Группа Синара 11 ноября 2011 года отмечает свое 10-летие. За этот период была создана устойчивая диверсифицированная компания. Сегодня она объединяет 14 предприятий в пяти федеральных округах России. Подробнее о ключевых проектах Группы и дальнейшей стратегии ее развития в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор компании Михаил Ходоровский.
- Михаил Яковлевич, расскажите, в каких отраслях работает компания и какой проект, на ваш взгляд, позволил группе заявить о себе как о серьезном игроке на рынке?
- На сегодня в Группе Синара сформировалось три основных направления деятельности: транспортное машиностроение, финансы и девелопмент. Конечно, это произошло не сразу. На первых этапах развития компании приходилось двигаться, можно сказать, интуитивно. Но в 2006 году Совет директоров принял стратегию развития, которая была разработана при содействии международных консультантов, причем на достаточно продолжительный период времени - до 2022 года. И теперь мы совершенно отчетливо видим долгосрочную траекторию своего развития.
Если говорить о локомотивостроении, то, несомненно, нельзя не сказать о нашем совместном с Siemens AG предприятии в Верхней Пышме, которое производит магистральные грузовые электровозы. До создания в середине 2010 года СП "Уральские локомотивы" был разработан и запущен в серию локомотив "СИНАРА" (2ЭС6). Это действительно инновационный электровоз для российского локомотивостроения, и отзывы нашего главного потребителя - ОАО "Российские железные дороги" -это подтверждают. Уже в рамках совместного предприятия с немецкими партнерами мы начали выпускать новую модель локомотива 2ЭС10 под названием "ГРАНИТ" с асинхронным тяговым приводом, до конца года на СвЖД будет передано 11 таких машин.
На мой взгляд, нам есть чем гордиться, потому что прецедентов такой динамики развития проекта (с момента разработки нового продукта до запуска его в серию) и во времена Советского Союза было крайне немного.
В продолжение темы локомотивостроения отмечу, что в этом году начинается строительство нового завода по производству скоростных электропоездов "Ласточка". И в этом контексте уместно упомянуть, что благодаря пройденному нами пути по созданию для РЖД грузовых электровозов, совместными усилиями с немецкими партнерами мы смогли достаточно быстро одновременно запустить несколько процессов: проработали и подписали контракт объемом более 2 млрд евро на производство 1,2 тыс. вагонов, продумали схему производства, адаптировали конструкцию немецкого электропоезда для российских условий. Мы надеемся, что этот проект внесет серьезную лепту в обновление парка подвижного состава, и вместо "зеленых" электричек, которые сейчас бороздят просторы России, по железным дорогам будут ходить новые комфортабельные поезда со скоростью 160 км/ч.
Эти примеры иллюстрируют особенность развития Группы Синара - ориентированность на "пионерские" проекты. Это, действительно, очень интересно, амбициозно, но и, конечно, трудно. Тем не менее, на мой взгляд, у компании это получается.
- В ряде ключевых проектов, которые реализует Группа Синара, используется механизм частно-государственного партнерства (Центральный стадион, курорт Архыз, выставочный центр Екатеринбург-ЭКСПО). На ваш взгляд, насколько значимо участие государства в таких проектах, и что оно дает бизнесу и проектам в целом?
- Мы одни из первых не только поддержали тему строительства горного курорта на Северном Кавказе, но и в рамках проекта "Архыз" стали отрабатывать механизмы частно-государственного партнерства. Эта форма сотрудничества, на мой взгляд, очень удачна, она позволяет каждому из участников реализовывать свои интересы. Государство создает условия, благодаря которым бизнес может приходить в проект и придавать ему необходимую динамику. Сегодня уже ведется строительство, и первый пусковой комплекс горного курорта будет запущен в середине следующего года.
Нельзя не упомянуть проекты комплексного освоения территории, так называемые КОТы. В рамках "Новокольцовского" проекта уже построен выставочный комплекс "Екатеринбург-ЭКСПО". Как известно, наш город вошел в число пяти городов, продолжающих участие в конкурсе на право проведения Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2020. И если территория "Новокольцовского" будет выбрана в качестве базовой для проведения выставки, то это даст колоссальный потенциал для развития нового района и города Екатеринбурга в целом. Проекты такого масштаба очень интересны Группе Синара.
В августе текущего года после глобальной реконструкции был открыт Центральный стадион. И включение международной организацией футбольных ассоциаций (ФИФА) Екатеринбурга в число претендентов на проведение матчей групповой серии Чемпионата мира по футболу-2018, безусловно, также даст импульс для будущего этого проекта.
- Что можно сказать о финансовых показателях компании в последние годы? Каких результатов вы ожидаете по итогам 2011 года?
- Динамика, естественно, положительная. Есть соответствующие задачи акционеров, плановые бюджеты, да и менеджмент всегда ориентируется на финансово эффективный результат. Если общая выручка в 2009 году составила около 17 млрд рублей, то в 2010 году она практически достигла 23 млрд рублей.
По этому году показатели назвать пока сложно, соответствующие службы сейчас занимаются оценкой прогнозных показателей планового периода и ведут работу по бюджету на 2012 год. Тут есть нюансы, потому что меняется контур консолидации, меняется структура бизнеса. Но очевидно, что все планы, которые утверждаются советом директоров, будут выполнены.
- Какие бы предприятия вы выделили как самые успешные в этом году?
- Я хотел бы отметить, что Группа Синара успешна сама по себе именно с точки зрения разумного сочетания различных сфер деятельности. Не случайно мы говорим о диверсификации компании, что позволяет, с одной стороны, распределить риски, с другой - получать синергию от всего спектра бизнес-направлений.
- Компания реализует масштабные инвестиционные проекты, суммарный объем которых превышает 10 млрд рублей. Расскажите об особенностях реализации крупных инвестиционных проектов, с какими банками вы взаимодействуете?
- Объемы кредитования действительно достаточно большие. Поэтому у нас серьезно реализован подход к предварительному аудиту всех проектов, в которые мы заходим, и пост-аудиту по их завершении. Регулярно работает инвестиционный комитет, в котором представлены руководители всех основных служб: финансовых, экономических, юридических, бухгалтерских. Комитет внимательно анализирует, в том числе, этапы реализации проектов, что позволяет своевременно корректировать траекторию движения.
Компания взаимодействует с несколькими крупными банками: Внешэкономбанком, в частности, по проекту "Архыз", с его дочерним банком "Глобэкс" по Центральному стадиону. Мы очень плодотворно и, надеюсь, взаимовыгодно работаем с Уральским банком Сбербанка России. Конечно, сотрудничаем и со своим СКБ-банком (входит в Группу Синара), но исключительно в рамках тех нормативов и тех ограничений, которые устанавливает регулятор - Центральный Банк. Я это подчеркиваю, потому что Группа заинтересована в устойчивом развитии СКБ-банка, следовательно, работает с ним как один из его многочисленных клиентов.
Нельзя не упомянуть и Европейский банк реконструкции и развития, который, кроме того что является акционером СКБ-банка (владеет 25%-ной долей - ИФ), наш партнер по ряду проектов.
Нужно сказать, что ни один из серьезных банков никогда не будет работать с заемщиком, демонстрирующим непрофессионализм и неумение оперировать заемными средствами достаточно эффективно. Кроме всего прочего, как кредиторы, крупные финансовые учреждения на стадии предкредитной работы очень внимательно анализируют наши проекты, и это для нас дополнительная экспертиза, выявляющая риски.
- Есть ли в планах Группы размещение облигаций, выход на IPO каких-либо предприятий, входящих в компанию.
- Сейчас не стоит вопрос об IPO не только с точки зрения наших предприятий, но и в целом на рынке, который пока демонстрирует не слишком позитивные тенденции, поэтому говорить всерьез о первичном размещении сегодня, на мой взгляд, не очень правильно.
Что касается привлечения денег с рынка в рамках облигационных займов, то, например, СКБ-банк в 2010 году зарегистрировал программу биржевых облигаций общим объемом 15 млрд рублей, которая разделена на шесть выпусков. На текущий момент банк разместил четыре выпуска на общую сумму 9 млрд рублей.
Для нас не закрыты возможности этого рынка, отдельные предприятия и в целом Группа, думаю, достойно выглядят в глазах инвестора. И мы очень дорожим этим обстоятельством.
- Знаковым событием для Свердловской области и, наверно, страны в целом, стало создание совместного предприятия Группы Синара и концерна Siemens по выпуску современного подвижного состава. Насколько сложной была подготовка этого проекта, и как вы оцениваете перспективы этого международного сотрудничества?
- Группа Синара зашла на этот рынок, отчетливо понимая, что ее там никто не ждет. И эксперимент оказался удачным, мы динамично развивали проект, и как я уже упоминал, начали выпускать на тот момент принципиально новый электровоз, включив в кооперацию более 65 российских предприятий. Но для дальнейшего интенсивного развития, наращивания объемов поставок, производства новых образцов техники необходимо было продолжать инновационную деятельность.
Конечно, была альтернатива, можно было потратить еще пару лет и создать асинхронный привод самостоятельно, и нет сомнений, что наши инженеры успешно справились бы с этой задачей. Другая стратегия - трансферт технологий, позволяющий сделать существенный шаг и пройти путь гораздо быстрее. Мы выбрали последний вариант. Конечно, этот путь был непростым, российские и немецкие инженеры проделали гигантскую работу, позволившую достаточно быстро предложить нашему потребителю новую машину - "ГРАНИТ". Первые обсуждения этой темы с нашими германскими партнерами начались в 2008 году, а уже в 2010 году был представлен новый локомотив.
Концерн Siemens пришел со своим ноу-хау и реализовал реальные намерения сотрудничества. Все два года шла серьезная работа по взаимообучению сотрудников, Siemens очень внимательно смотрел, что такое Группа Синара, как функционирует завод, оценивали наш потенциал и свои возможности. В результате мы достигли консенсуса и сейчас плодотворно работаем над новым проектом.
- Будет ли меняться стратегия развития компании в среднесрочной перспективе? Будет ли усиливаться какое-то из текущих направлений бизнеса - транспортное машиностроение, девелопмент, финансы?
- Десятилетний период с точки зрения исторической - это миг, мгновение. Но в российской современной истории 10 лет - это колоссальный срок, тем более что на него пришлись и пара глобальных экономических кризисов, и 2-3 периода так называемой локальной турбулентности. Стратегия, конечно, не догма, но, тем не менее, без этой генеральной линии очень сложно серьезной компании двигаться вперед. Нашу стратегию, как я уже говорил, мы разработали в 2006 году еще до кризиса, но, анализируя свое движение и корректируя тактику поведения, мы продолжаем двигаться вперед.
2012 год будет нелегким, ситуация непростая, но это не значит, что мы не смотрим в будущее и не ищем потенциальные возможности каких-то новых точек роста или новых направлений деятельности.
- Продолжите ли вы заниматься развитием агробизнеса?
- Наш агрокомплекс "Каменское" демонстрирует прекрасные результаты работы, там работают настоящие профессионалы. Кстати, "Каменскому" тоже исполнилось в этом году 10 лет, и за это время оно увеличило объемы своего бизнеса кратно - выручка возросла в 8 раз. Мы продолжаем инвестировать в развитие этой компании, и сегодня она является одним из ведущих сельскохозяйственных предприятий Свердловской области.
- Расскажите о последних инновационных проектах Группы.
- Слово "инновации" сейчас, может быть, становится "общим местом", но для нас это не пустой звук, все наши бизнесы ориентированы на инновационность, потому что мы понимаем: именно в этом и состоит конкурентное преимущество и устойчивость компании.
В прошлом году был создан "Центр инновационного развития СТМ" в рамках дивизионального холдинга "Синара - Транспортные машины", зарегистрировали его в "Сколково". В настоящее время он занимается достаточно большим количеством проектов, в том числе созданием гибридного тепловоза, разработку которого, кстати говоря, ведут практически все развитые страны, но никто не закончил работу, так что мы, что называется, находимся в тренде, и к концу года намерены презентовать опытный образец такой машины. Также по заказу РЖД создается двухдизельный тепловоз. План по научно-техническим проектам - разработка восьми достаточно объемных тем НИОКР, и каждая из них, как по форме, так и по содержанию, носит, несомненно, инновационный характер.
Масштаб и перспективность проектов, которые находятся в портфеле компании, чрезвычайно серьезен, и я уверен, что мы справимся со всеми поставленными задачами.