Минувший, 2014 год, сложился достаточно успешно для "Уральских авиалиний", авиакомпания преодолела долгожданную планку в 5 млн перевезенных пассажиров, и даже напряженный конец года не помешал авиаперевозчику завершить год с прибылью. В компании признают, что текущий год будет сложным и для "Уральских авиалиний". В интервью агентству "Интерфакс-Урал" генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов рассказал, как его авиакомпания планирует работать в условиях "дорогих" кредитов и больших расходов, среди которых и валютные лизинговые платежи.
- Сергей Николаевич, могли бы Вы охарактеризовать прошедший год, каким он выдался для вашей авиакомпании?
- Мы отработали минувший год неплохо. Освоили дополнительно пять самолетов. На конец года у нас было 34 самолета. По пассажирам у нас прирост - плюс 17% - это один из лучших показателей в целом по гражданской авиации. Год закончили с прибылью. Сейчас трудно сказать какая, идут окончательные подсчеты. Конец года выдался крайне тяжелым, связано это, прежде всего, с девальвацией рубля. Возникли проблемы с кредитованием, поскольку в зимний период компания всегда перекредитовывалась, а летом - возвращала ресурсы.
- Какие задачи у "Уральских авиалиний" на текущий год?
- Вошли в 2015 год. Текущий год будет крайне непростой: по нашим оценкам падение числа перевезенных пассажиров в целом по гражданской авиации составит не менее 10%. Прежде всего, это падение на международных рейсах: количество чартерных пассажиров и количество пассажиров на регулярных рейсах снизилось. Причины тоже общеизвестны - доллар и евро очень дорогие. Поэтому население, скорее всего, будет путешествовать по нашей стране: южные направления Крым, Сочи, Анапа и весь Краснодарский край. Ожидаем большой поток на Дальний Восток, особенно во второй половине лета, когда пойдет нерест рыбы. Желающих посмотреть на это будет очень много. Это подтвердилось и в 2014 году.
В целом в 2015 году планируем удержать достигнутую в 2014 году планку по пассажирообороту и перевезем более 5 млн пассажиров.
- На фоне осложнения экономической ситуации в целом, роста курса валют какие планы по расширению авиапарка? Ранее Вы говорили об увеличении до 39 самолетов.
- В этом году мы возвращаем два самолета, которые отработали в авиакомпании определенное количество лет. Один самолет сейчас получаем, уже идет приемка воздушного судна в Европе, это A319. Еще два в стадии проработки. Таким образом, на конец 2015 года флот авиакомпании составит 34 или 36 воздушных судов.
- Как оцениваете сегодня кредитную нагрузку на предприятие?
- У нас небольшая задолженность в сравнении с другими авиакомпаниями - около 4 млрд рублей. Но, все равно трудно. Кредиты со ставкой 25% не позволяют развивать авиацию. Это приводит к стагнации в отрасли.
Приятно было слышать, что Центробанк принял решение понизить ключевую ставку на 2 п.п. Наверное, будут и дальнейшие шаги в этом направлении. Мы сейчас минимизировали новые кредиты. Стараемся обходиться без них. Будем ждать лучших времен, уверены - все будет хорошо.
- Есть ли у авиакомпании валютные кредиты "на руках"?
- Нет, у нас только рублевые кредиты. У авиакомпании очень добрые взаимоотношения со Сбербанком. Владимир Алексеевич Черкашин (председатель Уральского банка Сбербанка - ИФ) всегда внимательно относится к нашей авиации, в меру сил и возможности помогает. Также налажена работа с другими крупными банками, например, ВТБ.
- Не планирует ли авиакомпания привлекать средства другим путем, например, за счет размещения допэмиссии или выпуска облигаций?
- Нет, не планируем. Да и сейчас, пожалуй, не то время. Думаю, что только на большом подъеме экономики можно этим заниматься.
- Авиакомпания берет воздушные суда в лизинг у российской или зарубежной компании? Расчеты идут в рублях или иностранной валюте?
- "Уральские авиалинии" берут воздушные суда только у самых крупных в мире иностранных лизинговых компаний, оплата, конечно, в долларах. В связи с этим увеличилась нагрузка на компанию, потому что часть долларов покупается на рубли в России, а больше половины долларов у нас поступает от продажи билетов в страны СНГ и дальнее зарубежье. Поэтому где-то 50% выручки авиакомпании либо в рублях номинированных в доллары, либо в долларах. Такой симбиоз построенного бизнеса позволяет достаточно свободно существовать и при этом курсе рубля. Лизинговые платежи у нас составляют $12 млн в месяц.
- Есть ли возможность договориться с лизингодателем о снижении стоимости аренды?
- Нет, тут бессмысленно вести переговоры. Мы подписали все договоры, и не можем уходить в сторону снижения цены. Просто могут быть корректировки в системе оплаты: зимой - поменьше, летом - побольше. Вот в этом моменте у нас есть договоренности с некоторыми лизинговыми компаниями. Они видят в нас надежных партнеров, поэтому идут на встречу.
- Что касается авиатоплива, насколько в 2014 году увеличились расходы на него по сравнению с 2013 годом, что стало причиной? Какой рост по данной статье расходов заложен на 2015 год?
- С авиатопливом сложилась несколько странная ситуация. Мы же заправляемся не только в России, но много и за рубежом. Сейчас стоимость заправки в европейском аэропорту выводится по формуле, в которой главный элемент цена нефти на бирже. Естественно, благодаря этой формуле понизилась цена топлива за рубежом. В России этого, к сожалению, до конца января не было. Топливо даже немного выросло, несмотря на то, что нефть обвалилась до $50, но в конце января крупные ТЗК начали снижать цены. Надеюсь, что стоит ждать такого же понижения цены от "Роснефти" в Кольцово. Это все-таки поможет нам пережить этот трудный период.
- В общем объеме затрат, расходы на топливо сколько составляют?
- На долю топлива приходится около 30%.
- А как все выше сказанное отразится на стоимости билетов? Каковы планы авиакомпании в этом направлении?
- Стоимость билетов на некоторых направлениях номинирована в долларах, просто люди платят в рублях, и поэтому, конечно, тарифы в рублях выросли. Это естественно. Как я уже подчеркнул, мы платим большую сумму за лизинг самолетов именно в валюте, и другого пути здесь нет. Кроме того, аэропорты поднимают цены на обслуживание. На 2015 год стоит готовиться к росту цен на билеты в 10-15%. На мой взгляд, это разумный рост, учитывая, что рубль обесценился в два раза, то такой подъем цен с нашей стороны будет этичным.
- Ряд авиакомпаний уже заявили о приостановке регулярных рейсов в связи с низкой загрузкой и реализацией программ снижения издержек. Не планируете ли вы пересматривать маршрутную сеть?
- Корректировка маршрутной сети началась еще в прошлом году: меньше стало чартеров в Египет, в Анталию, уменьшилось количество пассажиров в Чехию, немного меньше в Германию стали летать. Главная потеря это, конечно, частотность рейсов и чартеры. В нашем авиапарке только самолеты Airbus семейства А320. Это узкофезюляжные самолеты с пассажирской вместимостью от 134 до 220 кресел, их можно легко из одного вектора полетов перенести в другой вектор. Когда сократилась чартерная программа и полеты по регулярным рейсам в дальнее зарубежье, мы поставили эти самолеты внутри страны. И 2015 год будем делать тоже самое. Сегодня мы сформировали все заявки на полеты, включая дальнее зарубежье, но всегда готовы в случае изменения на рынке переставить самолеты на внутрироссийский рынок.
Прирост полетов по России в 2014 году к 2013 году составил 50%. Сейчас формируется летнее расписание, есть много заявок от чартерозаказчиков на зарубежные рейсы, но спрогнозировать состоятся ли они проблематично. По нашим оценкам основной прирост в 2015 году, как и в 2014, будет за счет внутренних направлений. Конечно, будут и чартеры, и Египет, и Анталию, и Германию, и Чехию, но с меньшей частотностью. Развитие получит китайское направление. "Уральские авиалинии" уже выполняют рейсы в Китай из четырех городов страны. Основной объем, конечно, это из Екатеринбурга и на Пекин, и на Харбин. Мы ожидаем большие перевозки с Китаем в связи с "Иннопромом", поскольку на ней будет отдельный большой павильон КНР. Думаю, что будет много пассажиров.
- В минувшем году Украина выставила штрафы российским авиакомпаниям за использование своего воздушного пространства, в том числе, "Уральским авиалиниям"? Как обстоит ситуация сегодня?
- Совершенно странная претензия российским авиакомпаниям за полеты в Крым, что мы летаем над территорией Украины. Мы летаем через Ростов и не залетаем на Украину вообще. Особенно после той катастрофы малазийского Boeing. Все рейсы идут в облет. Мы считаем, что мы летаем в Россию, Крым - это Россия, и не понимаем, какие к нам претензии.
- То есть выплачивать этот штраф не планируете?
- Мы не собираемся его выплачивать. Сейчас этим вопросом занимается Росавиация, это не наш уровень.
- Какие на Ваш взгляд меры могут быть приняты на федеральном, а может быть областном уровне для поддержки российской авиации в целом и вашей авиакомпании в частности?
- Федеральные власти пытаются предпринять какие-то шаги по активным просьбам Министерства транспорта РФ и Ассоциации авиакомпаний России. В частности, предполагается понизить НДС для внутрероссийских авиаперевозок с 18% до 10%. То есть налоговая льгота для нас составит 8%. Ведутся разговоры, но пока не вижу результата по решению вопроса по частичному финансированию ставки кредитования. Как это будет сделано, пока трудно сказать.
Сохранились традиционные льготы для пассажиров на полеты с Дальнего Востока в центр страны. Наверное, сохранятся льготы по полетам в Крым, по крайней мере, это поможет сделать билеты более разумными по цене.
Федеральные власти внимательно к нам относятся и пытаются нам помочь. Все понимают, что без авиации в нашей большой стране не обойтись. Поддерживать авиацию как-то надо, лучше, если это будет поддержка для всех авиакомпаний, а не выборочно.
Региональные власти тоже внимательно отслеживают деятельность авиакомпании. Губернатор Свердловской области активно нам помогал в окончании строительства и запуска технического центра обслуживания западных самолетов. Я ему очень благодарен. Правительство Свердловской области частично льготирует налогообложение авиакомпании по главным проектам.
Участники ОПГ на Урале пойдут под суд за ряд тяжких преступлений
Тюменской пенсионерке заплатят компенсацию за перелом на скользкой дороге в центре Екатеринбурга