Рынок CD/DVD дисков неуклонно падает. И если раньше среди причин, вызывающих падение рынка, эксперты называли снижение покупательского спроса, то сейчас это связано с постоянным развитием IT-технологий. Как в этих условиях удается не просто остаться в рынке, а развиваться и реализовывать новые проекты, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал владелец и гендиректор крупнейшего в РФ производителя носителей информации - "Уральского электронного завода" - Виктор Улитин.
- Виктор Геннадьевич, Вы стали владельцем "Уральского электронного завода" в 2011 году, когда рынок компакт-дисков находился на спаде, с расчетом на запуск новых высокотехнологичных производств. Расскажите, что удалось Вам сделать на предприятии за это время, что на сегодня из себя представляет компания?
- В начале 2011 года предприятие находилось в достаточно сложном финансовом состоянии: долгов было больше, чем активов, перспективы дискового рынка были достаточно туманны. С тех пор ситуация на заводе сильно изменилась.
Во-первых, мы достаточно активно начали входить на новые технологичные рынки, прежде всего флэш и компьютерной периферии, и теперь четверть всей выручки приходится на это направление. Во-вторых, нам удалось сохранить и даже несколько увеличить объем по штамповке CD/DVD. И самое главное - нам удалось нормализовать финансовую ситуацию, значительно сократить кредиты, выйти на прибыльную работу и уравнять активы и обязательства.
Наша совокупная выручка по холдингу сейчас превышает 2 млрд рублей в год, а банковская кредитная нагрузка за 2 года снизилась на $6 млн и сейчас составляет $11,9 млн.
- Удалось ли Вам за время, прошедшее со сделки, окупить вложения (средства, направленные на выкуп доли предприятия)?
- Пока об окупаемости для собственников речь не идет. Все зарабатываемые деньги направляются на новые проекты. Но в целом можно говорить, что я весьма доволен достигнутым результатом за прошедшие два года и даже не ожидал, что мы сумеем справиться с трудностями и начнем реализовывать новые проекты за такое короткое время. Это оказалось возможным благодаря опытной дисциплинированной команде, сформированной за 20 лет работы в этой отрасли.
- Какие проекты по созданию новых производств Вы готовите к реализации или уже реализовали? Сколько средств было направлено на эти цели?
- Естественно, что новые проекты мы начали с освоения близкой нам с точки зрения каналов дистрибуции темы производства и продаж флэш-памяти и компьютерной периферии. Вход на это направление рынка потребовал от нас мобилизации более $3 млн.
К сожалению, пока не получается вхождение на рынок производства высокотехнологичной и медицинской техники, потому что крупнейшим заказчиком на этом рынке являются государственные и муниципальные структуры. А они предпочитают идти по простому, пусть более дорогому для бюджета, но зато более выгодному для своего кармана пути заказа готовой некачественной продукции в Китае и странах ЮВА. Зачем нужно поддерживать своего производителя, если можно поддержать свой карман?
Но мы не останавливаемся и сейчас ведем переговоры о локализации сборки технологического оборудования с двумя крупнейшими сотовыми операторами. К сожалению, в России практически не осталось частных производителей, тех, кто умеет хоть что-то производить. Нефтегазовая игла позволяла не обращать внимания на собственные производства. Зачем нужно пестовать своих производителей, а затем маяться со сбором с них налогов, когда можно одним движением пошире открыть заслонку, и деньги сами потекут в бюджет. Вот эта река и вымыла почти все частные заводы. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Нам удалось устоять и под напором этой реки, и под напором государственного пресса. Мне кажется, впереди нас ждет индустриальный бум, когда производителей будут носить на руках. Но он окажется возможен только при грамотной экономической политике тех, кто у власти.
- Существует ли у Вас масштабный бизнес-план развития предприятия?
- Наш рынок имеет специфическую особенность быстрой и часто непредсказуемой смены направлений. Это делает сложным и малопродуктивным построения планов, выходящих за рамки полутора-двух лет. Кто бы мог предсказать бурное развитие непрактичных планшетов? В то же время основной темой обсуждения были облачные технологии, а они развиваются очень неспешно. Бурные флэшки и вялый в России Blu Ray.
За 20 лет работы мы научились анализировать основные тенденции рынка, действовать умеренно-консервативно, и пока мы не делали крупных ошибок в определении тенденций. Но и говорить о том, что мы можем слишком далеко заглядывать в будущее, к сожалению, тоже не приходится.
- Как вы оцениваете конкурентоспособность продукции завода, что делается в этом направлении?
- А зачем мне ее оценивать? Ее оценивает рынок. И пока его оценки чаще положительны, хотя и проблемы тоже случаются.
- Ранее сообщалось, что к 2014 году доля дисков в обороте компании должна сократиться с 95% до 15%. Сохраняются ли эти планы? Какова ситуация сегодня?
- Сегодня соотношение такое: 65% - диски, 25% - флэш и периферия, 10% - сторонняя упаковка. Думаю, к середине 2014 года доля дисков сократится до 50%, а к концу - до 25%. Но это произойдет прежде всего не за счет падения количества производимых дисков, а за счет развития новых направлений.
- Как в целом Вы можете проанализировать рынок CD- и DVD-дисков? Еще 5 лет назад аналитики говорили о том, что объем этого рынка достиг своего предела и в ближайшее время будет ежегодно сокращаться.
- Рынок CD/DVD дисков действительно сокращается со скоростью 20% в год. Но вместе с этим сокращением идет процесс вымывания с рынка слабых заводов, и их объем перераспределяется среди оставшихся. За прошлый год с рынка ушло два крупных завода. Сейчас в России из крупных игроков, по сути, остались мы и завод SONY DADC в Москве, принадлежащий одноименному концерну. Но по производственным мощностям мы крупнее этого завода в 3 раза. И мне кажется, у нас есть все шансы уйти с этого рынка последними.
Многие наши заказчики, например, издательство "Просвещение", 1С, Лаборатория Касперского, Новый диск и другие будут оставаться на этом рынке как минимум 2 года, а если и будут уходить с этого формата, то на наш же флэш. Переход в онлайн-продажи программных продуктов далеко не всегда возможен. Так, по данным Лаборатории Касперского, которая продает свою продукцию по всему миру, даже в Америке и Японии на долю интернет-продаж приходится не более 10% продуктов. Людям психологически достаточно сложно покупать за 100-200 долларов набор абстрактных паролей. Они хотят взять в руки красивую коробку. Люди любят красавицу Бриджит Бардо больше, чем сухую Марию Кюри. А еще лучше, когда за внешностью Бриджит скрывается содержание Марии, как это происходит в нашем случае.
- В планах предприятия также было создание СП с индийской Moser Baer по производству флэш-памяти, возможно другой продукции. Сохраняются ли планы по этому проекту?
- После того как таможня и следственный комитет 2,5 года вели в отношении нас уголовное дело, пытаясь доказать, что оборудование, внесенное в наш уставный капитал иностранным инвестором, является контрабандой в особо крупном размере, это отбило и у нас и у наших иностранных партнеров всякую охоту к подобным экспериментам. Я восхищаюсь Луи Пастером, но не хочу проделывать его путь. Кстати, это к разговору о государственной поддержке производителей.
- Сотрудничаете ли вы с научными структурами - прикладной, вузовской, академической наукой, есть ли подобная потребность у высокотехнологичного производства, или Вы пользуетесь готовыми зарубежными разработками? Может ли такая потребность возникнуть в перспективе, готовите ли Вы какие-то возможные совместные разработки с российскими учеными?
- На наш взгляд, основной научной структурой, объединяющей и прикладную и академическую науку, а также основной кузницей профессиональных кадров на Урале является Уральский федеральный университет. Нам очень нравится путь, который выбрал его новый ректор Виктор Кокшаров. Хоть он и гуманитарий по образованию, но нам импонирует его энергичный, взвешенный подход, который, судя по темпам, в скором времени приведет наш университет в пятерку лучших российских вузов и сотню мировых. А сами понимаете, что без хороших производственных кадров в нашем бизнесе никуда.
А с точки зрения разработок, нам кажется, что в России нужно начать хотя бы производить то, что уже десятилетия производится в Европе, Америке и ЮВА. Те же флешки у нас сейчас не делает никто. Приведу пример: для того, чтобы делать блистерную упаковку, нам нужно изготовить металлические бобышки определенной точности и чистоты. Частных металлообрабатывающих предприятий - раз и обчелся, а большие неповоротливые государственные заводы либо вообще за это не берутся, либо задирают такую цену, что проще готовые из Китая привести. Для того чтобы внедрять новые разработки, нужно сначала научиться делать по уже готовым рецептам. А для этого нужны не одно и не пять предприятий, подобных нашему, а сотни и тысячи.
Но еще раз повторюсь. Природа и экономика не терпят пустоты. Скоро и на нашей улице будет праздник.