Урал / Эксклюзив 13 ноября 2015 г. 13:07

Главный госинспектор по маломерным судам ХМАО С.Марко: "В этом году в ХМАО опасных происшествий на льду не зафиксировано"

Главный госинспектор по маломерным судам ХМАО С.Марко: "В этом году в ХМАО опасных происшествий на льду не зафиксировано"

             В ноябре в Ханты-Мансийском округе стартовал месячник безопасности на водных объектах в зимний период. О том, какая обстановка складывается в настоящее время на водных объектах и какие мероприятия проводятся в округе, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал главный государственный инспектор по маломерным судам в ХМАО Сергей Марко.

            - Сергей Иванович, какая обстановка сейчас складывается на водных объектах Югры?

            - В настоящий момент на реках округа ледообразование только начинается. Крупные реки еще не покрылись льдом, а на озерах и мелких реках лед установился. Толщина составляет 10 см и выше.

            - Какие мероприятия вы планируете провести в рамках месячника безопасности? Какое участие в этом примут органы местного самоуправления, другие сторонние организации?

            - Прежде всего, в рамках месячника будет проводиться профилактическая работа с населением. Государственными инспекторами будут организованы лекции по безопасности на водных объектах в учебных заведениях, выступления в СМИ, пройдут рейды и патрулирования в местах массового подледного лова рыбы. Кроме того, ГИМС будет контролировать работу ледовых переправ, проведение массовых мероприятий на водных объектах - соревнования, проведение обряда Крещения - в части обеспечения безопасности жизни людей.

            Органы местного самоуправления также принимают непосредственное участие в проведении месячника. Перед его началом во всех муниципальных образованиях были проведены заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), на которых утверждены планы проведения месячника, включающие как в профилактическую работу, а именно распространение всевозможных профилактических материалов, так и практическую - установку знаков о запрете выхода людей и выезда автотехники на лед, проведение рейдов. По окончании месячника итоги проведенной работы будут подведены на заседании КЧС и ОПБ при правительстве автономного округа.

            - Зарегистрированы ли в осенне-зимний сезон 2015 года происшествия, связанные с выходом людей на тонкий лед?

            - В этом году происшествий такого характера не зафиксировано. Однако в октябре прошлого года во время ледостава зарегистрировано два происшествия. На реке Конда в близи поселка Междуреченский зажало во льдах надувную лодку с человеком на борту. Государственные инспекторы по маломерным судам своевременно пришли на помощь и доставили лодку с человеком на берег. На реке Обь в Нижневартовском районе от берега оторвалась льдина, на которой находились 5 рыбаков. Их взял на борт катер, находившийся поблизости. К счастью, все закончилось благополучно.

            Для Ханты-Мансийского округа такие случаи достаточно редки. Но все же спасатели постоянно напоминают о необходимости соблюдения элементарных правил безопасности на водных объектах.

            - Какая категория людей чаще всего подвержена несчастным случаям на воде в зимний период? И какие меры воздействия есть у инспекторов ГИМС?

            - Основные категории, наиболее подверженные несчастным случаям на воде в зимний период, это дети, любители зимней рыбалки и владельцы автотранспорта.

            Дети, как правило, полностью игнорируют запрещающие знаки и указатели, выходят на лед, чтобы побегать, покататься на коньках или просто попрыгать на льду и проверить его прочность. А рыбаки зачастую под воздействием азарта забывают об элементарных правилах безопасности и еще при этом не имеют с собой средств спасения. Нередки случаи пренебрежения правилами безопасности автовладельцами, которые, не дождавшись ввода в эксплуатацию официальных ледовых переправ, на свой страх и риск выезжают на лед. Тем самым они подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь пассажиров. Сюда же можно отнести людей, которые с целью сократить путь бесстрашно переходят водоем напрямик. Инспекторы ГИМС проводят с населением разъяснительную работу, патрулирование традиционных мест массового отдыха и подледного лова рыбы. К патрулированиям привлекаются сотрудники полиции, спасатели, члены Всероссийского общества спасания на водах (ВОСВОД), представители муниципальных образований и организаций, участвующих в обеспечении безопасности людей на водных объектах.

            Наказать за выход на лед можно в том случае, если на берегу установлен запрещающий знак. Обязанность за выставление таких знаков возложена на органы местного самоуправления. В этом случае к людям могут быть применены меры административного воздействия в виде штрафа. Применять такую меру воздействия имеют право сотрудники органов местного самоуправления (в соответствии с ОЗ-102 от 11.06.2010 "Об административных правонарушениях", ст. 20 "Нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах"). На нарушителей (физических лиц) может быть наложен штраф от 300 до 1000 рублей. Обычно такие знаки выставляются в особо опасных местах, в районе бьющих ключей и стоковых вод в пределах населенных пунктов. На территории округа протекает около 30 тысяч больших и малых рек общей протяженностью свыше 172 тысяч километров, а также насчитывается более 300 тысяч озер. И на всех водоемах невозможно выставить знаки и запретить выход на лед. Поэтому каждому человеку необходимо помнить об элементарных мерах безопасности.

            - Одно из важных мероприятий, как вы сейчас сказали, это подготовка зимних переправ. Ведь для многих населенных пунктов зимники и переправы - это единственная возможность сообщения с другими населенными пунктами. Сколько переправ планируется принять в эксплуатацию в этом году? И какая работа в этом направлении ведется уже сейчас до устойчивого ледообразования на реках?

            - Ежегодно в зимний период в Ханты-Мансийском округе сдается в эксплуатацию более 80 ледовых переправ. В этом году их количество останется на уровне прошлого года - 85. В настоящий момент, по информации Управления автомобильных дорог, проведен тендер, определены подрядчики, работы по строительству переправ начнутся после установления прочного ледостава (не менее 20 см) и согласования необходимой документации. После завершения строительства государственные инспекторы по маломерным судам проведут освидетельствование всех ледовых переправ на предмет их безопасной эксплуатации. Для каждой будет установлена своя максимальная нагрузка.

            Сотрудниками ГИМС, конечно, будут проводиться рейды по водным объектам с целью выявления мест несанкционированного выезда автотранспорта на лед и принятия мер по исключению таких случаев. На переправах в период строительства и до момента сдачи в эксплуатацию организациями, осуществляющими строительство, будут выставлены шлагбаумы.

            - Расскажите, что нужно знать любому человеку, который решил прогуляться по льду? Какие способы спасения и самоспасения существуют?

            - Любителям зимней рыбалки надо помнить, что отправляться на водоемы в одиночку опасно. Прежде всего, в любом случае не следует пробовать лед на прочность, лучше потратить несколько минут на изучение замерзшей реки или озера визуально. Нужно помнить, что нельзя выходить на лед вблизи кустов, камыша, под сугробами или толстым слоем снега лед всегда тонкий или рыхлый. Особенно осторожно надо спускаться с берега: лед может неплотно соединяться с сушей, возможны трещины, подо льдом может быть воздух. Пешеходную переправу надо осуществлять группой, соблюдая дистанцию друг от друга 5-6 метров. Нельзя собираться большими группами в одном месте, пробивать много лунок на ограниченном участке и на переправах. Лунки надо пробивать на расстоянии 5-6 метров друг от друга, но опасно ловить рыбу у промоин.

            Под рукой надо всегда иметь 15-20 метров прочной веревки. А если все же лед под вами провалился, и поблизости никого нет, нужно широко раскинуть руки по кромкам льда и удержаться от погружения с головой. Действуйте решительно и не паникуйте. Стараясь не обламывать кромку, без резких движений нужно выбираться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Главная тактика здесь - приноравливать свое тело для наиболее широкой площади опоры. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда шел (и где прочность льда таким образом проверена). Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас побежать и согреться, будьте осторожны до самого берега. Ну а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.