Эксклюзив 1 августа 2011 г. 10:16

Гендиректор НПК "Уралвагонзавод" О.Сиенко: "Нам нужен стратегический партнер, который что-то привнесет в развитие корпорации"

Гендиректор НПК "Уралвагонзавод" О.Сиенко: "Нам нужен стратегический партнер, который что-то привнесет в развитие корпорации"

Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", решение о создании которой на базе УВЗ было принято в 2007 году, сегодня переживает этап динамичного формирования вертикально интегрированной структуры. НПК объединяет более 20 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. О корпоративной политике корпорации и работе с проблемными активами, о сокращении доли государства в НПК, о приобретении и создании новых производств, выходе на новые рынки в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор УВЗ Олег Сиенко.

- Олег Викторович, каких финансовых и производственных результатов удалось добиться корпорации за прошедшее полугодие?

- Мы, как правило, не подводим итогов квартала и первого полугодия, потому что только начали разделять баланс гражданской и военной продукции. А наши изделия оборонного назначения порой изготавливаются на протяжении семи-девяти месяцев, соответственно результаты кварталов могут быть непоказательными.

В начале года мы немного пробуксовывали из-за того, что не были вовремя сделаны и поставлены комплектующие, но мы себя дисциплинировали, сейчас работаем в графике тех планов, которые у нас были в начале года.

- Как обстоят дела у "дочек" корпорации, кто показывает себя хорошо, кто в "отстающих" по тем или иным причинам?

- Думаю, что относительно "дочек" у нас все более или менее заработало. Например, у "Завода N9" (Екатеринбург) были определенные проблемы. Сейчас он функционирует так, как нам хотелось.

По отношению к 2010 году улучшилась экономическая обстановка на "ЧТЗ-Уралтрак", поскольку продукция завода стала пользоваться хорошим спросом. Появились солидные контракты с южными соседями. К примеру, Туркмения заказала большое количество техники. Сейчас думаем о модернизации предприятия. Впоследствии же с кем-то из стратегических партнеров создадим новый продукт для пополнения линейки производимой продукции. В настоящее время это неспешный процесс, но уже в конце этого года мы планируем стартовать, для того чтобы понимать, что мы будем делать на предприятии в последующие периоды времени.

Сейчас в Омске мы начали реализовывать проект по строительству нового завода по производству подвижного состава, в частности полувагонов "196-01" с нагрузкой на ось в 25 тонносил, для того чтобы обеспечить наши транспортные проекты по вывозу энергетических углей с Дальнего Востока и Сибири. Надеемся, что на следующий год мы этот проект запустим.

Дочерние предприятия в Нижнем Новгороде достаточно успешны. Они в росте.

А вот санкт-петербургский куст (ОАО "ВНИИТРАНСМАШ", ОАО "ЦНИИМ", ОАО "СПЕЦМАШ" - ИФ) вызывает опасения. Пока там идет вялотекущая работа. Мы не являемся полноценными акционерами на предприятиях. В следующем году планируем начать там что-то делать, а сейчас нам нужно принять решение о нашей позиции на этих предприятиях. Нужно будет либо докупать пакет, либо выходить из состава акционеров. Зависеть это будет от того, какие потребности появятся у корпорации в долгосрочной перспективе. Если потребности не будет - выйдем из состава акционеров.

В конце года планируем завершить работу над долгосрочной стратегией корпорации, исходя из которой и будем обсуждать вопросы по развитию дочерних структур.

- В продолжение разговора о "дочках", на какой стадии находятся переговоры с правительством Челябинской области о перспективе покупки корпорацией доли региона в уставном капитале ОАО "ЧТЗ-Уралтрак"?

- У нас четкие договоренности с руководством области. Мы обмениваем на эти активы часть объектов социальной инфраструктуры, что, в принципе, нормально для нас. Для области эта инфраструктура важна. Мы приветствуем всю эту работу, находимся с администрацией региона в полном взаимопонимании. Губернатор четко и недвусмысленно обозначает те шаги, которые мы совместно должны сделать. Мы благодарны ему за такой подход.

- Кроме того, челябинский губернатор Михаил Юревич выступал с инициативой о передаче УВЗ "трамвайных" активов ФГУП "Усть-Катавский вагоностроительный завод", входящего в состав Федерального космического агентства. Произойдет ли это?

- У нас есть желание приобрести эти активы. Мы свою позицию уже высказали. Я написал письмо руководителю Роскосмоса. Очевидно, что трамваи - это скорее наш профиль, а не космического агентства.

- Возможно ли создание на базе Усть-Катавского завода кластера по производству рейсового электротранспорта нового поколения?

- Мы к этому стремимся. Но пока зачем обсуждать то, чего у нас нет? Если "трамвайные" активы войдут в состав корпорации, мы, конечно же, будем создавать кластер. Ведь сегодня трамвайный парк во всех городах России просто устарел и требует полного обновления.

Если предприятие войдет в состав корпорации, будем думать, какую новую разработку мы возьмем за основу для производства на двух площадках - на "Уралтрансмаше" и на этом заводе. На этих площадках будем дальше развивать разработку, механизмы для этого есть.

- Как УВЗ планирует развивать своих ж/д операторов? Возможно, существуют намерения по продаже "УВЗ-Транс"?

- Пока мы не думаем о продаже этой компании, а вот развивать ее точно будем. У нас есть перспективы по перевозке грузов горнорудных и нефтяных компаний. Они обладают большой грузовой базой, имеют потребность в нас. Мы хеджируемся, создавая транспортные компании, это нормальная практика.

Если рынок будет проседать, мы будем сами покупать вагоны и перемещать грузы. Мы пошли в этот сегмент, потому что понимаем, что это выгодно. Благодаря этому не только обеспечиваем загрузку нашего предприятия, но и получаем дополнительную доходность. Мы считаем, что за этим будущее.

- Тогда с чем связано желание УВЗ продать 49% своих акций другого транспортного предприятия, совместного с "Транснефтью" "Востокнефтетранса"?

- Мы считаем, что на этом предприятии в настоящее время, мягко говоря, неэффективный менеджмент. Деятельность нового менеджмента не приносит никакого дохода. На мой взгляд, они вообще не умеют управлять парком. При таких условиях мы, как госпредприятие, не получаем доходов. Впрочем, так же как и "Транснефть".

Для меня вообще не понятно, почему они держат такой менеджмент. У нас ответов на вопрос об "эффективности" менеджмента много, а у них таких ответов нет, хотя они полностью контролируют этот менеджмент.

- Олег Викторович, решен ли вопрос по участию УВЗ в уставном капитале корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный"?

- Мы состоим с ними в стратегических отношениях. Работаем тандемом в сфере предоставления подвижного состава, в поставках дорожно-строительной техники, которая в огромных количествах потребуется для реализации проекта. Ну и, безусловно, после того, как они пустят в эксплуатацию железную дорогу, будем заниматься перевозкой углеводородного сырья. Мы понимаем, что нужны друг другу. Мы будем идеологически и практически помогать им в тех стратегических моментах, которые они заложили в свою основу.

Мы будем участвовать в акционерном капитале "Урала промышленного", но пока не пришли к той или иной конкретной точке в отношении объемов. Идет процесс переговоров, в обозримом будущем мы придем к консенсусу.

- Приняла ли корпорация однозначное решение по поводу "сделки поглощения" активов казахстанской группы "Камкор Менеджмент"?

- Мы находимся в постоянном контакте с казахстанскими коллегами. Сейчас проводим due diligence по отдельным предприятиям группы. После этого будем принимать решение.

Для нас привлекателен казахстанский рынок, так как мы все-таки вошли в единое экономическое пространство. Я вижу только плюсы этой сделки. Мы расширим свои границы не только географически, но и экономически. Сейчас мы занимаем четверть рынка СНГ по подвижному составу. Казахстанский рынок позволит подвинуть эту планку вверх.

- Планирует ли УВЗ выпуск облигаций или проведение IPO под новые проекты?

- Необходимые нам семилетние облигации мы уже выпустили, за счет этого сократили кредитный портфель. Облигации разместили удачно, под хороший процент.

Думаю, если нам понадобятся инвестиции, то корпорация готова к выпуску новых облигаций. Но основой инвестирования будет федеральная целевая программа. Безусловно, будем участвовать и собственными средствами.

- А в каком объеме выполнена инвестпрограмма корпорации?

- Инвестпрограмму мы тащим полностью на себе. По отдельным проектам, может быть, немного отстаем от планов, но уже виден свет в конце тоннеля.

На следующий год, если защитим проект перед акционером, приступим к строительству нового завода в Нижнем Тагиле (Свердловская область). Сейчас на 70% сформировано понимание того, что мы будем делать на долгосрочную перспективу. Этот проект будет направлен на улучшение качества продукции и максимальную автоматизацию производства как по гражданской, так и по военной тематике. Завод будет располагаться на соседней с "Уралвагонзаводом" площадке, но здесь будет совсем другая концепция обучения, управления, производства и конечной сборки.

- Озвучивался и еще один проект - строительство в городе Балаково нового завода по производству заготовок для вагоностроения. Удалось ли договориться с властями Саратовской области об этом проекте?

- Договориться удалось. В нынешнем году приступаем к общестроительным работам. Планируем, что в конце 2011 года будем возводить корпуса, а после Нового года начнем монтаж оборудования.

- Не один год одной из ключевых проблем было качество вагонов. Как корпорация планирует работать с этой проблемой, насколько серьезно строительство новых предприятий продвигает тему качества вперед?

- У нас есть четкое понимание: подвижной состав должен быть качественным. От этого в первую очередь зависит безопасность движения. Но, к сожалению, в этом вопросе есть нюансы. Наши соседи по СНГ выпускают вагоны с нулевым качеством. Потом такие вагоны попадают в один состав с нашими, опрокидываются и тянут за собой наши. Конкуренты из СНГ гонятся не за качеством, а за количеством. Сейчас и на такие вагоны есть большой спрос, тем не менее, я считаю, рынок все регулирует. Спрос на дешевую и некачественную продукцию постепенно станет гораздо меньшим.

Если же говорить о новых предприятиях, то они будут выпускать продукцию иного уровня и по качеству, и по сроку межремонтного пробега, и по грузоподъемности. В новых заводах практически не будет ручного труда, это самое главное. Один оператор будет управлять всем потоком, а не огромное количество людей, которые то приходят на работу, то не приходят. Здесь будет действовать автоматический конвейер.

- Пока не запущены новые производства, корпорация решает проблему качества в том числе поставками комплектующих, литья из-за рубежа. Уже работает контракт по литью с Китаем, озвучивались планы о поставках литья от французской компании Sambre et Meuse. Начались ли эти поставки сегодня?

- Французские поставки сдвинулись на сентябрь, потому что возникли некоторые проблемы с техническими характеристиками литья. Они, прежде всего, связаны с качеством сырья. К сожалению, сырье, которое традиционно используется на литейном производстве во Франции, не соответствует российским стандартам, так как в нем есть примеси цветных металлов, которые обволакивают структуру металла, что приводит к изломам. Мы не стали рисковать с качеством, решили немного подтянуть технологии. Сейчас готовая продукция находится на испытаниях, а это процесс длительный. Думаю, французское литье, хоть и позже намеченных сроков, все же будет поставляться.

- Как в настоящее время выполняется программа по гособоронзаказу, и какие перспективы вырисовываются на будущий год?

- Программа идет тяжеловато, потому что продукция для модернизации к нам поступила только в апреле. Мы потеряли 4 месяца. Хотя нам и трудно, но мы все равно стараемся ее выполнить, потому что не в наших правилах не выполнять заказов.

Что касается перспективы на будущий год, то могу сказать одно: Минобороны "заказывает музыку" и платит за это деньги. Если они хотят купить какую-то продукцию, то мы должны делать эту продукцию. А уж если они не хотят заказывать что-то, заставить их мы не сможем.

Перспектива в работе с Минобороны у нас есть. Мы доказали, что им необходимо это сотрудничество.

Мы занимаемся проектом танка нового поколения "Армата". О его реализации я сам лично докладывал министру обороны РФ Анатолию Сердюкову, рассказал ему все наши тенденции. Я считаю, что он удовлетворился моими ответами, потому что в них нет никакой иллюзорности. Мы будем применять в танкостроении самые передовые технологии. Если наша промышленность не будет в состоянии делать нужные комплектующие, будем обращаться к тем, кто сможет это сделать.

- Существует информация, что Минпромторг и Минэкономразвития готовы к 2013 году снизить долю государства в акционерном капитале АО "НПК "Уралвагонзавод". Когда и кому будут проданы акции?

- Абсолютно точно, что продажа акций будет проведена эффективно. Я думаю, что это будет либо стратегический партнер, либо какой-то финансовый институт. Акции будут продаваться пакетами, мы не хотим, чтобы они оказались в одних руках.

Нам нужен стратегический партнер, который сможет что-то привнести: технологии, сервисные центры. Сейчас я не хочу гадать на кофейной гуще о том, кто станет владельцем акций. Мы ведем переговоры на эту тему с разными партнерами, в том числе с финансовыми институтами. Но сегодня пока не время говорить о каких-то соглашениях и договоренностях.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще