Мировой финансовый кризис, отразившийся в России в первую очередь на банковской системе, оказывает влияние на такие отрасли как металлургия, автопром, машиностроение, строительство и грузоперевозки. Многие предприятия вынуждены сокращать объемы производства, приостанавливать реализацию проектов, оптимизировать инвестиционные программы. О том, на что сегодня делает ставку Группа Синара, развивающая несколько бизнес-направлений, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор компании Михаил Ходоровский.
- Михаил Яковлевич, каким был 2008 год для компании? Какие ключевые события Вы можете выделить?
- В целом совет директоров и менеджмент ЗАО Группа Синара удовлетворен работой компании в 2008 году. Мы практически выполнили все принятые планы, завершив год с прибылью. Выручка от реализации (без НДС) увеличилась на 35% и составила 12 млрд 858 млн рублей.
На 2008 год пришелся пик инвестиционной активности Группы Синара. В течение года в состав компании вошли сразу три предприятия: строительная фирма "КОМ-БИЛДИНГ" (Волгоград), Уральский дизель-моторный завод и Свердловский губернский банк (Екатеринбург). Приобретение новых активов проходило в рамках развития приоритетных бизнес-направлений Группы Синара - локомотивостроения, девелопмента и финансовых услуг - и соответствовало утвержденной долгосрочной стратегии развития компании.
- Расскажите, как создавался этот основополагающий для компании документ? Будете ли Вы его корректировать в связи с изменениями, которые происходят на мировых финансовых рынках и в целом в мировой экономике?
- До недавнего времени стратегическое планирование для многих компаний в большей степени было имиджевым элементом, а не содержательным. Мы всегда пытались формулировать не только оперативные задачи и среднесрочные ориентиры нашей деятельности, но и долгосрочные. Поэтому еще два года назад начали работу над стратегической программой, понимая, что это даст возможность двигаться по четко выверенной траектории.
К разработке были привлечены специалисты крупной международной консалтинговой компании Roland Berger. Документ получился очень серьезным и охватывает период до 2022 года. Согласно принятой стратегии развития выделены три ключевых бизнеса, которые позволят компании стать крупным игроком в занимаемых рыночных нишах.
Разумеется, сегодня мы очень внимательно следим за внешней экономической ситуацией в России и в мире, в наших тактических действиях всегда присутствует тщательный анализ, позволяющий нивелировать последствия негативных изменений на рынке. Конечно, планы и тактика поведения на 2009 год и 2010 год корректируются. При этом никаких кардинальных изменений стратегических целей не будет - мы не снимаем тех задач, показателей и уровней, которые определены стратегией.
- "Синара - Транспортные машины" (СТМ) стал первым дивизиональным холдингом, который был сформирован в составе компании. Расскажите, как развиваются предприятия, входящие в его состав.
- В 2008 году Уральский завод железнодорожного машиностроения (УЗЖМ) выпустил девять двухсекционных электровозов 2ЭС6 и десять модернизированных локомотивов ВЛ11. Всего, согласно контракту с Российскими железными дорогами (РЖД), в течение 2008-2009гг на Свердловскую железную дорогу будет поставлено 35 современных локомотивов 2ЭС6. В настоящее время конструкторско-исследовательский центр холдинга СТМ ведет работу над созданием нового электровоза 2ЭС10 с асинхронным тяговым двигателем.
Людиновский тепловозостроительный завод (ЛТЗ) тоже работает устойчиво. В прошлом году он выпустил 77 тепловозов и освоил производство модернизированного маневрового тепловоза ТЭМ7А для РЖД. Объем вложенных средств в развитие предприятия составил 250 млн рублей. В ближайших планах ЛТЗ - подготовка к серийному производству нового маневрового тепловоза с электропередачей ТЭМ9, который успешно прошел заводские тесты и уже отправлен в ОАО "ВНИКТИ" на дальнейшие приемо-сдаточные испытания.
Стратегическая задача для предприятий холдинга СТМ - выпуск в год 300 секций электровозов постоянного тока различных модификаций и до 200 тепловозов, как для российской экономики, так и на экспорт (страны СНГ и Ближнего Востока).
- Какие мероприятия проводятся в рамках модернизации предприятий холдинга СТМ?
- Технологическое перевооружение проводится в рамках всей производственной цепочки. В бюджете СТМ на 2009 год предусмотрен объем инвестиций в размере 1,2 млрд рублей. Что касается УЗЖМ, то за очень короткий период времени - два года - было построено практически новое машиностроительное предприятие. В апреле 2009 года при участии президента РЖД Владимира Якунина запущен первый пусковой производственный комплекс по серийному выпуску грузовых электровозов. Его мощность - 60 двухсекционных локомотивов в год. Параллельно идут работы по организации второго аналогичного комплекса. Все мероприятия финансируются в соответствии с инвестпрограммой и направлены на оптимизацию производственных процессов и технологию. Естественно, это отразится на экономике, в первую очередь - на сокращении себестоимости продукции.
Надеюсь, что стимулом к устойчивому развитию российского транспортного машиностроения послужит Хартия о взаимодействии, которую подписали в апреле РЖД, Синара - Транспортные машины и другие предприятия отрасли. Она направлена на то, чтобы предприятия принимали на себя добровольные обязательства по выполнению мировых стандартов при выпуске продукции, созданию рабочих мест. В свою очередь, РЖД будет совершенствовать процесс ценообразования при закупках с учетом стоимости жизненного цикла железнодорожной техники и инвестиционных затрат производителей на ее создание.
- Есть ли в планах Группы включение в состав этого холдинга Уральского дизель-моторного завода?
- Сегодня Уральский дизель-моторный завод (УДЗМ) является самостоятельным предприятием в рамках Группы Синара. Предприятие работает устойчиво, выполняет заказы для судостроительных предприятий, выпускающих продукцию для нужд ВМФ России. Одна из основных задач, стоящих перед нами, - выработка механизмов кооперации предприятия в рамках Группы. Первый результат этой работы - это создание на УДМЗ новых модификаций дизелей для железнодорожной техники. Например, дизель 8ДМ21Л для ТГМ-6ДУ и ДГ - 880 для ТЭМ9 уже поставляются на тепловозостроительный завод в Людиново. Также заканчивается разработка дизеля 12ДМ21Л, который планируется устанавливать на тепловоз ТЭМ7А. Что касается включения УДМЗ в локомотивостроительный холдинг - это вопрос времени.
- Машиностроительные заводы страны остро почувствовали на себе влияние мирового финкризиса. С какими проблемами столкнулись машиностроительные предприятия Группы Синара?
- Проблемы у всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от отраслевой принадлежности сейчас общие - наличие неплатежей, сокращение источников финансирования, отсутствие долгосрочных и дешевых ресурсов. Машиностроение особенно остро ощущает на себе эти проблемы. Это, конечно, дестабилизирует ситуацию.
- Как Вы решаете эти проблемы, в частности, как ведется работа по привлечению кредитных ресурсов?
- Мы очень плотно работаем с кредитными институтами, как с отечественными, так и с зарубежными. В 2008 году холдинг Синара - Транспортные машины привлек кредит Европейского банка реконструкции и развития, Уральский завод железнодорожного машиностроения - Сберегательного банка. Часть проектов кредитуют банки, входящие в состав Группы: СКБ-банк и Свердловский губернский банк. Также мы работаем с ВТБ, ВЭБом, Газпромбанком, ищем и находим те условия, которые нас сегодня удовлетворяют.
- Группа Синара создала второй дивизиональный холдинг ОАО "Синара-Девелопмент". Расскажите об этом проекте.
- Девелопмент также одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Поэтому совершенно не случайно в апреле этого года была сформирована Синара-Девелопмент. Холдинг ориентируется на оказание различного спектра девелоперских услуг в рамках реализации проектов строительства жилой и коммерческой недвижимости в Екатеринбурге и других городах Свердловской области, а также в городе Волгограде.
Планы у нас достаточно амбициозные. Ситуация на рынке непростая, но очень интересная, так как кризис, к счастью, не только генерирует проблемы, но и открывает новые возможности. По итогам прошлого года мы поработали неплохо, и в этом году продолжим развитие. Естественно, перестраиваем работу, чтобы избежать потерь и реализовать все поставленные задачи.
- Одним из направлений холдинга "Синара-Девелопмент" называлась реализация проектов комплексного освоения территорий.
- Наши основные объекты сконцентрированы в двух регионах - уральском и южном. Мы продолжаем заниматься проектом "Новокольцовский", который предполагает освоение около 650 гектаров земли на юго-востоке Екатеринбурга. Это будет классический проект комплексного освоения территории (КОТ). В 2008 году в рамках реализации проекта были проведены топосъемка и геофизические изыскания, разработана концепция развития территории, к работе над которой в качестве консультантов привлекались международные консалтинговые компании - Knight Frank и DTZ. Архитектурно-градостроительная концепция КОТ "Новокольцовский" будет готова в третьем квартале 2009 года. Общая площадь застройки составит предположительно 3 млн кв. метров.
Понятно, что активная фаза проекта "Новокольцовский" начнется тогда, когда для этого на рынке появятся условия. Уверяю вас, что к этому времени Синара-Девелопмент будет абсолютно готова к активным действиям. В Волгограде мы строим жилье. В настоящее время здесь происходит наращивание динамики продаж построенных квартир.
- Какие еще проекты ведет Синара-Девелопмент? На какой стадии находится их реализация?
- Действительно, Синара-Девелопмент уже проводит переговоры о начале реализации ряда проектов в Екатеринбурге на условиях аутсорсинга. Так, холдинг планирует выступить в качестве лэнд-девелопера проекта комплексного освоения территории "Зеленая долина" на северо-востоке Екатеринбурга, закончить строительство торгово-офисного центра "Нахимов Плаза" на улице Вайнера, реализовать девелоперский проект "под ключ" по строительству жилого комплекса "Альбатрос" на пересечении улиц Белинского и Саввы Белых. Кроме того, холдинг будет вести поиски дополнительных источников финансирования для строительства административного здания "Царский мост" и бизнес-центра "Невада".
Также в рамках частно-государственного партнерства мы продолжаем работу по проектированию объектов всесезонного горного курорта "Архыз" в Карачаево-Черкесии. В настоящее время закончены проектные работы по объектам первого пускового комплекса поселка "Романтик", включающего 6 гостиниц, SPA-центр, административное здание, рестораны, внутреннюю инженерную структуру поселка. Готовятся документы для проведения государственной экспертизы проектной документации. В наших ближайших планах - работы по проектированию горнолыжной инфраструктуры первого пускового комплекса и окончательные переговоры на поставку оборудования канатных дорог. Также мы ведем активные переговоры с российскими и зарубежными инвестиционными банками на предмет долгосрочного финансирования объектов горнолыжной инфраструктуры.
- Михаил Яковлевич, есть ли в планах компании расширение географии реализации девелоперских проектов?
- Ситуацию на рынке мы мониторим, и не исключаю, что если увидим интересные проекты на других территориях, то будем их обсуждать. Но задачи проводить региональную экспансию в девелоперском бизнесе у нас нет. Тогда как в банковском бизнесе географическая экспансия - это один из факторов, который дает непосредственный экономический результат. В девелопменте такого нет. Но в тех регионах, где мы присутствуем, будем развиваться обязательно. Могу отметить, что по объемам девелоперского бизнеса "Синара-Девелопмент" будет стремиться стать одним из основных игроков на рынке в Свердловской области.
- Расскажите, как проходит процесс объединения СКБ-банка и Свердловского губернского банка, когда его планируется завершить?
- Как известно, Группа Синара в прошлом году расширила финансовое бизнес-направление: в состав компании вошел Свердловский губернский банк. Сейчас ситуация в банке стабилизирована, ведется плановая работа в рамках соглашения, подписанного с Агентством по страхованию вкладов. Мы свои обязательства неукоснительно выполняем.
Если говорить о слиянии СКБ-банка со Свердловским губернским банком, то эта тема в повестке дня. У нас нет задачи просто сложить два бизнеса - есть задача получить дополнительную синергию, и мы понимаем, как это реализовать. В этом вопросе не может быть поспешных решений, это ежедневная серьезная, объемная работа. Сейчас мы синхронизируем технологическую платформу, продуктовую линейку банков и решаем другие задачи, которые связаны непосредственно с бизнесом. Помимо этого требуется реализовать ряд корпоративных процедур. Я думаю, что слияние произойдет через год-полтора, не раньше.
- Есть ли в планах Группы Синара увеличении сети банковского бизнеса?
- Действительно, банки работают как с розничными клиентами, так и с корпоративными. При работе с корпоративными клиентами не всегда требуется физическое присутствие на территории, тем более сейчас, когда есть такие возможности дистанционного банковского обслуживания как "интернет-банк", "Клиент-банк" и другие. Что касается обслуживания розницы и малого бизнеса, то банку лучше физически быть в тех местах, где есть такие клиенты.
У СКБ-банка есть стратегия по расширению филиальной сети. В 2008 году мы открыли более 20 подразделений банка. На начало 2009 года работало 112 офисов СКБ-банка и 30 - Свердловского губернского банка, различного статуса. Изменения на рынке заставили нас скорректировать свою политику по географии присутствия, поэтому в текущем году были закрыты несколько банковских представительств.
Банки, как и все предприятия Группы Синара, имеют антикризисные планы. Поэтому в 2009 году активной экспансии не будет - в плановом бюджете заложено открытие порядка 5 новых точек. Вместе с тем, ситуация меняется очень динамично, и если мы увидим, что происходят какие-то позитивные изменения, тогда оперативно примем решение открыть не 5, а, к примеру, 20 новых офисов.
Реализуя план по открытию новых точек продаж, мы отчетливо понимаем, на какой территории и какой бизнес будем развивать. У нас есть свои инструменты, чтобы оценить потенциал территории. Сегодня в четырех часовых поясах - от Хабаровска до Калининграда, от Мурманска до Таганрога - мы смогли обеспечить соответствующий уровень технологии банковского сервиса.
- Планирует ли Группа дальнейшее увеличение масштаба банковского бизнеса?
- Банковский бизнес для Группы Синара - одно из приоритетных направлений, определенных стратегией развития компании. По итогам 2008 года СКБ-банк получил 682 млн рублей прибыли - это хороший результат с учетом тех проблем, которые имеют место на финансовых рынках и в целом в экономике.
Конечно, мы собираемся развивать финансовое направление, диверсифицировать банковские продукты, физически расширяться как с точки зрения объемов бизнеса, так и с точки зрения географии. Несомненно, будем увеличивать бизнес, но с учетом оптимального использования ресурсов, которые сможем задействовать.
- Рассматривает ли Группа Синара в существующих условиях приобретение новых предприятий для включения их в холдинги группы?
- Если появится интересный проект, то обязательно будем его рассматривать. И по банкам, и по другим направлениям - это вопрос конкретного анализа. Рынок периодически предлагает новые возможности, открываются новые позиции. Мы очень внимательно следим за ситуацией в различных отраслях и стремимся оперативно реагировать.
- Михаил Яковлевич, в завершение интервью расскажите, что Вы ждете от 2009 года для Группы Синара?
- Я жду устойчивой работы и реализации тех планов, которые мы наметили. Очень надеюсь, что второе полугодие нам продемонстрирует элементы стабилизации. Группа Синара готовится к этому и будет использовать все возможности, чтобы эффективно развиваться, обеспечив выполнение тех задач, которые поставили перед нами совет директоров и акционеры.