ООО "Холдинг Кабельный Альянс" ("ХКА") продолжает усиливать свои позиции на российском рынке кабельной продукции. Заводы холдинга, несмотря на сложную экономическую обстановку, стараются и находят новых заказчиков, предлагают импортозамещающую продукцию и подключаются к выполнению Гособоронзаказа. Активная сбытовая политика помогла предприятию в текущем году сохранить объемы производства на уровне 2014 года. В интервью агентству "Интерфакс-Урал" генеральный директор ХКА Аркадий Рудой рассказал, как предприятию удается балансировать между интересами заказчиков и своими собственными, а также поделился планами холдинга по обновлению производства и первыми успехами переговоров с партнерами из дальнего зарубежья.
- Аркадий Григорьевич, могли бы вы оценить работу холдинга в текущем году?
- Ввиду того, что мы занимаем активную позицию в сбытовой политике, в этом году мы позиции удержали. По переработке меди мы потеряли где-то в пределах 5%. За счет того, что мы активно участвуем в тендерах, осуществляем выходы на новые рынки, налаживаем более тесные взаимоотношения с нашими постоянными клиентами, нам удалось удержать позиции на уровне 2014 года. Я хочу сказать, что это не самые плохие результаты для такого сложного года.
- Сколько меди было переработано в физических объемах?
- С начала текущего года мы переработали уже порядка 30 тыс. тонн меди. В целом по итогам года этот показатель составит порядка 36 тыс. тонн. Ранее, в 2014 году, мы переработали порядка 38 тыс. тонн меди.
- Текущая экономическая обстановка сказалась на вашей доле рынка?
- Считается, что в кризисные времена предприятия, активно работающие на рынке, могут нарастить свою долю. Так, наша доля приросла и составляет порядка 15%, а была 12-13%. Мы приросли за счет того, повторюсь, что мы стараемся участвовать во всех тендерах и постоянно улучшаем сервис. Да, приходится делать много работы, наши сотрудники обрабатывают большое количество заявок и проводят много переговоров. Также есть большие проблемы с платежеспособностью заказчиков, но в итоге мы добиваемся хороших результатов за счет нашей настойчивости и активности.
- Вы говорите - есть сложности с платежеспособностью заказчиков. Хватает ли оборотных средств?
- У нас есть определенный кредитный портфель, который остался примерно на том же уровне. Мы старались его не увеличивать. В этом кредитном портфеле мы удерживаем нашу финансовую дисциплину. Стараемся решить проблемы, давая отсрочки нашим стратегическим клиентам, зная, что они потом придут и рассчитаются.
- Сегодня один самых популярных трендов в российской экономике - импортозамещение. Что предлагают предприятия холдинга "Кабельный альянс"?
- Мы сегодня подготовили предложение по замене кабелей для горнорудной промышленности: кабели для шахт и экскаваторов. В этом секторе использовалось много иностранных кабелей. Ввиду определенных обстоятельств в стране и в мире, цена на них выросла в 2-3 раза, появились условия, чтобы мы смогли подготовить свое предложение. Что мы и сделали: сконструировали, запатентовали и сертифицировали. Сегодня мы делаем продукцию гораздо дешевле, но того же качества с более интересными сроками поставки и сервисными условиями.
Также отечественные производители используют очень много иностранных кабелей управления. В настоящее время мы тоже подготовили альтернативу.
- Какова доля вашей продукции реализуется сегодня на российском рынке? Есть ли экспорт?
- По понятным причинам у нас есть спад по поставкам на Украину. Большое количество украинских заказчиков ушли на рынок своей страны. Тем не менее, украинские заказчики остались. Также поставляем в Белоруссию и Казахстан, но по ним спад тоже есть. В целом, на российском рынке мы реализуем 85-90% своей продукции. Остальное идет на экспорт.
- Это уход украинских заказчиков и сказался на общем падении объемов производства? Приход новых заказчиков не перекрыл этот отток?
- Заказчиков с Украины было немного, но они были. Да, этот объем заказов мы перераспределили, но вот это общее падение на 5% отсюда, в принципе, и получается. Мы переориентировались, активнее работаем с отечественными предприятиями, Белоруссией и Казахстаном.
- Касательно рынков дальнего зарубежья: они вам не очень интересны или это настолько плотный рынок, что туда сложно зайти?
- Там есть своя специфика. На самом деле, в настоящее время мы ведем переговоры с производителями Вьетнама, Японии, Турции и Германии, которые размещают свое производство в России. Им завозить свои материалы тоже стало дорого, поэтому они стараются провести импортозамещение. Первые результаты уже есть - мы получили пробные заказы, я думаю, что в 2016 году мы в этом направлении продолжим активно работать.
- Насколько сегодня загружены мощности предприятий холдинга? Нет ли планов по расширению производственных площадей?
- В настоящее время загрузка производственных мощностей составляет порядка 70%. Сегодня мы работаем над модернизацией предприятий нашего холдинга. В текущем году на обновление производства было направлено порядка 700 млн рублей. Данные средства были направлены, в том числе, на запуск уникального производства резиновых смесей на АО "Сибкабель" в Томске. Уникальные резины, в России больше ни у кого таких нет. Это современное немецкое оборудование, мы можем производить все виды резин. С запуском этого производства у нас будут созданы новые марки кабелей, которые будут нашей "изюминкой" и преимуществом перед конкурентами. Мы будем на уровень выше других производителей таких же пластикатов, потому что за счет современного оборудования и рецептур мы добьемся новых свойств для нашей продукции.
В следующем году мы будем развивать на Кольчугинском заводе (Владимирская область) другую тематику. Мы стали одним из заводов, который будет выполнять Гособоронзаказ. Мы прошли необходимые процедуры сертификации и аккредитации, чтобы поставлять кабели для нужд военно-морского флота. В 2015 году мы уже получили первые заказы, в связи с этим мы покупаем новое оборудование: оплеточные и обмоточные машины, новые станки.
В целом в 2016 году инвестиции в модернизацию останутся на том же уровне - 600-700 млн рублей.
- Нет ли планов по расширению холдинга, покупке новых заводов?
- Мы пока стараемся совершенствовать наши действующие предприятия. В перспективе неожиданно может возникнуть еще один завод, но пока это остается за скобками.
- Тема контрафактной кабельной продукции до сих пор на повестке у производителей. Как обстоит ситуация сегодня?
- Жуткая тема. В виду кризисной ситуации люди стали покупать то, что дешевле. Простой обыватель, перед тем как пойти покупать кабель для дачи или дома, должен задуматься, а почему он дешевле? В него не докладывают медь, пластикат и все остальное. Если вы не загоритесь сегодня, то загоритесь завтра в самый неожиданный момент. Всегда надо проверить качество кабеля. Информацию о том, как отличить контрафактный кабель от качественного даже без проведения экспертизы, можно найти и на сайте холдинга, и в сети Интернет. Невооруженным глазом видно подделку.
- Помимо разъяснительной работы вы пытаетесь еще как-то бороться с этим?
- Да, ассоциация "Электрокабель", в которую входит холдинг "Кабельный альянс", подготовила предложения по внесению изменений в законодательные акты, и я надеюсь, что руководители нашей страны нас поддержат. Например, мы предлагаем увеличить штрафы за производство некачественной кабельной продукции. Необходимо усилить контроль, при необходимости приостанавливать деятельность предприятий, производящих некачественные кабели.
- На днях в Екатеринбурге прошло 50-е собрание международной ассоциации "Интеркабель". Чем интересно вам участие в этой организации?
- Мы встречаемся с коллегами и поставщиками продукции для нашего производства, обсуждаем текущие проблемы отрасли. Каждый участник находит для себя что-то интересное. Ведь каждый из руководителей ежедневно занимается оперативной работой у себя на заводе, когда мы собираемся вместе и обмениваемся опытом, появляются новые идеи, которые можно реализовать на собственном производстве. Такие собрания в рамках профильных ассоциаций позволяет освежить взгляд и по-новому взглянуть на решение той или иной производственной задачи.