Челябинская область готовится стать пилотным регионом в эксперименте по квотированию выбросов для снижения концентрации вредных веществ в атмосфере городов. О том удается ли выстраивать конструктивный диалог с промышленниками при решении экологически проблем, а также о подготовке региона к саммитам ШОС и БРИКС в 2020 году агентству "Интерфакс-Урал" рассказал губернатор Борис Дубровский на полях Российского инвестиционного форума в Сочи.
- Борис Александрович, давайте начнем наш разговор с самой актуальной для Челябинской области темы - экологической. Какие цели вы ставите на ближайшие годы и чувствуете ли вы поддержку бизнеса в решении проблемы снижения вредных выбросов?
- Конечно, для любой промышленной области экология является эмоциональным, но объективным вопросом, который нужно решать. Два наших города, Челябинск и Магнитогорск, вошли в майский указ, и до 2024 года нам нужно снизить нагрузку на окружающую среду обоих городов. Хочу отметить, что отличие нацпроекта "Экология" от всех других в том, что из суммы сформированных в нем инвестиций максимальная часть - это деньги промышленности, тех предприятий, которые накладывают на окружающую среду основную нагрузку. Для Челябинска - это металлургический комбинат (Челябинский металлургический комбинат), электрометаллургический (Челябинский электрометаллургический комбинат), цинковый завод (Челябинский цинковый завод), тракторный ("ЧТЗ-Уралтрак") и другие большие предприятия. Инвестиции в модернизацию - это то, что должен сделать бизнес, и они реально этим занимаются. Мы подписали соглашения с каждой компанией, предприятия проводят независимые экологические аудиты, чтобы определить, насколько их намеченные программы соответствуют современным требованиям к выполнению задачи.
У власти своя ответственность - это городская свалка, которую мы с сентября прошлого года закрыли, а теперь должны провести ее полную рекультивацию.
Второе, наш совместный с "НОВАТЭКом" проект по переводу транспорта на газомоторное топливо. Они ставят серию заправок, а регион будет покупать автобусы, которые работают на этом виде топлива, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. Вероятнее всего, транспорт будут закупать перевозчики.
Для нас очень важно, чтобы мы в ближайшее время получили закон о квотировании выбросов в атмосферу, над которым давно работаем. Он будет касаться только Челябинской области. Мы предполагаем, что станем пилотным регионом, где будет выработана законодательная практика по применению этого закона. В итоге мы получим практику управления процессами совместно с промышленностью. Причем слово "вместе" здесь для меня ключевое, потому что все основные ресурсы для достижения цели сосредоточены именно у промышленности. Кроме того, без общего понимания достичь поставленной цели невозможно.
Я вижу, что руководители предприятий понимают, сегодня невозможно устойчивое развитие, если ты не находишься в диалоге с гражданским обществом той территории, где живут твои работники, их семьи, растут их дети. Мы сейчас переходим к конструктиву. Процесс иногда бывает эмоциональным, потому что это всегда непросто, когда речь идет о деньгах. Но понимание есть, и я это чувствую.
Кроме того, мы сейчас готовимся принимать саммиты ШОС и БРИКС, и поэтому нам нужно максимального эффекта (по улучшению экологической ситуации - ИФ) достичь уже к 2020 году. Для нас такая задача достаточно серьезный вызов, ее решение требует большой мобилизации, и мы над этим сейчас работаем.
- С 1 января 2019 года регион перешел на работу в рамках новой территориальной схемы обращения с ТКО. Как продвигается работа в этом направлении?
- К 1 января были выбраны регоператоры по обращению с ТКО во всех пяти кластерах. Первый месяц мы работаем в новом режиме, есть понимание, что пошагово нужно сделать и в каком периоде. Но тут есть особые тонкие настройки, с которыми сталкиваемся не только мы, но и вся страна. В частности пока не хватает полной системы объектов для накопления отходов, то есть современных полигонов. В Магнитогорске идет строительство, в Сосновском районе временные объекты должны включить в список легитимных объектов для временного захоронения отходов, пока идет строительство основных полигонов.
Но в целом мы удовлетворены тем, как началась эта работа. Мы все помним осеннюю проблему в Челябинске (с вывозом мусора - ИФ), она была сложная. Не буду давать оценки, почему это произошло, но та ситуация дала нам возможность хорошо подготовиться к переходу на новую систему. Мы четко понимали риски, с которыми можем столкнуться, и переход прошел безболезненно.
Понятно, что до идеальной картинки еще далеко. Речь ведь не только о том, чтобы выбрать регоператора и он куда-то повез мусор. В перспективе и раздельный сбор мусора, и его сортировка для вторичной переработки, и выход на минимальное захоронение того, что остается, и использование каких-то других технологий, вплоть до мусоросжигательных заводов. Кроме того, скоро нам предстоит понести затраты на ликвидацию всех ранее накопленных свалок. Думаю, до конца года мы уже будем четко понимать, что необходимо еще довести до ума.
Это та история, в которой мы вместе со всей страной будем двигаться вперед. Я детально слежу за процессом. Очень внимательно к этому относится федеральное правительство, они предметно следят за происходящим в территориях. Сейчас создается публичная компания, которая будет заниматься вопросами обращения ТКО на уровне федерации, а мы будем взаимодействовать с ней.
Закончу свой ответ тем, что процесс выстраивания современной системы обращения с ТКО - долгий. Все задачи и сроки определены в нацпроекте "Экология". К 2024 году мы должны на захоронение отправлять менее 40%, а остальные 60% отсортировывать для вторичной переработки.
Из федерального бюджета на решение многолетних проблем со свалками ТКО нашей области будет в ближайшие три года направлено 2,9 млрд рублей. Для региона это огромная поддержка.
- Челябинск готовится принять саммиты ШОС и БРИКС в 2020 году. Успеваем ли мы со строительством всей инфраструктуры, и поможет ли нам федеральный центр еще с дополнительным финансированием?
- Федеральный центр не просто помогает, выделяя финансирование на подготовку саммитов. Некоторые объекты строятся при полном финансировании федерации. Это аэродром, новые пункты пропуска в нем. Для нас аэродром и аэропорт - ключевые и критически важные объекты, потому что предстоит принимать много гостей.
Здание аэропорта строит частный инвестор - компания "Новапорт". В итоге мощности пассажиропотока возрастут до 2,5 млн пассажиров в год, сейчас это 1,6 млн. То есть появляется достаточно серьезная перспектива развития, которая даст возможность наращивать перевозки.
Также в графике идет строительство гостиниц и президентских поселков. Некоторые объекты вызывают определенную тревогу, но мы знаем, что у нас есть резервные, они могут быть использованы с той же целью. Поэтому ближе к сроку мы, может быть, уточним их перечень.
У нас также нет сомнений, что к сроку будет построен конгресс-холл "Таганай", где будут проходить все основные мероприятия саммитов.
Но есть еще один большой объект - город Челябинск, который нужно привести в современный вид. Это комплексная задача. В частности приобретение нового газомоторного транспорта имеет значение не только для экологии, но также и для формирования современной городской инфраструктуры. Мы знаем, как меняется город, когда появляется современный общественный транспорт.
Кроме того, занимаемся дорогами, мостовыми переходами, путепроводами, транспортными развязками - всего около 30 объектов. Приводятся в порядок фасады домов, разработаны проекты по благоустройству городских общественных пространств.
Рабочие группы постоянно этим занимаются, я веду контроль еженедельно. Дмитрий Анатольевич (Медведев - ИФ) также выделил нам куратора от федерального центра, Мутко Виталия Леонтьевича. Он помогает нам очень активно, реагирует на все наши вопросы, следит за тем, что происходит. Также вместе с нами работает аппарат президента в лице Юрия Ушакова (помощник президента РФ) и Антона Кобякова (советник президента РФ).
Все понимают, что для Челябинска проведение саммитов - это шанс и задача государственного уровня. В 2020 году Челябинск в течение недели будет принимать первых лиц из 26 стран. У меня не вызывает сомнения, что мы хорошо подготовимся и получим хорошее наследие, что качественно изменит городскую среду.
- Борис Александрович, в продолжение темы хочется спросить, кто будет строить набережную реки Миасс возле конгресс-холла?
- Изначально мы планировали, что набережную будем благоустраивать на условиях концессионного договора, но здесь есть определенные правовые риски. Поэтому мы решили, что в эти риски входить не будем, а откроем торги и выберем подрядчика.
- ФАС проводит разбирательство о картельном сговоре на торгах по выполнению дорожных работ в регионе. В чем суть претензий антимонопольного ведомства, в том числе лично к вам?
- Мы пока сути претензий не видели. Информация о деле появилась еще в августе, с этих пор заседания несколько раз откладывались. Мы понимаем, что ФАС формирует некую свою позицию, собирает какие-то документы. Нам обвинение не предъявлено, поэтому мы пока не понимаем ситуацию, и я комментировать ничего не могу.
Наша позиция прежняя: правительство области очень внимательно относится к требованиям законодательства в сфере закупок и не собирается ни с кем "сговариваться".