Урал / Эксклюзив 7 июня 2012 г. 10:47

Директор филиала "ЕЭС. Гарант" в Свердловской области Р.Старинский: "Главное удобство для потребителя в том, что он знает точно, сколько должен заплатить и вчера, и завтра"

Директор филиала "ЕЭС. Гарант" в Свердловской области Р.Старинский: "Главное удобство для потребителя в том, что он знает точно, сколько должен заплатить и вчера, и завтра"

            Стремление компаний к снижению затрат, значимую долю в которых занимает электроэнергия, заставляет их искать механизмы эффективного управления издержками. В июле 2009 года по инициативе ЗАО "КЭС" (крупнейшая в России частная энергетическая компания) в Удмуртии, Свердловской и Оренбургской областях стартовал проект "ЕЭС. Гарант" - программа по заключению прямых контрактов на поставку электроэнергии с розничными потребителями по фиксированной цене. О том, насколько востребован данный проект в Свердловской области и как он реализуется, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал директор филиала ООО "ЕЭС. Гарант" в Свердловской области, первый заместитель управляющего директора ОАО "Свердловэнергосбыт" Руслан Старинский.

            - Руслан Евгеньевич, проект "ЕЭС. Гарант" существует уже почти три года, каковы в настоящее время результаты работы "ЕЭС. Гарант" на территории Свердловской области? Как бы Вы оценили его успешность, насколько сильно он за этот срок подвергся корректировке?

            - Успешен бизнес или не успешен - наверное, ответ кроется в следующем: первый контракт "ЕЭС. Гаранта" появился в июле 2009 года. Сейчас у нас июнь 2012 года, и мы можем говорить о том, что два года и 11 месяцев идея работает, живет. Срок действия контрактов в нашем портфеле - до конца 2012 года.

            В связи с этим мы можем говорить о том, что трехгодичное испытание пройдено и это достаточно серьезный срок для любого проекта.

            Претерпел ли проект изменения? Безусловно, меняется конъюнктура, происходят изменения на рынке электрической энергии, меняется законодательство. При этом первоначальная идея сохранилась, просто добавляются новые составляющие.

            - Что показала практика этих без малого трех лет, кто выигрывает от контрактов по продаже электроэнергии по фиксированной цене - компания или все же потребитель?

            - Каждый решает свою задачу. Мы работаем, конечно, для клиента и, естественно, стараемся удовлетворить все его требования.

            Если же говорить с точки зрения экономики, то здесь кому что интересно. Так, в нашей клиентской базе есть достаточно крупные предприятия, для которых принципиальным требованием ведения бизнеса является гарантия стабильной цены на энергию.

            Мы, в свою очередь, берем на себя экономические риски, стараемся корректно проанализировать тенденции, чтобы установить справедливую цену для клиента и при этом самим не уйти в убыток. А кто выиграл? Выиграли все, в том числе, например, предприятия, участвовавшие в больших государственных контрактах. Они в первую очередь застраховали себя от возможных колебаний цен, получили стабильную составляющую, выдержали ту стоимость, которую закладывали для исполнения своих обязательств перед заказчиком. Мы со своей стороны обеспечили это за счет экономических расчетов и правильного планирования.

            - А в истории "ЕЭС. Гарант" были убыточные для компании контракты?

            - Да, были контракты, которые для нас приносили минусы, но это был наш опыт. Это бизнес и тут ничего страшного нет, пришлось компенсировать полученные убытки за счет других видов деятельности.

            - На какой срок в настоящее время заключаются контракты?

            - На начальном этапе реализации проекта контракты заключались на срок от трех месяцев до года. В настоящее время - от шести месяцев до трех лет.

            При этом хотел бы отметить, что у нас нет возможности при действующем регулировании рынка рассчитывать цену электроэнергии на три года. Выходом из этой ситуации стал разработанный нами алгоритм, при котором потребители четко понимают, каким образом они могут управлять этим затратным механизмом.

            Это интересно и бюджетным организациям, так как они работают на основании утвержденного бюджета, в рамках которого им сложно планировать стоимость киловатта электроэнергии. А заключение контракта с фиксированной ценой позволяет им четко понимать, что потребив, например, 100 тыс. кВт.ч в течение года, они должны заплатить именно ту сумму, которая прописана в контракте. Фиксирование цены является очень большим плюсом для государственных и муниципальных учреждений.

            - Три года - достаточно длительный период, есть ли уже такие контракты?

            - Как раз сейчас ведутся переговоры с двумя крупными предприятиями о заключении контрактов на три года.

            - Могли бы Вы описать портрет компании - потенциального потребителя услуг "ЕЭС. Гарант"? Есть ли такие компании, уровень потребления которых не позволяет им работать с Вами?

            - Ограничений практически никаких нет. Например, у нас есть несколько клиентов, которые имеют совсем небольшое потребление - 1-2 тыс. кВт.ч, но для которых "ЕЭС. Гарант", оказывает достаточно широкий спектр услуг. Нашими потребителями являются как индивидуальные предприниматели, так и крупные предприятия. Кроме того, нашими потребителями являются и муниципальные образования с бюджетными контрактами, и операторы мобильной связи.

            Нам кажется, что это предложение также может быть очень интересно крупным "сетевым" компаниям, которые имеют разветвленную филиальную сеть по региону или по стране, в том числе местным и федеральным торговым сетям.

            - Какова динамика продажи электроэнергии по фиксированной цене? Понятно, что это был старт "от нуля" и, тем не менее, как сегодня выглядит клиентский портфель компании?

            - Рассматривая деятельность компании в абсолютных показателях, можно отметить, что ежегодно мы увеличиваем продажи в киловаттах, и мы увеличили количество договоров. Так, с начала нынешнего года мы приобрели 52 новых договора, таким образом приблизившись к отметке в 400 договоров.

            Если говорить в цифрах, то за полгода работы в 2009 году нами было заключено договоров на 30,582 млн кВт.ч или 112,297 млн рублей. В 2010 году эти цифры уже составили 41,273 млн кВт.ч и 155,844 млн рублей соответственно, в 2011 году - 81,199 млн кВт.ч (321,365 млн рублей), за 4 месяца текущего года - 39,003 млн кВт.ч (137,305 млн рублей).

            Думаю, что динамика будет оставаться достаточно хорошей. Поскольку самое главное удобство для потребителя заключается в том, он знает точно, сколько должен заплатить и сегодня, и завтра. Клиенты знают, какой объем электроэнергии они потребляют, умножают эту величину на фиксированную стоимость киловатта, таким образом, имея возможность точно рассчитать затраты, в отличие от клиентов гарантирующих поставщиков, где цена формируется непосредственно рынком, меняется в ежедневном режиме и может постоянно колебаться в различную сторону. Там электроэнергия приобретается на оптовом рынке, определяется средневзвешенная цена, которая рассчитывается по часу, после этого вводится средневзвешенная цена на час, день, месяц.

            Есть у нас потребители, которые просят выписать счет сразу на определенное количество кВт.ч. В целом хотелось бы подчеркнуть, что всегда применяется индивидуальный подход, чего гарантирующий поставщик сделать в силу своего регулирования не может. В общем, есть некая свобода.

            - Каким образом Вы страхуете свои риски? Вводите ли какие-то дополнительные продукты или услуги, которые сглаживают риски, связанные с тем, что Вы можете не "попасть" в ту цену, которую прогарантировали для потребителя?

            - Да, помимо фиксированной цены мы предоставляем энергоконтрактные продукты, такие как энергетические обследования, разработку энергоэффективных решений, энергоаудиты.

            Например, для одного из водоканалов области мы разработали серьезный контракт. Был проведен ряд мероприятий, который потребовал достаточно серьезного вливания средств со стороны собственника, однако после его реализации затраты на электроэнергию у данного предприятия снизились почти на 15%. При том, что эффект мы ожидали в течение двух лет, мероприятия окупились уже через 14 месяцев.

            - Сегодня дебиторская задолженность различных категорий потребителей перед гарантирующими поставщиками электроэнергии очень велика. Как дела обстоят в "ЕЭС. Гарант"?

            - Есть дебиторская задолженность и у "ЕЭС. Гаранта". Она складывается по различным причинам, в том числе таким как форс-мажор, ведь бизнес всегда несет в себе некие риски. Но процент дебиторской задолженности к общему обороту составляет менее 5% и он на данный момент не критичен для компании.

            - Какой стратегии развития Вы придерживаетесь?

            - Стратегия компании - это стратегия умеренного роста. Каждый проект анализируется и затем принимается решение о его дальнейшей реализации. Здесь есть риск ошибиться, хотя это никоим образом не ставит под угрозу уже существующие контракты, так как все они захеджированы.