Эксклюзив 24 августа 2020 г. 11:12

Гендиректор НПП "Старт" им. А.И. Яскина Ринат Идрисов:

"Мы готовы в случае необходимости увеличить объем военной продукции, также ведем активную работу над развитием "гражданки"

"Мы готовы в случае необходимости увеличить объем военной продукции, также ведем активную работу над развитием "гражданки"
Фото предоставлено пресс-службой НПП "Старт"

Научно-производственное предприятие "Старт" им. А.И. Яскина" холдинга "Технодинамика" Госкорпорации Ростех занимается разработкой и производством стартового оборудования для Сухопутных войск, авиации и Военно-морского флота. Об изменениях на предприятии за последние 10 лет, о новых направлениях, а также о планах на ближайшие полгода в интервью корреспонденту агентства "Интерфакс-Урал" Татьяне Матушкиной рассказал генеральный директор завода Ринат Идрисов.

Ринат Махмутович, в прошлом году ваше предприятие отметило 70-летие. С чего все начиналось и какие важные изменения произошли за последние годы?

— Основоположником предприятия был Александр Иванович Яскин, возглавлявший его более 30 лет. Изначально это было специальное конструкторское бюро (КБ), которое занималось разработкой и опытным производством ракетной техники для Сухопутных войск и Военно-морского флота. Позже и многофункциональных пусковых установок для авиации. Для каждой конкретной задачи КБ подготавливало технические решения, разрабатывало конструкторскую документацию, создавало опытный образец. После проведения успешных испытаний участвовало в подготовке серийного изготовления на заводах оборонного комплекса. Так было примерно лет 60. Около 10 лет назад руководство приняло решение о том, что предприятие будет серийно выпускать продукцию, которую мы сами разрабатываем. 

Если говорить о наземной технике, то это транспортно-заряжающие и заряжающие машины, комплекты наземного оборудования — в основном для систем ПВО. Это и "Бук", и "Тор", и С-300, С-400. По военно-морской тематике — это, прежде всего, пусковая установка зенитного ракетного корабельного комплекса "Штиль-1", которая стоит на фрегатах Военно-морского флота Российской Федерации. Три таких фрегата уже в строю. Мы разработали основные элементы системы и также производим для нее транспортно-пусковые контейнеры. По авиационной тематике — это многопозиционные пусковые катапультные устройства.

— По итогам 2019 года предприятие увеличило чистую прибыль по РСБУ в 2,6 раза по сравнению с 2018 годом. При этом доля экспортируемой продукции выросла с 24,4% до 55,4%. Благодаря чему удалось достичь роста?

— Да, действительно наблюдается разница между 2018 и 2019 годами по выпуску экспортной продукции, а также продукции для государственного оборонного заказа (ГОЗ) в сторону увеличения. При этом экспортная продукция сама по себе дорогая. Это повлияло в определенной степени на показатели. Но самое главное — это мероприятия по оптимизации различных процессов и систем, по бережливому производству, которые мы внедряем на предприятии. Мы все заинтересованы в сокращении затрат и издержек. В итоге — больше продаем-меньше тратим. 

Но если говорить о динамике в целом, то стоит учитывать нашу специфику. Когда занимаешься изготовлением военной техники, а у нас почти 100% ее производство, масштабами квартала, полугодия и даже иногда года сравнивать подобные показатели объективно не получается. Такие контракты, как правило, многолетние, и чтобы произвести изделие, требуется немало времени. Например, если мы сейчас получим заказ, то начнем производить продукцию в 2021, а может и 2022 году. Происходит это из-за длительного цикла заказа комплектующих изделий. Так, титановые заготовки при 100%-ой предоплате мы получим только через год. Соответственно, если она используется в производстве, с учетом испытаний для изготовления изделия потребуется порядка двух лет. Поэтому контракты по изделиям, которые мы реализовали в текущем году, были заключены 2-3 года, а то и 5 лет назад.

— На сколько сегодня предприятие загружено заказами? 

— При том количестве персонала, который у нас сегодня есть, загрузка на 2021 год близка к 100%. В 2017 году, когда я возглавил "НПП "Старт", предприятие также было полностью загружено заказами. Но, несмотря на то, что тогда много отдавалось на кооперацию другим заводам, были срывы контрактов. Теперь мы все поставляем вовремя. При этом большую часть того, что мы раньше отдавали на кооперацию партнерам, которые изготавливали некоторые детали, сейчас забираем и постепенно все локализуем у себя. За эти годы мы провели значительную модернизацию производства, благодаря чему нарастили производственные мощности и у нас теперь есть запас. Мы всегда готовы в случае необходимости увеличить объем выпуска военной продукции, кроме того, ведем сейчас активную работу над развитием "гражданки". Если взять все мероприятия, проведенные за последние 3-4 года, то мы нарастили производственные мощности примерно в 1,5 раза.

— Что касается производства гражданской продукции, какова ситуация на сегодня? 

— У нас есть для этого все необходимое — конструкторские компетенции и производственные мощности. Кроме этого, мы можем позволить себе нанимать дополнительный персонал и производить конкурентную гражданскую продукцию. Но в целом, это направление для нас в большей степени новое. Завод всегда концентрировался на "военке", серийно производя технику для российской армии. Это обеспечивало стабильную и полную загрузку. Поэтому производство "заточено" под военную продукцию и гражданским направлением предприятие фактически не занималось. В 90-е годы нам, конечно, приходилось как-то выживать, что-то делать, разработок в те годы, благодаря мощному КБ, к слову, было немало. Но после 2000-х годов, особенно после 2010 года, предприятие начало получать стабильные заказы по военной продукции, приобрело функции серийного завода. Заказов было много, поэтому очевидно, что все силы были направлены на военную продукцию, о выпуске гражданских изделий никто и не думал.

Примерно с 2017 года мы набрали достаточный темп производства продукции по ГОЗ и экспортной линии, чтобы идти с опережением графика. Это позволило высвободить ресурсы и мощности, которые могут быть задействованы для "гражданки". Мы понимаем, что когда ГОЗ снизится, предприятие надо будет чем-то дозагружать. И именно востребованная гражданская продукция позволит нам поддерживать стабильное развитие. Уже сейчас на предприятии сформирована команда, которая работает над этим направлением: ведутся разработки, создаются новые продукты. 

В 2017 году мы подтянулись, последние два года даже идем вперед сроков по нашей основной продукции по линии экспорта и линии ГОЗа. Начали задумываться об организации производства "гражданки". Появились мощности, появились возможности. В прошлом году была собрана определенная команда, которая занялась развитием направления по производству гражданской продукции.

— Когда станет возможным довести процент гражданской продукции до значений, обозначенных президентом РФ Владимиром Путиным? Какие разработки есть у предприятия?

— 2020 год мы объявили годом гражданской продукции, продолжая, конечно, заниматься нашей основной военной продукцией. Было принято решение, что производить в большом объеме недорогую продукцию — это не наша специфика, так как мы производим продукцию мелкими сериями, но серьезную с технической и конструкторской точки зрения. Кроме того, мы входим в холдинг "Технодинамика" Госкорпорации Ростех, благодаря чему у нас есть определенный ресурс. Исходя из этого, мы решили не заниматься мелким производством, а делать что-то серьезное и сконцентрироваться на масштабных и технически сложных изделиях. 

Одна из наших разработок — это двухуровневая механизированная парковка, ей мы занимаемся порядка полутора лет. Такие парковки спроектированы с целью увеличения количества машиномест в паркингах жилых комплексов или бизнес-центров, позволяют на одном стандартном парковочном месте разместить два автомобиля. Мы разработали первый опытный образец, показали его на выставке "Иннопром". Проанализировав его, поняли, что у нас получилось надежное хорошее изделие, так как в силу специфики по-другому мы не можем производить. Но оказалось, что из-за высокой себестоимости изделие получилось мало конкурентоспособным. Мы можем сделать все, что угодно, но производство гражданской продукции подразумевает конкурентный рынок, где кроме всего остального решающим фактором зачастую является цена. На сегодняшний день мы это изделие доработали, привели его по себестоимости к рыночной цене, разумеется без потери основных качеств. В сентябре у нас должен быть готов новый образец и мы должны выйти на испытания.

Среди разработок есть еще модульная многоуровневая парковочная система, где предусмотрен пазловый принцип хранения автомобилей по типу складов-накопителей. Они могут встраиваться в здание или быть реализованы как в наземном, так и в подземной исполнении, иметь до шести ярусов над землей и до двух ярусов ниже уровня земли. Технологически мы ее разработали, но опытный образец запускать не стали. Посчитали, что это затратно, поэтому будем изготавливать это изделие под конкретного заказчика.

Кроме этого, мы провели обучение персонала и привлекаем сотрудников к интересным разработкам по линии гражданской продукции. Объявили конкурс, который шел несколько месяцев. Любой работник завода мог предложить соответствующее изделие. Мы отобрали варианты, которые потенциально для нас интересны, над которыми мы будем работать более предметно. Ну а победители получили от 50 до 100 тыс. рублей в зависимости от занятого места.

В целом, по доли гражданской продукции в общем объеме производства будем стараться выходить на нужный нам процент к 2025-2030 году.

— Как ситуация с коронавирусом повлияла на работу вашего предприятия? Можно ли уже сейчас делать прогнозы работы компании во втором полугодии? 

— Изменений в объеме заказов нет. По военной тематике заказы есть, мы законтрактованы и работаем в полном режиме. На сегодняшний момент завод ведет достаточно много новых серьезных разработок изделий для авиационной, наземной и морской тематик. У нас есть крупные интересные контракты, но о них мы расскажем позже. Конструкторское бюро на сегодняшний день загружено на 100%.

Моменты с пандемией больше повлияли на гражданскую продукцию, потому что поставщики комплектующих жду гражданской продукции иначе реагировали на ситуацию. Всем заводам было тяжелее работать по гражданской продукции. Поэтому по данному направлению у нас были какие-то задержки. Но эти проблемы решаются. Я думаю, что все поставленные задачи мы реализуем. У нас есть наработки с правительством Москвы, Московской области, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, так как наши парковки интересны прежде всего крупным городам. Думаю, в этом году доведем изделие "до ума".

Так что в текущем году я не вижу никаких проблем: идем по плану, все выполняем в срок, а по некоторым и раньше срока. По гражданской продукции все, что запланировали, тоже выполним.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще