Эксклюзив 25 июля 2023 г. 12:43

Гендиректор КУМЗа Михаил Ненюков:

"Ждем увеличения спроса для авиапромышленности. Ответим на него сполна"

"Ждем увеличения спроса для авиапромышленности. Ответим на него сполна"
Фото предоставлено ОАО "КУМЗ"

Крупный российский производитель алюминиевой продукции высокого передела "Каменск-Уральский металлургический завод" (КУМЗ) инвестировал более 46 млрд рублей в новый комплекс, состоящий из двух очередей - горячей и холодной прокатки. Пуск последней очереди состоялся в июле 2019 года. Но вместо получения ожидаемых результатов предприятие в начале прошлого года столкнулось с серьезными проблемами, ведь большой объем продукции поставлялся европейским заказчикам. Как компания вышла из сложившейся ситуации, почему готова инвестировать в направление, которое раньше думало закрывать, и в целом о перспективах завода в новых реалиях "Интерфаксу" рассказал генеральный директор КУМЗа Михаил Ненюков.

- 2022 год был непростым как для КУМЗа, так и для большинства российских компаний. Вы возглавили завод как раз в этот период. Как удалось удержать предприятие на плаву? Какие новые рынки и направления осваиваете или изучаете?

- Действительно, то, что произошло 24 февраля прошлого года, полностью перевернуло рынок. Акционеры приняли решение о полной перезагрузке предприятия с привлечением новой команды. В итоге мы запустили программу глубокой трансформации завода. Сделали диагностику предприятия и увидели очень низкий уровень удовлетворенности клиента работой с КУМЗом, и это при том, что у завода была инвестиционная программа прокатного комплекса. Трансформация началась с системы планирования, которая глубоко уходит во все функциональные подразделения предприятия. Наcколько верны наши шаги, это в дальнейшем покажут финансовые результаты.

- Говоря о показателях, в 2022 году КУМЗ сократил чистую прибыль в 3,6 раза - до 339,23 млн рублей. Подскажите, какие итоги первого полугодия? Каких показателей ждете по итогам года?

- Прошедший год был очень тяжелый для завода, но при этом предприятие не ушло в убыток, во многом за счет работы до периода 24 февраля. На тот момент были очень хорошие обороты, я бы даже сказал пиковые, с учетом экспорта. После февральских событий все растерялись, задаваясь вопросом, кто же теперь наш клиент и кто мы есть на рынке. В итоге прошлым летом едва не произошла полуостановка КУМЗа. Наша команда приняла завод в очень непростой ситуации и с большой просрочкой "Русалу" за поставленный металл. Первоочередной задачей было устоять и стабилизировать экономику предприятия. Финрезультат, который получили по итогам года, не отрицательный. И это говорит о том, что все, что мы делали, не зря. К концу 2022 года рассчитались с долгами и 2023 год начали уже с прицелом на развитие.

Сейчас мы уже прожили полугодие и с гордостью можем говорить, что делаем все верно. Это подтверждается нашим финансовым результатом. За первое полугодие три четверти EBITDA 2023 года уже заработали. По итогам года, возможно, не достигнем пиковых результатов 2021 года, но точно превзойдем результаты 2022 года. Но конкретные цифры озвучить пока не готов. Наша клиентура, рынки, тот маркетинг, который мы проводили, - все это перевернулось на 180 градусов. Рынок сейчас настолько быстро меняется, что нельзя ни в одной стратегии, ни в одном прогнозе обозначить точные цифры. Сейчас наши планы актуализируются с периодичностью примерно раз в квартал или даже месяц. Единственное - отмечу, что в продуктовом и клиентском пуле КУМЗа произошли очень серьезные изменения, что позволило нам существенно улучшить финансовые результаты как в относительных показателях, так и в абсолютных.

- На сколько повысилась доля поставок на внутренний рынок? Появились новые экспортные направления?

- Из-за быстро меняющейся конъюнктуры мы постоянно наблюдаем существенные изменения поведения наших клиентов и рынка. Так, 2021 год был завершен со следующей структурой продаж: примерно 50% продукции шло на экспортные рынки, а это, в основном, западные компании, и, соответственно, остальная часть продукции поставлялась на внутренний рынок, не столь емкий на тот момент. Сейчас мы видим диаметрально противоположную картину. Российский рынок вырос примерно в 1,5 раза во всех отраслях. Особенно сильный рост в авиакосмическом строении, машиностроении, судостроении. И если говорить про текущее состояние нашего портфеля поставок, то пропорция распределена следующим образом: 85% - это внутренний рынок и 15% - экспортный. В основном это Юго-Восточная Азия и Средняя Азия. Что касается традиционных рынков присутствия до недавнего прошлого - западных, они стали для нас крайне неэффективны, и мы приняли решение переориентировать эти объемы на более эффективные дружеские рынки, сейчас - на Юго-Восточную Азию. У компании есть офис в Гонконге, и, я думаю, перед ним будут стоять очень важные задачи. Также в планах развитие таких направлений как Африка и Латинская Америка.

Но основной акцент по-прежнему на российском рынке. И очень важно, что те усилия, которые мы прилагаем, позволили КУМЗу не просто расти с рынком, но еще и увеличить число клиентов.

- Каким считаете оптимальное для предприятия соотношение поставок на внутренний и внешний рынки?

- Традиционно 70% поставок внутри страны и 30% за рубеж - это оптимальное соотношение, которое позволяет достаточно гибко балансировать в период нестабильной внешнеэкономической ситуации, влияния валютных факторов, изменений на российском рынке, который также подвержен волатильности.

- С какими проблемами приходится сталкиваться при экспортных поставках?

- Одна из основных - стоимость алюминия. Ценообразование на первичный алюминий, которое предлагает компания "Русал" для российских производителей полуфабрикатов из алюминиевых сплавов, на данный момент практически не оставляет возможности конкурировать с иностранными производителями в поставках на зарубежные рынки. Связано это с тем, что премия на первичный алюминий в России существенно выше тех премий, которые предлагаются покупателям в Юго-Восточной Азии. Получается, что внутренний потребитель субсидирует продажи на внешних рынках за счет более высокой премии. А внешние конкуренты получают преимущество перед российскими компаниями за счет более низкой премии. Мы считаем такое ценообразование несправедливым, поэтому уже сейчас КУМЗ обсуждает этот вопрос на уровне ФАС и Минпромторга.

- Если говорить про новые продукты, какие направления считаете перспективными для себя и планируете осваивать?

- КУМЗ в своей 7-летней маркетинговой стратегии фокусируется на повышении объема продаж продуктов с высокой добавленной стоимостью за счет глубокой переработки производимых полуфабрикатов - это как высокопрочный прокат для авиакосмической отрасли и машиностроения, так и продукты с дополнительной механической обработкой, позволяющие предлагать клиенту уже конечное изделие, а не полуфабрикат. Также мы продолжаем развивать массовые продуктовые линейки, как, например, прокат для анодирования и покраски для строительной отрасли и другое.

В рамках российского рынка у нас следующие ключевые направления продаж: самолетостроение как самый емкий потребитель алюминия, гражданское вертолето- и ракетостроение, транспортное машиностроение, строительство. Так, КУМЗ благодаря изменениям подходов к работе с клиентами и освоению широкой продуктовой линейки на новом прокатном комплексе увеличил долю своего присутствия на клиентах авиакосмической отрасли с 45% до 52% за последние восемь месяцев. Также КУМЗ является одним из ключевых поставщиков металлопроката для таких знаковых отечественных проектов как МС-21, SSJ New, Ту-214 и других.

- Производственные мощности позволят выполнить тот объем заказов, который сейчас есть в отечественном самолетостроении?

- Да, по части прокатной продукции у нас нет никаких сомнений. Раньше наши мощности были заточены на экспортных клиентов, мы работали с крупнейшими мировыми компаниями. Поэтому у нас есть задел и все возможности для поставок на российский рынок самолетостроения. Отмечу, что требования мировых производителей были настолько высоки, что мы в какой-то степени даже избыточно хороши для текущих требований, которые есть сегодня на внутреннем рынке. И будем предлагать те сплавы, которые в России пока еще не применяются.

- По вашим прогнозам, когда можно ждать полную загрузку мощностей?

- Если говорить про новый прокатный комплекс, то мы синхронизируемся с планами наших клиентов из авиакосмической отрасли. Уже сейчас контрактуемся на 2024-2026 годы. Видим, что потребление по ряду отраслей возрастает в 3-5 раз относительно 2022 года. Соответственно, если будут реализованы все планы в авиастроении, в чем у нас нет сомнений, загрузка нового прокатного комплекса к этому времени будет близка к полноценной.

По кузнечно-прессовой продукции в большинстве номенклатур мы выросли с 2021 года в 8 раз, если сравнивать первые полугодия этих периодов. Заказы на кузнечно-прессовую продукцию завод принимает уже на 2027 год. Квоты полностью выбраны, соответственно, не развиваться в этом направлении нельзя. Поэтому развитие кузнечно-прессового производства в списке приоритетных для КУМЗа.

- Новые направления требуют дополнительных вложений. Каковы ваши планы по инвестициям в производство?

- В свое время большой объем средств был направлен в новый прокатный комплекс, в пересчете на сегодняшний курс - 90 млрд рублей, но за последние года три инвестиций фактически не было. Сейчас появилась тенденция к диверсификации производства на КУМЗе. Так, в начале 2023 года мы направили значительные инвестиции в кузнечно-прессовое производство и буквально на днях взяли обязательства перед Минпромторгом по этому направлению. Серьезные инвестиции планируем в него в 2024 году и далее. Это как раз наш ответ на тот спрос, который сейчас есть в России.

Раньше мы вообще считали себя чисто прокатчиками. В стратегии не планировали развивать кузнечно-прессовое направление, а даже наоборот, думали о его закрытии. Теперь же ситуация, сложившаяся в стране и мире, говорит о том, что нужно принимать участие в этом переделе и занять хорошую долю рынка. Планы - с 27% в 2022 году до 37% в 2027 году.

Мы уже частично перестроили процессы завода под изменение конъюнктуры рынков наших ключевых отраслей-потребителей. Ждем, когда КУМЗ увидит существенный прирост спроса в гражданском самолетостроении, и мы ответим на него сполна и свыше того качества, которое требуется в нашей стране.

В целом, если говорить про текущий период, то планируем увеличение объема инвестиций в 2024 году относительно 2023 года в 3 раза. Это существенные средства. Точную сумму не назову, очень много нюансов, связанных и с условиями кредитования, и с программами, которые реализуются в стране. Но обязательства уже приняты, и понимаем, как и для чего это делаем.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще