремонтированы, включая и общежития. Почти во всех заведениях за счет областного бюджета, а также средств работодателей модернизированы учебно-лабораторные базы. К слову сказать, работодатели сегодня активно создают собственные учебные аудитории и оснащают их тем оборудованием, на котором ребятам предстоит работать после окончания учебного заведения. Такие аудитории появились в Тюменском лесотехникуме, в техникуме строительной индустрии и городского хозяйства, в колледже водного транспорта и в железнодорожном колледже.

На наш взгляд, изменение облика, изменение культуры образовательного учреждения тоже очень важно для школьного выпускника, выбирающего училище, лицей, колледж или техникум.

Естественно, выбирая то или иное учреждение, ребята смотрят на условия самой учебы, на комфортность проживания в общежитии и на то, где им предстоит проходить практику. А раз условия созданы - ребята идут туда учиться.

- По вашим прогнозам, ожидается ли в ближайшие годы в Тюменской области увеличение выпускников училищ и техникумов?

- Да, конечно, ведь меняется демографическая ситуация. На школьном уровне у нас завершились критические годы, когда школу заканчивали всего 8 тысяч одиннадцатиклассников, нынче у нас уже 12 тысяч выпускников, а первоклашек набираем 16,8 тысячи. То есть в два раза больше, чем еще несколько лет назад было выпускников.

Поэтому, естественно, мы ожидаем, что в ближайшие годы ребят, идущих учиться в училища и техникумы, прибавится, но система НПО и СПО к этому времени должна стать принципиально другой.

И над этим мы целенаправленно работаем уже в течение нескольких лет. С 2005 года, когда сеть НПО и СПО была передана из федерального подчинения на региональный, у нас проведена оптимизация сети учреждений профобразования. Несколько учебных заведений, не имевших никакой базы, пришлось закрыть. Ряд учреждений объединили в более работоспособные. Так, Голышмановский агропедагогический колледж стал таким в результате объединения Аромашевского, Упоровского учебных комплексов и самого Голышмановского педучилища.

Кроме того, в течение 2007-2008 годов часть учреждений НПО перевели в систему многоуровневого образования. Например, в систему Тюменского государственного нефтегазового университета - нефтеперерабатывающий лицей (это бывшее седьмое училище), училище N13. И это во благо, так как обучение по такой многоуровневой системе востребовано, после учебы по программам НПО ребята активно идут и на программы СПО, и на высшее образование.

Сегодня сеть НПО и СПО Тюменской области приведена в оптимальное состояние. Однако, после принятия нового закона об образовании, профессиональных училищ как отдельной единицы не будет, но подготовка специалистов останется, все будет сохранено, а училища будут включены в состав многопрофильных центров, которые будут формироваться на базе учреждений СПО, имеющих более технологичные подходы к подготовке кадров.