Урал / Эксклюзив 16 мая 2011 г. 14:26

Гендиректор Корпорации "Урал Промышленный - Урал Полярный" А.Белецкий: "Это проект не ради проекта, а ради развития экономики страны"

Гендиректор Корпорации "Урал Промышленный - Урал Полярный" А.Белецкий: "Это проект не ради проекта, а ради развития экономики страны"

            Один из крупнейших российских инвестиционных проектов "Урал Промышленный - Урал Полярный" не только декларативно, но уже и вполне осязаемыми действиями вошел в стадию реализации. Возводятся электростанции и линии электропередачи, строится железная дорога, которая свяжет с промышленной "большой землей" районы Крайнего Севера, богатые минеральным сырьем. Создаются инновационные производства, позволяющие выпускать высокотехнологичную продукцию. Однако проблем и вопросов на этом пути корпорация, реализующая проект, встречает немало. О том, чем привлечь инвесторов, чем иностранные банки привлекательнее российских и почему миноритарное владение акциями менее предпочтительно мажоритарного в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор Корпорации "Урал Промышленный - Урал Полярный" Александр Белецкий.

            - Александр Самвелович, 24 марта в Салехарде секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев провел выездное совещание, посвященное проекту "Урал Промышленный - Урал Полярный". Совещание было закрытым, тем не менее, хотелось бы узнать, какие темы обсуждались, какие из них оказались самыми острыми?

            - У нас была интересная дискуссия, полемика. Прежде всего, мы сверили позиции с федеральными министерствами, еще раз определили актуальность задач, а именно то, что задача строительства инфраструктуры - в первую очередь, транспортной - является ключевой, обозначили шаги для практической реализации.

            Кроме того было анонсировано начало дорожного строительства. Наверное, это уже второй анонс. Но, я думаю, третьего не будет, это абсолютно точно, потому что в апреле мы начали строительство со стороны города Надым.

            Острыми были темы рентабельности проекта - вложение бюджетных денежных средств, окупаемость, какие риски несет проект. Мы эти риски осознаем. Но следует отметить, что для инфраструктурного проекта срок окупаемости, который мы закладываем - 15 лет - является рекордным. Наши партнеры - а это и ОАО "РЖД", и ОАО "Газпром", и ОАО "НОВАТЭК" - не просто заявляют, что поддерживают проект, а подписывают юридические документы, подтверждающие, что проект им нужен. Это проект не ради проекта, а ради развития экономики страны, ради предприятий, грузоперевозчиков, у которых транспортная составляющая в себестоимости груза будет снижаться, соответственно, вырастет конкурентоспособность предприятий.

            - Николай Патрушев на совещании акцентировал внимание на контроле расходования бюджетных средств. Насколько, на Ваш взгляд, остра и актуальна эта тема для корпорации?

            - Из федерального бюджета будет финансироваться строительство моста через Обь. Минфин отодвинул начало финансирования на 2014 год. Однако для нас приоритетнее, чтобы это был не 2014, а 2012 год. Но получателем средств, в любом случае, станет не корпорация, а Росжелдор, которое проведет конкурс, выберет подрядчика, и только после этого мы примем объект. Никакого отношения к этим деньгами корпорация не имеет.

            - Но вы же управляете еще и средствами регионов в рамках проекта, тоже бюджетные деньги.

            - Средства регионов расходуются следующим образом. До решения вопроса об объявлении дополнительной эмиссии акционеры обсуждают планы. После этого им представляется бюджет, проходит одобрение. В конце года директор отчитывается, куда деньги направлены. Есть только вопрос эффективности расходования этих средств - насколько можно сэкономить. Снижение издержек дает корпорации возможность получить больше прибыли и распределить ее между участниками.

            Бывают случаи - как, например, произошло в "дочке" корпорации - УПП-3 - когда планировали закупить одну технику, а приобрели другую, хуже качеством, китайского производства. И она была неспособна производить и перерабатывать в нужном объеме щебень. Мы с такими случаями работаем, мы их не замалчиваем. По каждому факту пишем заявление в соответствующие органы, если они видят состав преступления, возбуждается уголовное дело. Если любой акционер полагает, что есть состав, пишет заявление.

            Вопрос - заинтересована ли корпорация в снижении издержек при строительстве? Да, конечно, снижение издержек дает возможность получить больше прибыли.

            Многие говорят о том, что вложенные денежные средства не принесли выгоды акционерам. Действительно, большая часть денежных средств, которые направлялись - а это порядка 6 млрд рублей - была потрачена на проектную документацию. Сейчас основная задача - вовлечь эти денежные средства в оборот.

            Особо отмечу - эти средства окупаемы. В течение 15 лет все денежные средства, которые были потрачены в предыдущий период, будут обязательно возвращены.

            Кстати, в настоящее время мы создаем Специальную Проектную Компанию для строительства нашего ключевого транспортного объекта - железнодорожного Северного широтного хода по линии Обская - Салехард - Надым - Коротчаево, и вкладываем в этот проект в качестве нашего взноса проектно-сметную документацию.

            Строительство Северного широтного хода начинается летом текущего года с возведения моста через реку Надым. Недавно мы провели соответствующий конкурс, определили генерального подрядчика строительства. Им стала компания "Мостострой-12".

            - Александр Самвелович, Вы не так давно возглавили корпорацию, хотя плотно занимались ее проектами в должности заместителя полпреда. Привносите ли Вы какие-либо изменения в стратегию и тактику развития проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный"?

            - Да, безусловно. Концепция проекта всеми поддержана, но переход от теории к практике имеет свои особенности. Поэтому организационную структуру корпорации необходимо видоизменять. Стадия реализации является некой лакмусовой бумажкой, которая позволяет проверить на прочность знания сотрудников. Квалифицированные кадры должны иметь и внедренческий опыт - мы будем именно так подходить к кадровой составляющей, к организационной структуре корпорации. Каждая холдинговая структура, каждый руководитель будут нести ответственность за своевременность и точность выполнения тех проектов, которые на них возложены.

            Мы взяли на себя риски неудачного, скажем честно, старта проекта "Полярный кварц". Взяли на себя ответственность за то, что этот проект реализуем, и в кратчайшие сроки проделали гигантскую работу. Мы договорились с Роснано о совместном инвестировании проекта, а это означает, что мы защитили последовательность его реализации. Мы не откладываем, не боимся говорить о том, что результаты нашей работы все увидят не когда-нибудь, а в самое ближайшее время.

            - Известно, что порядка 1 млрд рублей в "Полярный кварц" вкладывает Роснано. Сколько средств в данный проект вложит корпорация? На что пойдут эти деньги?

            - Корпорация вложит около 1,5 млрд рублей. 90% из данных средств пойдут на погашение задолженности, которая сложилась сегодня у "Полярного кварца". Это долги перед Ханты-Мансийским банком, правительством Ханты-Мансийского автономного округа и перед Сбербанком. Все долги будут погашены в полном объеме, и мы начнем этот проект фактически с чистого листа.

            Роснано вложит деньги не раньше конца этого года в случае, если "Урал Промышленный - Урал Полярный" исполнит все свои обязательства. То есть, мы должны погасить долги, начать производственный цикл, доказать, что ноу-хау, заложенное в проекте, имеет право на существование. Также мы должны доказать, что сумеем этот проект реализовать "под ключ", довести до конца.

            - Еще одним инновационным проектом считается "Уральский никель". Имеет ли корпорация к нему отношение, будет ли участвовать в реализации?

            - Речь идет о добыче никеля и производстве соединений, которые потребляет европейская и мировая промышленность, о месторождениях, которые не разрабатываются в связи с низкой эффективностью. Сложный, трудный и рискованный проект. "Уральский никель" ищет инвесторов. Мы пока находимся на стадии обсуждения, рассматриваем риски, связанные с тем, насколько окажутся эффективными вложения.

            - Рассматривает ли корпорация возможность участия в других инновационных проектах?

            - Рассматриваем проекты по альтернативной энергетике, ветряной энергетике в Свердловской и Челябинской областях; изучаем возможности Курганской области; исследуем потенциал юга Тюменской области. Мы намерены в текущем году значительно расширить участие корпорации в экономической жизни регионов Уральского федерального округа.

            - Недавно акционеры одобрили покупку акций корпорации Тюменской областью и Ямало-Ненецким автономным округом. В частности, ЯНАО направил в уставный капитал корпорации 1,5 млрд рублей, Тюменская область - 1,825 млрд рублей. Изменяются ли в связи с этим доли акционеров?

            - Пропорция будет изменена в соответствии с объемом финансирования. Есть понимание того, что проект в большей степени касается развития полуострова Ямал. Естественно, доля ЯНАО увеличивается.

            Средства в размере 4 млрд рублей, полученные в ходе допэмиссии, направим на конкретные цели. 1,5 млрд рублей, как я уже говорил, - на погашение долгов "Полярного кварца", 1,3 млрд рублей - на строительство энергообъектов для трубопровода Пурпе-Самотлор. Около 500 млн рублей будет направлено на геологоразведочные работы по пяти месторождениям, которые мы ведем, и 500 млн рублей планируем вложить в энергетическую компанию, которая будет строить станцию "Полярная".

            - Каков общий объем инвестиций в парогазовую электростанцию (ПГЭС) "Полярная"?

            - Общий объем всех инвестиций в ПГЭС составит порядка $260 млн. Корпорация вложит $20 млн, это меньше 10% от всей суммы инвестиций.

            - Ранее сообщалось, что для строительства электростанции швейцарская компания "Галилео Инвестментс С.а." намерена внести в уставный капитал "дочки" корпорации - Энергетической компании "Урал Промышленный - Урал Полярный" - оборудование стоимостью 800 млн рублей. Сумма не уменьшалась?

            - Нет. Более того, швейцарцы привлекут дополнительные финансы.

            - А на какой стадии реализации находится проект строительства ПГЭС и другие энергопроекты?

            - Многие считают, что для корпорации открыты все двери во властных органах, но мы больше года потратили на согласования по строительству ПГЭС "Полярная"! У нас проверяли бизнес-планы, модель, окупаемость; мы прошли все комиссии, какие только возможно; на себе ощутили, сколько барьеров нужно преодолеть, чтобы начать что-то создавать. Каждая комиссия давала положительные отзывы, но что-то уточнялось. Такие станции за год не строились. Мы, тем не менее, планируем построить ее первую очередь до сентября 2012 года.

            Кроме того завершается строительство двух линий электропередачи внешней инфраструктуры стратегического нефтепровода Пурпе-Самотлор.

            Уже введена в эксплуатацию электростанция на 12 МВт в поселке Харп (ЯНАО - ИФ). Западные компании, которые ее строили, проводят инспекцию. Эти же компании будут обслуживать данную электростанцию, чтобы у нас в дальнейшем не было проблем с эксплуатацией.

            К сожалению, некоторое время назад происходили сбои в подаче электроэнергии с харповской станции, но они связаны с внешним электроснабжением, сетями, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Мы уже обсудили с правительством ЯНАО этот вопрос, возьмем в аренду сетевое хозяйство, инвестируем в строительство качественных сетей.

            Во всех этих проектах корпорация будет иметь основной пакет акций. Также планируем стать основным акционером сетевой компании ЮТЭК, дислоцированной в Ханты-Мансийском автономном округе, будем участвовать в строительстве сетевой инфраструктуры. В настоящее время уже ведется сотрудничество с компанией "Ростелеком".

            - Александр Самвелович, планирует ли корпорация на данном этапе принимать участие в конкурсах на какие-либо участки недр? Либо пока поставлена задача разобраться с тем, что есть?

            - Задача, которая стоит перед корпорацией, состоит в том, чтобы довести проекты, которые мы обозначили, до стадии реализации. Ведь все слухи о работе корпорации связаны именно с тем, что разговоров в предыдущие годы много, а проектов, начавших реализовываться, - мало.

            - Насколько вообще, по Вашей оценке, велика роль государства в реализации проекта?

            - Участие государства позволяет исключить риски, связанные с реализацией проекта. Создание инфраструктуры - обязанность государства, и если государство не заинтересовано в этом, то инвестор боится вкладывать деньги. Создание инфраструктуры окупается за 20-25 лет. Но, следует отметить, что это долгосрочные вложения, которые приносят прибыль инвестору долгие годы.

            - А насколько вообще активно готовы вкладываться в проект частные инвесторы? В частности, ранее анонсировалось подписание соглашения на $500 млн с государством Катар, но этого пока так и не произошло.

            - Процесс вложения денежных средств в другую страну, перетекания денег через границу - очень тонкая материя. Вы заметьте, сколько времени тратит президент, председатель правительства страны, выступая (на эту тему - ИФ) на различных форумах, неформальных совещаниях. Когда вы хотите убедить собеседника дать вам взаймы, в вашем государстве, в котором все живут по вашим правилам, речь идет о степени доверия. Это - долгосрочная работа, но как только страна начинает вкладывать средства, то может уже не ограничиться одним проектом.

            Для нас главное - создать ситуацию, при которой иностранный инвестор не будет бояться вкладывать средства. Ведь не секрет, что проекты в России приносят больше прибыли, чем в Европе. Тем не менее, вложения в Россию считаются более рисковыми. Нам нужно перейти эту грань.

            Поэтому мы никогда не диктуем инвесторам сроки. С Катаром продолжается работа, уже направили документы, предложения, гарантии защиты их инвестиций, теперь ожидается ответ. Информацией обмениваемся еженедельно.

            - Готова ли корпорация предоставить иностранным инвесторам основной пакет акций в своих дочерних компаниях?

            - Да. Но себе в любом случае будем оставлять блокирующие пакеты, которые позволят нам быть частью процесса. К огромному сожалению в России миноритарные акционеры всегда оказываются проигравшими. Надеюсь, что изменение Гражданского кодекса в части описания процедуры подготовки акционерных соглашений в значительной степени изменит сложившуюся практику. Тем не менее, очень непросто оказываться миноритарием, поэтому мы пока придерживаемся концепции сохранения блокпакетов.

            - Ведутся ли переговоры с другими инвесторами, странами, помимо Катара? Планируются ли деловые поездки с этой целью куда-либо в ближайшее время?

            - Действительно, с марта этого года мы стали активно сотрудничать с организациями европейских стран. Так, мы уже побывали в Германии, Чехии. Европейские партнеры надеются на рынки сбыта. Мы - на технологии и на дешевые денежные средства. Но пока не хотим озвучивать, с кем ведем переговоры. Боимся сглазить.

            - Как известно, пул чешских банков готов выделить кредитную линию объемом около 1,4 млрд евро для реализации проекта строительства железной дороги Обская - Салехард - Надым - Коротчаево. Выражают ли Вам недовольство коллеги из российских банков по поводу того, что деньги занимаются за рубежом?

            - Российские банки сами занимают дешевые деньги, а затем перепродают. Но самое главное то, что в инфраструктурных проектах стоимость заимствованных средств является одним из ключевых факторов успешности проекта. Мало банков в России, которые дают займы на длительные периоды: 10-15-20 лет. Тем более мало банков, которые дают их с "каникулами".

            - В итоге - большой российский инфраструктурный проект создается на западные деньги, с использованием западных технологий…

            - Вопрос - для кого создается. Например, мы строим генерацию. Для кого? Для потребителей. Что важно потребителю? Чтобы было дешево и надежно. Да, сегодня мы отстаем в технологии генерации, но это не значит, что не можем сделать шаг вперед. С чего начинаются открытия? С того, что приглашается молодой студент на объект, ему говорят: вот станция нового поколения. Человек начинает изучать оборудование, процесс производства. И потом в одно прекрасное утро он приходит и заявляет: я знаю, как сделать это лучше. В результате регистрируется патент. Так учились китайцы. Так учились все страны. Ничего плохого в этом не вижу.

            - Кстати, о китайцах. О них в проекте прежде не было слышно, между тем, хорошо известно, какое большое желание участвовать в российских сырьевых и инфраструктурных проектах они высказывают. Существуют ли политические ограничения - скажем, указание не пускать их в проект?

            - Никаких ограничений. Китайцы изъявили желание участвовать в финансировании линии Салехард-Надым. Процесс переговоров на начальной стадии. Более того, ведутся переговоры по поводу их участия в создании угольного кластера. Не секрет, что Китай является одним из лидеров в этой сфере. Мы работаем в этом направлении, намечаем свой визит в Китай в ближайшее время.